Илзе ЛИЕПА. ВЕРНОСТЬ!

Юрий КУЗЬМИН
Фото Александра ДАНИЛЮШИНА, из архива А. и И. Лиепа, ИТАР-ТАСС

«Сейчас верность стала редким явлением и ценится очень дешево. Мы живем во времена пропаганды греха и пошлости: они смотрят на нас с экранов телевизоров, с обложек журналов, с рекламных щитов… И это страшно. Иногда мне кажется, что все, что я делаю, я делаю не только потому, что люблю свои занятия и они мне интересны. Таков мой способ борьбы с пошлостью в нашем мире. И на это способен любой человек, главное — захотеть и сделать».

Илзе, как появился ваш клуб London Body School? И откуда такое название?
О, это длинная история! Клуб и все, что сейчас в нем происходит, — следствие моего
знакомства с удивительной молодой женщиной — Марией Субботовской. Наша встреча произошла лет семь назад и во многом изменила мою жизнь. В тот момент Мария была директором известных московских фитнес-центров
Dr. Loder, и, кстати, именно она придумала эту марку и ее концепцию. Также именно благодаря Марии Россия узнала, что такое пилатес: она первой привезла эту методику в нашу страну и стала ее пропагандировать. Мария познакомила с пилатесом и меня, и я сразу же оценила фантастические возможности, которые открывает методика и перед мужчинами, и перед женщинами.
Мария познакомила меня и с одним из ведущих специалистов в области пилатеса, гуру этого направления, — Майклом Кингом, который, кстати, в прошлом артист балета. Майкл живет и работает в Лондоне, он дал нам эксклюзивное право представлять пилатес в России. Втроем мы создали в нашей стране Институт Пилатес, и на протяжении шести лет он готовил педагогов пилатеса для всех клубов Москвы и России.
Клуб London Body School появился также в результате нашего сотрудничества. Слово London в его названии отсылает к Майклу Кингу.
А словосочетание Body School — переложение известной во всем мире концепции Body and Mind, в основе которой лежит постулат осознанности движения. Ведь, работая с телом, мы не должны забывать о сознании. То есть надо полностью отдавать себе отчет в том, для чего мы делаем те или иные упражнения, нужны ли нам именно они, полезны ли, в том ли количестве и правильно ли мы ими занимаемся. В качестве примера скажу, что многие наши женщины до сих пор наравне с мужчинами продолжают пользоваться силовыми тренажерами, совершенно не думая о том, что это им противопоказано.

Пилатес подходит и мужчинам, и женщинам?
Да, но особенно он полезен дамам. Его рекомендуют женщинам и до беременности, и во время беременности — кстати, благодаря пилатесу роды проходят очень легко, — и особенно в восстановительный период после рождения ребенка. Заниматься пилатесом — это фантастическое удовольствие для тела, что к тому же приносит огромную пользу.
Пилатес возник как реабилитационная техника. Он назван в честь своего создателя — известного спортсмена и тренера Джозефа Пилатеса, который в начале ХХ века разработал специальную гимнастику для реабилитации людей, пострадавших в Первой мировой войне. Было замечено, что ограниченные в движении люди, занимавшиеся по методике Пилатеса, вставали на ноги значительно быстрее пациентов с такими же ранениями, восстанавливавшихся по другим методикам. Пилатес очень быстро получил популярность в западном мире. А особенно эта техника полюбилась балетным артистам, людям, очень хорошо знающим, что такое движение и что такое травмы. Так, первым человеком, открывшим в Нью-Йорке студию пилатеса, был наш выдающийся соотечественник хореограф Джордж Баланчин.
Пилатес — уникальная гимнастика, невероятно творческая и очень интересная, которая заставляет вас концентрироваться и учит владеть своим телом. Ее особенность — в очень бережном отношении к позвоночнику, а он — основа основ нашего здоровья. Регулярно занимаясь пилатесом, вы можете не бояться потерять форму, пропустив неделю-другую тренировок, потому что каждое упражнение вызывает к действию большое количество мышц, укрепляя в первую очередь «глубокие» мышцы, и тело долго помнит этот опыт.

