СЕМЬ ДНЕЙ В ЯПОНИИ

Юрий КУЗЬМИН
Фото автора и ИТАР-ТАСС

Недельная поездка по Японии не способна дать полного представления об этой большой и интересной стране. За семь дней вы сможете составить лишь общее и ни в коем случае не претендующее на истину
в последней инстанции представление о тех местах Страны восходящего солнца, которые вам удалось посетить за столь непродолжительное время. В моем случае это были современная столица Японии — Токио, древняя столица империи — Киото и национальный парк
Фудзи-Хаконэ-Идзу.

ТОКИО

Первое сильное впечатление от Токио — поездка из международного аэропорта Нарита непосредственно в город — способно испортить вам общий настрой от только-только начавшегося путешествия. Дело в том, что мы находимся в плену нами самими созданных мифов о Японии, как правило, имеющих лишь отдаленное отношение к реальной действительности. Предвкушая путешествие по Японии, воображаешь себе высокотехнологичную и суперсовременную державу, где технический прогресс гармонично сочетается с национальным колоритом. Так и представляешь себе, как летишь по высокоскоростной магистрали на новейшем транспортном средстве и на каждом шагу видишь фантастические футуристические строения, вездесущих роботов и другие чудеса техники, а чуть выехал в пригород — и вот уже традиционные японские домики из бамбука с раздвижными стенами и татами. Поездка же из аэропорта в столицу Японии очень быстро развенчивает все эти иллюзии.
Два токийских аэропорта, равно как и большинство других вспомогательных служб мегаполиса, расположены на искусственных землях, образовавшихся при осушении Токийского залива. Через столь мало радующие глаз территории и тянется дорога из аэропорта в город. Это бесконечные сплошные многоуровневые магистрали, построенные по самым современным техническим стандартам (правда, местами довольно обшарпанные), вдоль которых тянется что-то унылое, напоминающее промзону вперемежку с жилыми районами.
Сразу бросается в глаза плотность и многоярусность застройки, а также нагромождение строений самых разных стилей и конструкций. В бесконечном хороводе друг друга сменяют достаточно современные 20-этажные и выше здания, стандартные десятиэтажки, очень напоминающие нашу панельную застройку в Новых Черемушках, небольшие двух-трехэтажные жилые домики, на балкончиках которых сушится белье, огромные фабричные корпуса, офисные здания, склады и пакгаузы (порт тоже где-то рядом) с логотипами крупнейших японских корпораций… Пейзаж эклектичный и довольно неприглядный, «Матрица» какая-то.
При въезде в Токио начинаются более обжитые и приятные глазу жилые районы. Это двух-трехэтажные дома, очень похожие на те, что стоят в небольших городках США, отличающиеся от своих заокеанских собратьев лишь кое-какими архитектурными элементами, в которых слегка проявляется восточный колорит.
Из-за обилия небоскребов и соседствующих с ними других зданий, сложной многоярусной инфраструктуры и небольшого количества зеленых насаждений Токио хочется назвать каменными джунглями. Но в то же время город не похож на самые знаменитые каменные джунгли мира — на Нью-Иорк. Нью-Йорк можно любить или не любить, он может давить на человека, привыкшего к просторным площадям и широким улицам, но нельзя не признать — у Нью-Йорка есть свой стиль. У Токио же стиля нет, здесь царствует эклектика.
Не стоит искать в японской столице национальный колорит и призрак канувшего в Лету города Эдо (так Токио назывался до второй половины XIX века). У города непростая судьба: за свою более чем 500-летнюю историю он неоднократно подвергался разрушениям. В 1923 году то, что к тому моменту осталось от старого Эдо, известного по гравюрам «укиё» знаменитых японских художников XVIII—XIX веков Хокусаи и Хиросигэ, стерли с лица земли страшное землетрясение и вызванные им пожары. Токио 20—30-х годов XX века тоже не дошел до наших дней —
на этот раз из-за американских бомбардировок Второй мировой войны.
