Андрей МАКАРЕВИЧ. СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ

Юрий КУЗЬМИН
Фото из архива А. Макаревича

«Если копнуть глубоко, то, наверное, и даже наверняка, какие-то мои песни и стихи были обусловлены состоянием, вызванным общением с той или иной женщиной. Но все же не могу сказать о себе, что отношусь к категории мужчин, для которых результат этого общения определяет все в жизни».

Андрей Вадимович, кем вы считаете себя в первую очередь: поэтом, музыкантом, телеведущим, путешественником?..
Вы знаете, мне порой интересно рассуждать на эту тему с самим собой. И вот к какому выводу я обычно прихожу: я считаю себя еще нестарым, физически здоровым человеком, имеющим счастливую возможность заниматься любимыми
занятиями.

Для многих творческих людей женщина — источник вдохновения. Для вас тоже?
Нет.

Почему?
Не знаю, никогда не задумывался над этим. Если копнуть глубоко, то, наверное, и даже наверняка, какие-то мои песни и стихи были обусловлены состоянием, вызванным на определенном отрезке времени общением с той или иной женщиной. Но все же не могу сказать о себе, что отношусь к категории мужчин, для которых результат этого общения определяет все в жизни.

И все-таки какую роль сыграли женщины в вашем творче-стве?
Ну, и у меня в жизни были какие-то личные переживания, конфликты, внутренние трагедии, которые так или иначе повлияли на мое творчество. Однако я не из тех, о ком говорят: «Что видит, о том и поет». Все события переваривались внутри меня и потом, может быть, каким-то образом отражались в моих песнях и стихах. Если же говорить о женщинах, то у меня нет конкретных посвящений ни одной из моих знакомых и у моих стихов, даже лирических, нет конкретных адресатов.

А каково ваше мнение о роли современной женщины в обществе? Сейчас ведь все больше представительниц прекрасного пола берут на себя ранее не свойственные им социальные функции.
Мне не очень нравится эта тенденция. Конечно, я не отношусь к сторонникам домостроя, не призываю ограничить женщину в ее правах. Но я очень ценю, когда наряду с обладанием этими правами женщине хватает собственного ума понять, чем она должна заниматься в первую очередь и каковы должны быть ее истинные приоритеты и ценности в этой жизни. В конце концов, мужчины пока не научились рожать.

Может, уже пора?
Боюсь, что этим все и кончится.

Вам больше импонирует традиционный уклад жизни?
Человечество существует несколько десятков, а может быть, и сотен тысяч лет. И в течение тысячелетий наш уклад жизни складывался сам собой. В природе все происходит естественным путем. Это естественно, что женщина должна хранить домашний очаг, рожать детей и растить их, а задача мужчины воевать, охотиться, добывать пищу, обеспечивать своей спутнице нормальную жизнь. Если женщина при всем при этом еще
успевает заниматься каким-то другим делом, то на здоровье. Но это отнюдь не главное и совершенно не обязательное условие.

То есть воевать должен все-таки мужчина…
Так ему приходится! Он бы с удовольствием не ходил на войну, но ведь и женщину туда не погонишь. Однако еще раз говорю, я не призываю лишать женщин законных гражданских прав, но это не значит, что всем кухаркам впору бросаться управлять государством, как когда-то призывал Владимир Ильич.

Говоря о кухарках, Ленин, наверное, имел в виду не женщин вообще, а просто некую социальную группу…
Но почему тогда он вместо слова «кухарка» не употребил его синоним мужского рода — «повар»?

Когда вы вели на телевидении передачу «Смак», рейтинги показывали, что большая часть ее аудитории — женщины и, как правило, домохозяйки. Вы делали передачу именно с таким расчетом?
Я делал эту передачу так, чтобы она прежде всего у меня самого не вызывала отторжения. А это довольно сложно, поскольку я весьма строго отношусь к любому продукту своей деятельности. Что же касается того, что ее смотрели в основном домохозяйки, то в этом нет ничего удивительного. Во-первых, эфирное время передачи наиболее им подходило, а во-вторых, домохозяйка средних и выше средних лет вообще наш основной телевизионный зритель.

А почему вы стали делать именно кулинарную передачу?
Дело вовсе не в поварском искусстве. Я считаю, что «Смак» в большей степени журналистская, нежели кулинарная передача. Мне было интересно в легкой форме поговорить с занимательным человеком и тем самым поднять настроение населению нашей страны в субботнее утро.

Ваш личный интерес всегда играет определяющую роль в том, возьметесь вы за конкретный проект или нет?
Никогда не буду делать то, что мне неинтересно. И никто меня не заставит. Я достаточно обеспеченный и абсолютно свободный человек в выборе своих занятий.

А почему вы не занимаетесь архитектурой, которую изучали в институте?
Нельзя. Существует известная поговорка: «Талантливый человек талантлив во всем». Один мой товарищ поправил ее, и она стала звучать так: «Глупый и талантливый человек талантлив во всем». Это очень верно. Как бы талантлив ты ни был, не стоит хвататься за все, к чему у тебя есть склонность. Любое дело ведет за собой ответ-ственность. Если ты немножко поснимал кино, немножко построил дом, немножко порисовал, немножко поплясал, то, как правило, ничего хорошего не выходит. У меня достаточно занятий для того, чтобы совершенно не иметь свободного времени. И поэтому я сознательно отказываюсь от некоторых вещей.

