ИМИДЖ — ВСЕ!

Мария ПОДОЛЬСКАЯ
Фото ИТАР-ТАСС

В последние годы в офисном дизайне наблюдается удручающая тенденция: стандартизация офисного пространства привела к появлению безликих рабочих мест. Они не приспособлены к нуждам конкретных сотрудников и совершенно не отражают имидж фирмы.
А ведь удачный дизайн офиса может не только повысить командный дух и поднять работоспособность, но и улучшить отношение партнеров и заказчиков к компании.

С помощью различных стилей дизайна — современного, классического, хай-тека, барокко, японского — можно не только подчеркнуть индивидуальность компании, но и отразить ее внутреннюю культуру, миссию, повлиять на успех фирмы. Особенно важен дизайн в офисах, куда приходит много посетителей. Например, традиционно стилевые решения банков и кредитных организаций включают в себя уже сложившиеся фирменные цвета, что позволяет повысить узнаваемость компании, подтвердить качество ее работы и платежеспособность. Все это привлекает клиентов, интерьер офисов становится трехмерной рекламой, а образ компании закрепляется в сознании всех связанных с ней людей: и работников, и партнеров, и потребителей.

Общие принципы

Главный принцип в дизайне офиса — это ненавязчивость. Атмосфера рабочей зоны не должна отвлекать и переключать человека на другие мысли. Уютный кабинет, удобная мебель, правильное освещение, спокойная цветовая гамма помогают сотрудникам сосредоточиться на выполнении их обязанностей. Данный прин-цип не относится к дизайн-студиям и банкам, так как первые стараются проявить оригинальность прежде все в декоре офиса, а вторым необходимо показать свою состоятельность и благонадежность, укрепляя тем самым командный дух и привлекая новых клиентов.
Сам дух компании зарождается в правильном интерьере. Здесь выделяют два типа элементов: обязательные и рекомендуемые. К обязательным элементам относятся цвет, аксессуары, а также формообразующие элементы. В любой интерьер современного офиса можно внести отличительные черты фирмы, определенные цвета. Хотя, если у компании логотип, скажем, желтый с зеленым, совершенно необязательно красить стены в эти цвета. Достаточно расставить цветовые акценты. Ведь яркость, как раздражающий фактор, способна утомить сотрудников и отрицательно повлиять на их работоспособность.
Другим элементом, который часто используется, являются аксессуары. Например, определенные материалы и фактуры. К формообразующим элементам относится логотип компании, его элементы — круг, прямую, квадрат — можно размещать на дверях и перегородках, применять в рисунке пола и конфигурации стен.
Еще один эффектный способ обозначить свой фирменный стиль — это разместить на окна или жалюзи фото или какие-либо другие композиции. Даже потолок может отражать фирменный стиль офиса, например, если нанести на него логотип компании или сделать ярким, используя фирменные цвета компании.
При этом пол лучше всего сделать нейтральным, его рациональнее застилать ковровым покрытием: паркет неэкономичен, а ламинат и линолеум выглядят недостаточно солидно. При покраске стен обычно выбирают теплые пастельные тона.
Дизайн офиса должен отличаться особой продуманностью. При его разработке закладывается эстетика труда, гигиена отношений, и учитывать здесь нужно все: и настроение, и стиль, и отношение к клиентам и сотрудникам. Поэтому все обязано подчиняться единому стилю.

«Выездной офис»

Существуют критерии, позволяющие сразу же оценить уровень благосостояния компании, ее динамику, отношение к клиентам. Посетитель с первого взгляда способен определить следующие параметры: удобна ли приемная, есть ли комната переговоров, можно ли ознакомиться с историей предприятия, посмотреть рекламные материалы. Носителями имиджа также выступают сотрудники, контактирующие с клиентами, — это не только директор и другие руководители, но и секретарь, охранник, офис-менеджер. Важно, как они начинают разговор, как отвечают на телефонные звонки. К имиджу имеют отношение и водитель, и автомобиль, и даже то, с какими ручкой и блокнотом сотрудники приходят на встречу.
Если у производственных предприятий общение с внешним миром порой ограничивается отделом сбыта или маркетинга, то для компаний, оказывающих услуги, полезно проанализировать все точки соприкосновения фирмы и клиента. Если менеджеры сами ездят на переговоры, внешним видом офиса можно не заниматься, зато следует обратить внимание на то, как выглядят сотрудники, на каком транспорте ездят, как оформлена документация, которую они привозят с собой. Таким образом можно формировать выездные кусочки имиджа, влияющие на первое впечатление о компании.
На имидж организации существенно влияет правильное зонирование офисного пространства. Обязательно наличие зон, которые формируют у посетителя мнение о компании, и главная стилистическая нагрузка лежит здесь на зонах рецепции и ожидания. Впечатление о компании начинает складываться уже на входе в офис. Вот почему оформление входной группы — важная составляющая фирменного стиля. Не меньшее внимание надо уделить переговорным.
Мебелировка любого помещения в первую очередь должна быть выдержана в едином стиле, а еще лучше, если она представляет собой комплект. Рабочее место сотрудника нужно сделать максимально удобным и функциональным, ведь от этого напрямую зависит его работоспособность. В дизайне интерьера офиса необходимо учитывать и психологию, заботиться о здоровье сотрудников. Очень важно, чтобы рабочее место было «гибким», чтобы сотрудник мог не только регулировать высоту своего стула, но также менять по собственному усмотрению освещение или температуру.
Обычно помещения оформляются в соответствии с принципом наибольшей значимо-сти. Самыми продуманными по дизайну, наряду с зоной рецепции, должны быть кабинеты высшего руководства. Интерьер офиса руководителя должен предусматривать зонирование отношений начальник — подчиненный, а обстановка — напрямую зависеть от характера бизнес-процессов компании и личных привычек. Интерьер здесь должен отличаться от всех остальных мест работы не только стилем и стилистикой, но и духом.
Создание офиса, подходящего для фирмы стилистически и функционально, безусловно, лучше доверить профессиональным архитекторам и дизайнерам.