Обновление Японии и ее экономический подъем — это и возрождение Токио. В городе были восстановлены и реконструированы часть старых зданий и некоторые районы. Среди них императорский дворец и его парковый комплекс, район Асакуса — исторический город, где все воссоздано так, как было 400 лет назад, святилище Мэйдзи, храм богини Канон и ряд других достопримечательностей. И тем не менее все эти красоты не создают целостного впечатления об исторических традициях Токио, а выглядят как вкрапления в современный индустриальный пейзаж.
Национальный колорит в Токио следует искать в парковых зонах. Они гордость жителей города, их излюбленные места отдыха. Это самый большой в Токио парк Йойоги, старинные парки Рикусен и Хибия (последний известен регулярно проводящимися здесь выставками хризантем), славящийся своими деревянными пагодами и храмами парк Сиба, парк Уэно, где сосредоточены основные музеи города.
Кстати, лучшие отели также, как правило, расположены в парках или рядом с ними. Например, суперсовременный и очень комфортабельный отель Four Seasons at Chinzan-so, где мы жили, построен прямо в старинном парке Тиндзан-со, которому более 200 лет. И там, как положено, есть и пагода, и маленькие водопадики, и фигурки богов, и прудики с живописно разложенными камнями — в общем, все, чего мы как раз и ждем от Японии.
Особое для жителей Токио место — императорская резиденция, которая представляет собой дворцовый комплекс (весьма небольшой с точки зрения европейца), окруженный широким рвом с водой, фрагментами старинных крепостных стен и огромным парком —
образцом традиционного японского ландшафтного искусства. Для посетителей открыт только маленький восточный сад императорского дворца. Западную же территорию простые смертные могут посетить лишь один раз в году — в день рождения императора. Сам императорский дворец (довольно небольшое здание — новое, но отстроенное под старину) можно увидеть издали, за мостиком. У него есть интересная особенность: окна расположены так, что в них нельзя заглянуть ни с какой стороны (чтобы не подглядывали за жизнью императора).
В общем, современная токийская архитектура меня не впечатлила, в том числе виды знаменитого Токийского залива. К сожалению, не удалось увидеть, как выглядит застроенный небоскребами берег залива с открытой воды, но могу сказать, что вид на него со стороны насыпных островов не особенно живописен — честно говоря, московское Строгино не хуже. Что же касается главного и самого известного архитектурного объекта Токийского залива — моста Rainbow Bridge, который сравнивают с «Золотыми воротами» Сан-Франциско, то он не идет ни в какое сравнение с великим творением американских архитекторов и инженеров, да и вообще с Сан-Францисским заливом.
Современный Токио, который показывают туристам, — это несколько районов, чьи названия знают далеко за пределами Японии. Наиболее известен сверкающий неоном рекламы район Гиндза: хотя там все действительно горит и переливается, этот ставший эталоном красочной рекламной жизни квартал по большому счету не слишком отличается от таких же центральных улиц многих современных мегаполисов — того же Нью-Йорка, Шанхая, Гонконга, Сингапура — ни по архитектуре, ни по блеску рекламы. Привлекают внимание также центр деловой жизни Синдзюку, квартал Маруноути — финансовое сердце города, Акихабара — фактически сплошной торговый центр, особенно известный своей электроникой, разбитной молодежный район Сибуя, квартал министерств Касумигасэки…
Ритм жизни в Токио, как и во всяком крупном мегаполисе, очень интенсивен. Утром, днем и вечером город находится в постоянном движении. Но в поздние часы жизнь в деловых кварталах затихает: японцы люди очень регламентированные, строго следящие за своим распорядком дня и следующие принципу «делу время, потехе час». Исключение составляют лишь районы, где сосредоточена развлекательная индустрия, и первый из них — Сибуя. Этот район никогда не спит, его инфраструктура позволяет японской молодежи удовлетворять жажду развлечений, выражаясь ее жаргоном, оттягиваться на полную катушку. Но каким бы удовольствиям ни предавался молодой японец ночью, можно быть уверенным, что утром он облачится в опрятный деловой костюм и как ни в чем не бывало вовремя придет на работу и примется за нее со всем рвением.