А хотелось бы?
Архитектурой я мог бы заниматься. Это же моя специальность, полученная в институте. Но архитектуре нужно посвящать всего себя и заниматься только ею с утра до вечера и ничем больше — только тогда что-то получится.

К графике, в которой вы преуспели, такой максимализм не относится?
Нет, графикой я занимаюсь постоянно.

Это для вас хобби или профессиональное занятие?
Трудно провести грань между профессиональным и непрофессиональным. У меня вскоре пройдут выставки в Русском музее и Третьяковке, а выше этих музеев в России ничего нет. Там будет выставляться интересная серия: мы с моим старым товарищем, питерским художником Андреем Белле, в четыре руки сделали работы в очень сложной технике. Это серия, объединенная одной идеей и общим настроением. Выставки в двух главных музеях страны — это большая ответственность и очень почетно. Русский музей
и Третьяковская галерея весьма строго подходят к тому, что выставляется в их стенах. И мы оказались их достойны.
Так что графика для меня скорее профессиональное занятие. По крайней мере не могу сказать, что в ней я дилетант. Как раз в графике я больший профессионал, нежели в музыке. Музыке-то меня особо не учили, а графику я усердно изучал в течение семи лет.

Кого бы вы назвали художником: человека, просто хорошо рисующего, или человека, получившего специальное художественное образование?
Рисовать умеет любой из нас, просто не каждый об этом догадывается. Нам мешают собственные комплексы. Если в детстве тебе внушили, что ты плохо рисуешь, ты так и будешь думать всю свою жизнь. Настоящий же художник, наверное, начинается с того момента, когда плодами его работы могут наслаждаться другие люди.

Какие у вас творческие планы?
Творчество не планируется.

Это странно слышать…
Ну как можно говорить: «Через неделю напишу новую песню»?! Это пошлость! Я, например, знаю свой гастрольный график почти на год вперед. Только это не творчество, а скорее реализация творчества. А вот когда напишется новая песня — мне неизвестно. Я могу в какой-то степени регулировать этот процесс, ускорять или замедлять его, но не больше.

Тогда как вы будете себя реализовывать в ближайшее время?
После того как пройдут наши с Андреем Белле выставки в Санкт-Петербурге и Москве, мы, скорее всего, приступим к созданию еще одной коллекции. Она ни в коем случае не будет продолжением той, о которой я говорил. В новой коллекции работ будут заложены другие идеи. Меня вообще воспитали дисциплинированным человеком, и я не могу, не поставив точку, начать писать следующую фразу.
В конце июня я поеду в Южную Африку — давно собирался сделать там подводные съемки. В месте, куда я собираюсь, можно поснимать очень серьезных акул. Я давно этого не делал и страшно соскучился по такой работе.
30 августа в Казани мы с единомышленниками проводим первый — и я надеюсь, что он будет ежегодным, — международный музыкальный фестиваль под названием «Сотворение мира». Слово «мир» здесь понимается не как планета, а как альтернатива войне. Музыкальная направленность этого фестиваля очень широка. По нашему замыслу участие в нем будут принимать команды, внутри которых играют музыканты разных вероисповеданий. Музыка — это то из очень немногого оставшегося сегодня, что еще может объединить людей. Ведь музыканты, играющие в джазовых, рок-энд-ролльных и других командах, как-то легко мирятся с тем, что один из них мусульманин, другой иудаист, третий христианин. Различия в вероисповедании не мешают им вместе творить.
Кроме того, сейчас у меня очень интенсивный гастрольный график и с «Машиной времени», и с «Оркестром креольского танго».

А как появился в вашем творчестве «Оркестр креольского танго»?
В этом году оркестру исполнится восемь лет.
Я сформировал его, когда почувствовал, что для некоторых моих песен не хватает тех музыкальных красок, которыми владеет «Машина времени». «Машина времени» — очень хорошая команда, но не универсальная, она не умеет играть все на свете. Мне же захотелось на время отойти от того традиционного рока, который уже в течение
39 лет играет наша группа. Было желание поэкспериментировать с джазом, который я очень люблю, с какими-то этническими вещами, шансоном. Так появился «Оркестр креольского танго». Сейчас обе команды существуют параллельно.
В «Оркестре креольского танго» играют молодые музыканты. Как я считаю, они лучшие в нашей стране по степени профессионализма и универсальности. Недавно мы записали шестой по счету альбом на знаменитой лондонской студии Abbey Road. Помимо «Оркестра креольского танго»,
в записи принимали участие еще два британских оркестра. Я очень доволен результатом.

И последний вопрос: какую женщину вы бы назвали
успешной?

Успешный человек — это тот, который умеет добиваться задуманного и может реализовать свои амбиции. А амбиции у всех разные. У одной женщины — это желание стать членом парламента, у второй — попасть на MTV, у третьей — родить пятерых детей. Ну и хорошо. Дай бог им здоровья, всем троим!