Для кого предназначена ваша студия?
London Body School — студия для всей семьи, сюда ходят и дети, и родители. Вы знаете, сначала у нас было искушение сделать специализированный клуб для взрослых. Но потом мы решили не закрывать его от детей. Разве могут родители комфортно чувствовать себя в студии, куда они не могут привести с собой детей? Так у нас появилась настоящая детская школа, где дается классическое образование, то, которое ребенок не может получить в общеобразовательной школе. Основа основ в ней — балетный экзерсис, плюс пилатес для детей и множество эстетических дисциплин.

Дети тоже могут заниматься пилатесом?
Конечно, пилатес им очень полезен. Если ребенок занимается этой гимнастикой с раннего возраста, с четырех – пяти лет, а у нас есть и такие группы, он очень быстро достигает хороших результатов.
Также дети в нашей школе занимаются танцами, причем мы подходим к их отбору очень тщательно. Например, мы сознательно отказались от бальных танцев, тех, на которых сегодня специализируется большинство танцевальных студий. Мне кажется, что ничего страшного не случится, если ребенок придет к ним позже, вначале же ему следует познакомиться с основами классической хореографии. Это как с музыкой: если человек с детства знаком с Моцартом, Бахом и Гайдном, то можно не бояться, что позже он будет слушать, скажем, тяжелый рок. Если же он вырос на тяжелом роке, то есть очень большая опасность, что потом он не захочет слушать ни Моцарта, ни Гайдна, ни Баха. В программу изучаемых у нас танцев входит проверенная временем классика: фламенко, джаз, полонез, вальс и др.
Кроме того, дети изучают в нашей школе музыку, изобразительное искусство, их историю. Есть у нас и множество других дисциплин. Все они объединены в целостную систему, которая дает детям основу для восприятия культуры и искусства. Также хочу отметить, что в школе работают очень хорошие педагоги — это специалисты высшего класса.
До поселка Жуковка, где расположена студия London Body School, непросто добираться. Вы ориентируетесь прежде всего на жителей Рублевки?
И на Рублевское шоссе, и на западные районы Москвы: Крылатское, Строгино. Но должна сказать, что многих детей к нам привозят и из других районов столицы. И взрослые к нам тоже ездят со всей Москвы, причем, как правило, это очень занятые люди. Мне часто говорят примерно следующее: «Мои близкие считают меня сумасшедшим. Жуковка так далеко от моих офиса и дома! Но тем не менее три раза в неделю я езжу заниматься в вашу студию».

Какие в студии программы для взрослых?
Это пилатес, на большом и малом оборудовании. Кстати, у нас замечательные тренажеры, очень редкие, если не единственные в Москве. Есть SPА-салон, где в комплексе представлены все необходимые с нашей точки зрения услуги: там можно сделать маникюр, прическу, пройти косметологические процедуры, массаж.
Очень многие люди, особенно женщины, стесняются своей фигуры. Я, например, часто слышу от своих знакомых: «Сначала я похудею, а потом уж приду к тебе». Я пытаюсь их убедить, что приходить надо как раз сейчас, ведь наша студия и существует для того, чтобы люди могли привести себя в форму. Но не все решаются. Для таких стеснительных мы и придумали индивидуальные занятия.
Вообще, в нашем клубе есть все, что нужно женщинам. Здесь собраны уникальные программы, связанные в единый комплекс так, что одна перетекает в другую. Это пилатес, которым можно заниматься как индивидуально, так и в небольших группах, хореография и метод Илзе Лиепа.