НЕ ТАКИЕ, КАК МЫ

Вообще, мое самое большое впечатление от Японии — сами японцы. Это уникальная и удивительная нация. Их жизненный уклад и отношение к жизни абсолютно отличны от наших, и человеку с традиционным европейским менталитетом понять их практически невозможно. Их непохожесть на нас ни в коем случае не заслуживает насмешки или порицания, скорее — уважения и похвалы. Плохо скорее не то, что японцы не похожи на нас, а то, что мы совсем не такие, как они.
Японцы — настоящие перфекционисты. Чем бы ни занимался представитель этой нации, на какой бы должности ни работал, пусть самым последним уборщиком, свою работу он будет выполнять так, словно она — дело всей его жизни. Самое страшное для японца — заслужить порицание общества, подвести окружающих: коллег, родственников, тех, кто на него полагается. Перфекционизм японцев имеет массу положительных сторон. Иностранцу это особенно бросается в глаза при соприкосновении со сферой обслуживания. Идет ли речь об организации поездки, о встрече в аэропорту и размещении в гостинице, посещении ресторана или музея — если за это взялись японцы, будьте уверены: вас не бросят и все будет хорошо. Почти всегда. Почему почти? Все-таки иногда стремление к совершенству играет с японцами злую шутку. Об одном таком курьезном случае, произошедшем со мной во время этой поездки, я расскажу чуть позже.
Вежливость японцев давно уже стала притчей во языцех, она встречается на каждом шагу и производит большое впечатление. Может быть, чрезмерное почтение японца к своему визави покажется кому-то слишком изысканным и со временем начнет раздражать, но на первых порах все это очень приятно.
Японцы неприхотливы и привыкли жить скромно. Причем это относится и к людям, очень высоко стоящим на социальной лестнице. Жилые апартаменты в Токио очень невелики и с точки зрения европейца плохо приспособлены для жизни. Хотя сами японцы, наверное, другого мнения. Общеизвестно, что в Японии, и особенно в столице страны, дефицит земли и очень высокая стоимость арендной платы за жилье. Токиец со средним достатком занимает квартиру общей площадью около 25 кв. м, и это считается очень хорошим жильем (стоимость аренды такой квартиры в хорошем районе превышает $2 тыс.). Молодые же специалисты, те, кто только начинает делать свою карьеру в Токио, довольствуются крохотными квартирками-пеналами общей площадью 12 кв. м. Это очень напоминает рассказы наших родителей о том, как они, молодые, ютились вчетвером, а то и больше в комнате гостиничного типа.

ПИТАНИЕ ПО-ЯПОНСКИ

«Японцы в основном едят суши» — еще один навязанный нам миф о Стране восходящего солнца. На самом деле это весьма поверхност­ное мнение. По моим наблюдениям, питаясь в ресторанах, японцы заказывают разнообразную кухню — не только национальную, но и европейскую. Что касается суши — то их, как правило, едят тогда, когда надо чем-то быстро перекусить. Так и мы перехватываем что-то в Макдоналдсе или любом другом заведении быстрого питания и бежим дальше. Исключение — наисвежайшие суши, настоящий деликатес и излюбленное лакомство гурманов. В Токио их можно отведать на рыбном рынке Цукидзи. Это одно из самых колоритных мест в японской столице. Рынок открывается в четыре утра. Примерно с этого времени и часов до 11 утра расположенные здесь же бары и ресторанчики угощают клиентов суши из только что выловленной рыбы, которую буквально на ваших глазах выгружают с рыболовецких судов и сейчас же разделывают.
Кстати, благодаря этой поездке я узнал, что японцы очень вкусно готовят мясо. Особенно мне понравилось их знаменитое мраморное мясо, приготовленное маленькими «медальончиками» в кисло-сладком соусе. Столь вкусного блюда я не ел ни в Москве, ни в Европе, ни в США.