МАКАРЕВИЧ Андрей Вадимович

Народный артист России. Композитор, поэт, писатель, певец, музыкант, график, телеведущий, лидер группы «Машина времени».
Родился 11 декабря 1953 года в Москве в семье известного архитектора Вадима Григорьевича Макаревича и доктора медицинских наук Нины Марковны Макаревич. Окончил Московский архитектурный институт.
С юности занимается подводным плаванием, равно как и рыбалкой, кулинарией, путешествиями, изучением дикой природы. Любовь к музыке и поэзии пришла к нему в школе. В 1968 году Андрей Макаревич организовал свою первую школьную группу The Kids. В 1969 году собрал группу Time Mashines, через несколько лет переименованную в «Машину времени», ставшую популярнейшей рок-группой Советского Союза.
С 1970 года занимается графикой в смешанной технике — его собственное ноу-хау.
В 1989 году вышел первый сольный альбом Андрея Макаревича «Песни под гитару».
В 1993 году основывает продюсерскую компанию «Смак» и становится ведущим одноименной телепрограммы.
В 2002 году Андрей Макаревич создает «Оркестр креольского танго», в состав которого вошли лучшие джазовые музыканты страны. С этого же года активно гастролирует и записывает музыку как вместе с «Машиной времени», так и с «Оркестром креольского танго».
Автор книг «Все очень просто», «Сам овца», «Стихи и песни», «Андрей Макаревич: песни и стихи», «7 городов», «СМАК: встречи на кухне», «Что такое дайвинг или акваланги для всех» (в соавторстве с Юрием Бельским), «Место где свет», «Занимательная наркология».
Дис­ко­гра­фия
«Ма­ши­ны вре­ме­ни»

1974 — Пла­стин­ка-минь­он с «Трио Лин­ник»
1981 — Гиб­кие ми­ни-пла­стин­ки «Песни из кинофильма» и «Ансамбль “МА­ШИ­НА ВРЕ­МЕ­НИ”» («Ме­ло­дия»)
1986 — Диск-ги­гант «В до­б­рый час» («Мело­дия»)
1987 — Двой­ной аль­бом «Ре­ки и мос­ты» («Ме­ло­дия»)
1988 — Пла­стин­ка «Де­сять лет спус­тя» («Ме­ло­дия»)
1989 — LP «В кру­ге све­та» («Ме­ло­дия»)
1989 — «Мед­лен­ная хо­ро­шая му­зы­ка» (Sintez Records)
1991 — Аль­бом
и ком­пакт кас­се­та
«“МАШИ­НЕ ВРЕ­МЕ­НИ” XX лет!» («Ме­ло­дия»)
1991 — LP и CD «Мед­лен­ная хо­ро­шая му­зы­ка» (Sintez Records)
1993 — Двой­ной аль­бом «Это бы­ло так дав­но. МА­ШИ­НА ВРЕ­МЕ­НИ. Год 1978» (Sintez Records)
1993 — «Вне­штат­ный ко­ман­дир Зем­ли» (Sintez Records)
1993 — Рет­ро­спек­ти­ва «Луч­шие пес­ни. 1979?85» (Sintez Records)
1993 — The Best of (Sintez Records)
1995 — «Ко­го ты хо­тел уди­вить» (Sintez Records)
1996 — «Кар­тон­ные кры­лья люб­ви» (Sintez Records)
1997 — «От­ры­ва­ясь» (Sintez Records)
1998 —«ХХХ лет “МАШИ­НЕ ВРЕ­МЕ­НИ”» (Sintez Records)
2001 — «Ме­сто где свет» (Sintez Records)
2004 — «Ма­ши­наль­но» (Sintez Records)
2007 — Time Maсhine
Соль­ные аль­бо­мы Ан­д­рея Ма­ка­ре­ви­ча
1994 — «У лом­бар­да»
1994 — «Я ри­сую те­бя»
1996 — «Пио­нер­ские блат­ные пес­ни»
1998 — «Пес­ни под
ги­та­ру»
1998 — «Жен­ский аль­бом» (с груп­пой «Па­по­рот­ник»)
1999 — «Пес­ни из ки­но­филь­ма “Пе­ре­кре­сток”»
2002 — «И т. д.» (с «Ор­ке­ст­ром кре­оль­ско­го
тан­го»)
2003 — «Тон­кий шрам на лю­би­мой по­пе» (с «Ор­ке­ст­ром кре­оль­ско­го тан­го», Ев­ге­ни­ем Мар­гу­ли­сом, Мак­си­мом Ле­о­ни­до­вым, Але­ной Сви­ри­до­вой и Тать­я­ной Ла­за­ре­вой — пес­ни Мар­ка Фрейд­ки­на)
2004 — «От ме­ня к те­бе» (с «Ор­ке­ст­ром кре­оль­ско­го тан­го»)
2005 — «Пес­ни Бу­ла­та Окуд­жа­вы» (с «Ор­ке­ст­ром кре­оль­ско­го тан­го»)
2006 — «Ста­рая ма­ши­на» (с «Ор­ке­ст­ром кре­оль­ско­го тан­го»)