Как появился Илзе Лиепа метод?
Я балерина, всю жизнь в движении. Естественно, как и всем представителям моей профессии, мне нужен был комплекс упражнений, для того чтобы держать себя в форме. Много лет я собирала разные упражнения, стремясь к тому, чтобы они были максимально эффективны и занимали минимум времени — 15—20 минут. Постепенно из лучшего родилась моя методика. Конечно, ее я делала не одна, а в компании с замечательными специалистами: медиками, пилатес-тренерами, хореографами.
Илзе Лиепа метод — это силовая гимнастика, которая проводится в режиме балетного экзерсиса под музыку. Его цель — проработать все проблемные женские зоны. Все упражнения нужно делать ритмично — это тренирует сознательные движения. У меня сильный хореографический акцент — важны и осанка, и постановка головы, и позиция ног, и движения рук.
Я сама раз в неделю веду уроки в London Body School и часто делаю там фантастические открытия. Удивительно видеть, как женщины, порой довольно зрелого возраста, никогда раньше не занимавшиеся хореографией, через некоторое время после того, как они впервые в жизни встали к балетному станку, достигают совершенно фантастических результатов. Иногда к нам приходят бизнес-леди, занимающиеся серьезными делами. И как правило, их лица имеют такое жесткое, я бы даже сказала, неприступное выражение лица. Но после нескольких уроков лица этих женщин совершенно меняются, становятся спокойными и умиротворенными. Это благодаря хореографии.
Я не считаю, что красивая женщина — это обязательно худая женщина. В человеке все должно быть гармонично. Мои ученицы меняются: они становятся подтянутыми, их тела приобретают упругость. А это намного более естественно и ценнее. Как я уже говорила, одна программа у нас перетекает в другую. Вы можете совмещать и комбинировать уроки хореографии с пилатесом, моим методом. Также мы регулярно дополняем наш курс новыми программами. Например, сейчас специально для женщин вводим курс джаз-танца.

А мужчины к вам ходят?
И мужчины, и мальчики. Конечно, многих родителей смущает, что в основе нашей детской школы лежит хореография, некоторые думают, что она не для мальчиков. Но лично мне кажется, что и мальчикам хореография полезна.
К тому же для детей мы ввели уроки капоэйра— это бразильское боевое искусство, включающее в себя элементы танца, а также айкидо. Они пользуются колоссальной популярностью и у мальчиков, и у девочек.
Для мужчин у нас тоже предусмотрены занятия в персональной студии с личным тренером. Все занятия начинаются или заканчиваются работой на кардиотренажере, они включают в себя упражнения на беговой дорожке, силовую тренировку по системе кинезис или пилатес. Такие занятия очень подходят бизнесменам, поскольку концентрация, которая требуется на уроке, снимает психологическую напряженность. Если же после тренировки посетить еще и массажиста, то эффект будет просто потрясающим!
Стены вашец студии увешаны фотографиями вашего отца. Что значит быть дочерью Мариса Лиепы?
Когда я прохожу мимо отцовских фотографий в London Body School и случайно встречаюсь с папой глазами, то у меня возникает ощущение, что мы говорим друг другу: «Привет!» Отец всегда присутствует и в моей жизни, и в жизни моего брата Андриса. Все, что бы мы ни делали в жизни, мы посвящаем отцу, и еще мы все время как бы отчитываемся перед ним.

Вы с Андрисом близки не только по крови, но и духовно. Это пришло из детства?
Я не знаю, как это произошло, но благодарю судьбу за то, что так случилось. Хотя должна сказать, что в детстве мы с Андрисом пережили все сложности, которые только возможны у брата с сестрой: и дрались, и ссорились, и яростно спорили. Мы были хулиганами, и маме, которая отвечала в семье за воспитание, приходилось с нами очень трудно. Но в подростковом возрасте между Андрисом и мной как-то сами собой родились близость, дружба…
Мой брат — удивительный человек. Он обладает редким даром рассуждения, причем теперь уже духовного рассуждения — он же верующий. Разговор с ним я часто начинаю со слов: «Мне надо с тобой посоветоваться». И это касается всего — и важных вещей, и незначительных. Например, я могу позвонить ему и сказать: «Сегодня иду туда-то. Как мне одеться?»