КИОТО

Из Токио в Киото мы добирались на ско­ростном поезде Синкансэн. Расстояние между двумя городами, а это около 500 км, он преодолевает чуть больше чем за два часа. Бешеная скорость, которую набирает поезд, совершенно не чувствуется. И вообще поездка очень комфортна и приятна.
Если вы хотите поближе познакомиться с культурой, традициями и историей Японии, то лучшего места, чем Киото, не найти. Есть, правда, еще Нара и Камакура, но это маленькие города, скорее музеи, и современной жизни там почти нет, а с культурой все-таки лучше знакомиться там, где она подается в сочетании старины и современности.
Киото до 1868 года был столицей Японии. Сегодня этот большой и старинный город — центр культурной жизни страны. Здесь значительно тише, чем в Токио, ритм жизни тоже более спокойный и размеренный. Хотя, к сожалению, надо признать, что жилые кварталы Киото малоинтересны, никаких архитектурных изысков не наблюдается. Может быть, чаще встречаются здания, имеющие какой-то восточный колорит, но в целом ничего запоминающегося нет.
В то же время город бережно хранит дух ушедших эпох и проникнут атмосферой древней столицы империи. Киото — единственный из крупных городов Японии, не пострадавший от бомбардировок Второй мировой войны. Здесь сохранилось около 2 тыс. старинных храмов, сотни парков и десятки дворцов. Особенно впечатляет гармоничное сочетание исторических сооружений с окружающим ландшафтом — в этом искусстве японцам нет равных.
Можно долго перечислять жемчужины архитектуры Киото, которые не оставят равнодушным ни одного туриста. Это императорский дворец Госё, замок дома Токугава — Нидзё с внутренним дворцом Ниномару, славящимся своими «поющими» полами, ослепительный Золотой и изысканный Серебряный павильоны, безмятежный храм Рокуондзи, возвышающийся над городом храмовый комплекс Киёмидзудэра, известный также под названием Храм чистой воды, самый древний храм города Ясака-Дзиндзя, величественный замок Хаконэ…
Всем туристам в Киото обязательно показывают сад камней храма Рёандзи — самый знаменитый сад камней в мире. Говорят, уникальность его в том, что посетитель не может с одной точки охватить взглядом все 15 камней, уложенных на ровную площадку сада: где бы ты ни находился, видишь максимум 14 из них. Правда, на мой неискушенный взгляд, это тоже миф, так как созерцать камни можно только с одной из четырех сторон прямоугольника сада, а при таком ракурсе наблюдения сделать так, чтобы какой-то один камень всегда заслонялся другим, мне кажется, не очень сложно, хотя, может быть, я ошибаюсь и потому не берусь выносить окончательную оценку. В общем, далеко не всякий заморский турист способен оценить прелесть сада Рёандзи и проникнуться его таинственностью. Признаюсь, я тоже не стал исключением: не посчастливилось мне погрузиться в состояние созерцания и размышления, которое, как говорят, приходит ко всякому путнику, оказавшемуся перед этой ландшафтной композицией. Вероятно, это и случилось бы, если бы небольшое простран­ство сада не было заполнено плотной толпой таких же, как я, посетителей — а надо сказать, ежедневно в сад Рёандзи приходят сотни, если не тысячи, человек. Согласитесь, в таком окружении трудно предаваться медитации.
Стоит отметить, что я попал в Киото в день национального праздника и был поражен тем, как трепетно японцы относятся к своему прошлому и как любят они свои национальные достопримечательности. Город и его архитектурные ансамбли буквально заполонили тысячи посетителей, причем в основном не заезжие иностранные туристы, их как раз было совсем немного, а сами японцы, воспользовавшиеся праздничным днем, чтобы еще раз соприкоснуться со своей историей. Интересно, что в дни национальных праздников около половины японцев выходят на улицы в национальной одежде, да и в будние дни на улицах япон­ских городов довольно часто можно встретить женщин в кимоно и гэта, причем это вовсе не гейши, а обычные домохозяйки. Что-то ни у нас, в России, ни в Европе в обычные дни такого не увидишь, да и в необычные тоже. Вот вам и поддержка национальной культуры не на словах, а на деле.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК
ФУДЗИ-ХАКОНЭ-ИДЗУ

Национальный парк Фудзи-Хаконэ-Идзу расположен в центральной части острова Хонсю. Его площадь — более 1,2 тыс. кв. км. Это одно из самых популярных туристических мест Японии. Условно парк делится на три района: гора Фудзияма (кстати, сами японцы никогда не называют ее Фудзияма, только Фудзи или Фудзи-сан — «госпожа Фудзи») и ее окрестности, в том числе пять знаменитых озер Фудзи, лесной вулканический район Хаконэ, знаменитый своими горячими источниками и горным озером Аси, и живописный полуостров Идзу с островами возле него.
Именно при посещении этого парка я и столк­нулся с карикатурной формой японского перфекционизма. Наша поездка, как и полагается в Японии, была четко расписана по времени и пунктам назначения. В ясную солнечную погоду наш туристический автобус приближался к Фудзи. И вот из-за одного горного поворота показалась гора действительно удивительной красоты. Восхитившись открывшимся видом, мы попросили гида остановить автобус, чтобы дать нам возможность сделать фотографии. Нам вежливо отказали, объяснив это тем, что в таком случае мы приедем в следующий пункт осмотра не по расписанию (а опоздание для японцев хуже смерти), да и вид оттуда будет еще лучше. В итоге мы поднялись на высоту 2 тыс. м и оказались довольно высоко на ее склоне. А как можно увидеть гору с ее склона? В общем, оттуда было видно лишь покрытую снегом вершину прямо над головой. Вид же внизу был безнадежно испорчен поднявшимся туманом. Наши надежды снять гору на обратном пути тоже потерпели крах — к моменту возвращения погода изменилась и Фудзияму заволокло облаками.
Сам по себе национальный парк очень красив. Но по большому счету многое из того, что там есть, можно увидеть и в европейских странах: подобные горные озера и луга есть в Словении, Австрии, Швейцарии. А вот сама Фудзияма действительно уникальна и оставляет незабываемое впечатление. Много восторженных отзывов я слышал и от людей, посетивших необычный двойной вулкан Овакудани — единственное место в Хаконэ, где можно наблюдать вулканическую активность.
И в этом национальном парке, и в садовых комплексах Токио и Киото меня поразило то, как бережно японцы относятся к своей природе. Все парки очень ухоженные и чистые, о каждом дереве служители заботятся, как о человеке. Столь трепетное отношение к окружающему миру — еще один аргумент в пользу этой нации.