Типы интерьеров

Офисный дизайн диктуется функционально-стью. Так, например, в банке обязательно наличие оперативного зала, сейфовых комнат и репрезентативных зон. Мало кто решится оставить свои деньги в банке, где персонал сидит на убогой мебели, а оформление помещений выдержано в стилистике начала 90-х годов — эпохи зарождения офисного дизайна. Дизайнерам и производителям офисной мебели в последнее время приходится разрабатывать свои системы в зависимости от рода деятельности компаний и задач, которые они перед собой ставят. Скажем, те же банки и другие финансовые учреждения работают непосредственно с клиентом и его деньгами, поэтому данные компании должны восприниматься как залог надежности и стабильности. Вычурная дизайнерская мебель здесь будет выглядеть неуместно, а холодный современный дизайн и вовсе противопоказан, ведь он позиционирует банк как молодой, агрессивный и лишь недавно вышедший на рынок. Вот почему чаще всего в учреждениях такого рода встречается гармоничное сочетание классического стиля с нейтральной цветовой гаммой.
Юридическим компаниям важно подчеркнуть свою стабильность, респектабельность и конфиденциальность. В их офисах преобладает кабинетный стиль, иногда дизайнеры даже сооружают там кабинки для телефонных переговоров. Крупные торговые компании в силу большого числа сотрудников и принятого в них принципа открытости предпочитают open space.
Яркие, пестрые детали, нестандартная цветовая гамма вполне уместны для компаний творческих: издательств, дизайн-бюро, рекламных агентств. Если в офисе такой организации отсутствует изюминка, свидетельствующая о профессиональном мастерстве коллектива, потенциальный клиент вряд ли захочет доверить ей уникальный проект.
Компании fashion-индустрии и телевизионные студии, чтобы заполучить клиента, своим офисом максимально подчеркивают креативность как основу собственной деятельности.
С этой целью применяются нестандартные дизайнерские решения и яркая мебель. Производители услуг, салоны красоты, рекламные компании работают преимущественно на свой имидж. Для них важен дизайн. Поэтому они часто покупают не столько функциональную, сколько красивую и модную мебель. То же самое можно сказать об офисах торговых фирм, всегда стремящихся показать товар лицом.
Иногда новаторские решения применяются в довольно неожиданных ситуациях. К примеру, офис шотландских парламентариев поразил общественность необычностью дизайна внешнего вида и интерьера, мало присущей строениям подобного рода. Стекло и хай-тек в соединении со стилями разных эпох — все это сформировало пеструю и новаторскую картину. С момента своего открытия в октябре 2004 года здание шотландского парламента удостоилось девяти наград, в том числе наивысшей британ-ской награды в области архитектуры и дизайна.

Важные мелочи

Как правило, для украшения коридоров офисов используются фотографии, а кабинетов —
ручная графика и живопись. Довольно часто художественные произведения в офисе составляют коллекцию, которую собирает руководитель. Зачастую эта коллекция самодостаточна и потому может вписаться в любой интерьер. Посетитель понимает, что перед ним действительно высокохудожественные произведения, а компания в состоянии инвестировать средства в искусство. При этом не всегда стоит дополнительно освещать картины, в офисе произведение искусства само по себе выглядит ярко.
Если же среди владельцев офиса нет тонких ценителей прекрасного, декоратор сам подберет художественные произведения в соответствии с архитектурным и дизайнерским проектами интерьера. А иногда концепция иллю-страций зависит от специфики деятельности компании. Например, при оформлении офиса крупной международной адвокатской конторы за основу декора была взята следующая концепция: деятельность адвоката — это экономно расходуемое время и взаимодействие различных механизмов. Поэтому в интерьере переговорной комнаты появились работы известного фотографа с изображениями часов, их деталей. А так как адвокатская контора имела вес во всем мире, подобранные фотографии тонко передавали мимолетные аллюзии различных стран: цветок сакуры, листья чая и т. д.

Офис будущего

Прогресс и глобализация превращают работу на дому в весьма распространенное явление. Многие специалисты в области информационных технологий, СМИ и рекламы работают в домашних условиях. Эксперты прогнозируют, что с дальнейшим развитием малого и среднего бизнеса количество таких рабочих мест будет расти. Многие фирмы уже сейчас могут перейти к такой организации работы, когда весь офис представлен в одной комнате одним сотрудником. Понятие «виртуальный офис» используется для обозначения возможности показывать клиентам и партнерам лицо компании, не тратя больших средств на аренду или покупку площадей в бизнес-центрах. Потребность в виртуальном офисе особо актуальна для небольших компаний, которые стремятся иметь представительства в нескольких городах.

Запись опубликована в рубрике 2008 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.