Вы производите впечатление очень целеустремленного и волевого человека. Эти качества появились в вас благодаря балету?
Наверное. Балет учит терпению, умению преодолевать трудности, воспитывает строгое отношение к себе. Но он также формирует в человеке и негативные качества. Например, профессиональную сосредоточенность, зацикленность на себе…

«Вот смотрю на себя любимого и …»
Нет, не любовь к себе, а именно сосредоточенность — когда ты подчиняешь все свое жизненное пространство тому, что необходимо твоей профессии. Ну, например, твоя семья хочет смотреть телевизор, а тебе надо ложиться спать; семья хочет ужинать, а ты должен сидеть голодным. Часто приходится отказываться от того, чего очень хочется.

Балет — красивое, но жестокое искусство. Стоит ли отдавать туда ребенка?
Если у него есть способности и желание, то почему бы и нет? Только, я думаю, в условиях нашей сегодняшней жизни семье очень трудно вырастить человечка, который с легкостью бы вошел в балетный мир и правильно бы там разместился. Ведь по-настоящему балетом должен заниматься тот, кто пришел сюда ради самого этого искусства, а не ради денег, славы и всех других связанных с этим вещей… Конечно, приятно, когда ты получаешь достойное вознаграждение за свой труд, когда тебя любит и ценит публика, но это ни в коем случае не должно стоять у балетного артиста на первом месте.
Давайте вспомним о великом послевоенном поколении артистов советского балета, к которому принадлежит и мой отец. Мне кажется, они стали такими во многом потому, что окружавшая их жизнь не была яркой и красочной и, когда ребенок из серой и довольно жесткой действительности попадал в мир балета, театра, это казалось ему волшебной сказкой. Именно поэтому у тех артистов было безудержное стремление к самосовершенствованию в балетном мире, таком прекрасном и таком любимом. Сегодняшние же дети живут совсем не так: их окружает яркий и красочный мир, где много хороших игрушек, красивой одежды, всевозможных развлечений. И это, к сожалению, гибельно для искусства.

В ваших жилах течет латышская кровь. Чувствуете свою связь с этим народом?
Да, конечно, я же наполовину латышка! Латыши — очень сдержанные люди, никогда внешне не выражающие своих эмоций. Однако внутри у них кипит невероятный вулкан страстей. Я много раз убеждалась в этом на примере своего отца и его родной сестры. В своей тете я чувствую столько любви к себе, столько нежности, она так хочет все это выразить — обнять меня, взять за руку… но не может, что-то внутри нее не позволяет ей этого сделать. Латыши полностью раскрываются, только когда попадают в театр, становятся актерами. На сцене они проявляют весь свой темперамент.

И вы тоже?
Да, для меня сцена — это то место, где я могу полностью, что называется, оторваться.
Однако хотя по своему темпераменту я близка к латышам, по духу я русский человек. Я православная, и это очень многое для меня значит. Это те самые корни, духовные и культурные, которые связывают меня с Россией.

Сегодня между Россией и прибалтийскими государствами и, в частности, Латвией довольно натянутые отношения. Вас это огорчает?
Очень! В том, что сегодня происходит между Россией и некоторыми странами постсоветского пространства, виноваты политики. Но заложниками этих сложных отношений стали мы, простые люди. Почему друзья и родственники, живущие в разных государствах, должны прекращать свои отношения из-за политических разногласий между их странами, если их самих эти противоречия напрямую и не касаются? Почему моя ближайшая подруга, живущая в Грузии, вынуждена выкраивать время и, сверяясь с моим гастрольным графиком, урывками видеть меня в Париже или Киеве? Почему мы не можем просто приехать в гости друг к другу, как раньше?
К сожалению, у людей есть одно очень прискорбное качество — они поддаются влиянию, а политики этим пользуются в своих интересах. Никто не думает о будущем, о детях, об ответственности перед Богом. Это преступно!

Сегодня вы много играете в драматическом театре. Ваша работа в балете от этого не страдает?
Нет, конечно, большая часть моей жизни отдана балету: я балерина с пяти лет. Но и драматический театр для меня важен, и я отношусь к нему очень серьезно. Вы знаете, я очень рада, что Господь так управил, что однажды мне встретился удивительный человек — Владимир Владимирович Иванов. Это очень талантливый педагог и режиссер, представитель вахтанговской школы. В драматическом искусстве он стал моим Учителем.
Может быть, талант к драматическому искусству достался вам от родителей? Ведь ваша мама — актриса Театра имени Пушкина Маргарита Жигунова, да и отец тоже был очень хорошим актером, хотя и сыграл мало драматических ролей.
Конечно, все это от них. Кстати, именно маме я обязана тем, что однажды обратила свое внимание на драматическое искусство. Это произошло еще в юности. Так случилось, что у меня долгое время не было серьезной работы в большом балете, и однажды ко мне поступили два предложения сняться в кино. Я колебалась, обратилась за советом к маме, а она сказала: «Иди. Главное, чтобы у тебя не было простоя в работе». Я согласилась. Это были фильмы «Дет-ство Бэмби» и «Михайло Ломоносов». После участия в тех проектах я поняла, что однажды окажусь и на подмостках драматического театра. Так и случилось.

Вы с Андрисом восстанавливаете дягилевские балеты: «Петрушку», «Шехеразаду», «Виденье Розы», «Болеро», «Послеполуденный отдых фавна», «Жар-птицу»…
Это Андрис восстанавливает, я же участвую в некоторых проектах как исполнительница. То, что делает мой брат, — бесценно. Он не просто достает из сундука любимые старые вещи
(а Андрис обожает все, что связано с «Русскими сезонами» в Париже) и, стряхивая с них пыль, показывает публике — он делает эти проекты модными, интересными, не скучными для зрителей. При этом очень бережно относится к первоисточнику.

Творчество и семья, семья и напряженная работа — это совместимо?
Конечно, у меня же счастливый брак! Мы с мужем очень любим друг друга, и он мужественно терпит мой крайне напряженный рабочий график.
Я вообще убеждена, что в жизни без труда ничего не получится. И в первую очередь это касается семьи. Семья ведь тоже труд. Хорошо, когда человек понимает это в молодые годы, но еще лучше, если родители воспитывают ребенка так, чтобы он изначально был готов к правильной семейной жизни. А без веры это почти невозможно. Ведь все мы люди непростые, у всех есть свои слабости, проблемы, гордыня, наконец, и, когда два человека привносят их в семью, становится трудно. Только вера помогает с этим бороться.

А что такое хорошая семья?
В первую очередь это верность. Сейчас верность стала редким явлением и ценится очень дешево. Мы живем во времена пропаганды греха и пошлости: они смотрят на нас с экранов телевизоров, с обложек журналов, с рекламных щитов… И это страшно. Иногда мне кажется, что все, что я делаю, я делаю не только потому, что люблю эти занятия и они мне интересны. Таков мой способ борьбы с пошлостью в нашем мире. И на это способен любой человек, главное — захотеть и сделать. Вспомним слова Льва Николаевича Толстого: «Если плохие люди на земле объединяются ради того, чтобы творить зло, то, значит, задача хороших людей — также объединиться, но ради сопротивления и противостояния им». Какая бы это была сила!

Последний вопрос, ставший для нашего журнала традиционным: какую женщину вы бы назвали успешной и в чем, на ваш взгляд, успех женщины?
Успех любой женщины кроется в ее собственном сердце. Ведь все зависит от того, как мы воспринимаем себя в этом мире. Женщина, которая получила хорошее образование, но не использовала его в профессии, став матерью и полностью посвятив себя семье, — разве она не успешна? Безусловно, успешна, если считает себя такой! Женщина, которая обрела себя в бизнесе, тоже успешна, если, конечно, ее дело дает мир ее душе. И в этом смысле успешной может быть и одинокая женщина, и замужняя дама, и многодетная мать, и бездетная женщина, и бизнес-леди, и домохозяйка!

А вы успешная женщина?
Надеюсь, что да.

ЛИЕПА Илзе Марисовна

Народная артистка Российской Федерации.
Родилась в Москве в семье драматической актрисы Маргариты Жигуновой и всемирно известного танцовщика Мариса Лиепы. В 1981 году окончила Московское академическое хореографическое училище (ныне Московская государственная академия хореографии), класс Наталии Золотовой. После училища была принята сначала в мимический ансамбль, а затем в балетную труппу Большого театра. Сегодня по контракту работает в Большом театре как первая солистка.
В начале своей карьеры исполняла характерные танцы в операх: «Кармен», «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Хованщина», «Млада», «Травиата». Дебютом Илзе Лиепы в большом балете стала партия Мерседес в «Дон Кихоте», он состоялся в Кишиневе во время гастролей Большого театра. За время работы в Большом театре танцевала в следующих балетах: «Раймонда» (испанский танец, мазурка), «Чиполлино» (Чиполла-мать), «Жизель» (Батильда), «Анюта» (три цыганки), «Спящая красавица» (Королева), «Щелкунчик» (Жена Штальбаума), «Лебединое озеро» (Владетельная принцесса), «Корсар» (Зюльма), «Фантазии на тему Казановы» (Царица бала), «Белоснежка» (Королева-мачеха), «Пиковая дама» (Графиня), «Ромео и Джульетта» (Леди Капулетти).
В декабре 1989 года на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского прошел первый творче-ский вечер Илзе Лиепы, где она танцевала семь хореографических номеров и балет Михаила Фокина «Видение розы» на музыку К.М. Вебера (в дуэте с Андрисом Лиепой). С тех пор практически ежегодные бенефисы Илзе Лиепы на сцене Концертного зала им. П.И. Чайковского или Театра оперетты стали традицией для балетной жизни Москвы. В 1993 году впервые в России
Ильзе Лиепа исполнила партию Зобеиды в восстановленном ее братом Андрисом Лиепой и внучкой М. Фокина Изабель Фокиной знаменитом балете М. Фокина «Шехеразада» на музыку
Н. Римского-Корсакова.
Илзе Лиепа стала первой российской балериной, исполнившей после Майи Плисецкой партию Кармен в балете «Кармен-сюита» Ж. Бизе —
Р. Щедрина (хореография А. Алонсо). Она много выступает в России и за рубежом в сольных и концертных программах с классическим и современным репертуаром: «Лебедь», «Видение розы», «Шехеразада», «Мадам Бовари» и других, в номерах, поставленных К. Голейзовским и
Л. Якобсоном. Специально для нее балетмейстерами Д. Брянцевым, Г. Алексидзе, Т. Сердюковой были созданы хореографические миниатюры.
В 1991 году Илзе Лиепа окончила педагогиче-ское отделение ГИТИСа. С 1994 года — художественный руководитель
ассоциации «Золотой век», а в настоящий момент — член правления Благотворительного фонда имени Мариса Лиепы.
Илзе Лиепа известна и как драматическая актриса. Снималась в фильмах «Блистающий мир», «Детство Бэмби», «Михайло Ломоносов», «Империя под ударом», «Самозванцы», «Люби меня». Активно сотрудничает с драматическим театром. За исполнение роли Марии Стюарт в спектакле по пьесе Л. Разумовской «Ваша сестра и пленница» (режиссер В. Иванов) она получила театральную премию «Хрустальная Турандот», а за исполнение роли Екатерины Великой в спектакле «Сон императрицы» по пьесе А. Максимова (режиссер
А. Максимов) — театральную премию «Чайка». За исполнение партии Графини в балете «Пиковая дама» удостоена национальной театральной премии «Золотая маска» и Государственной премии России.