НАЧАТЬ С НАЧАЛА

Александра СТУКАЛОВА

Пожалуй, любой выпускник университета сегодня задумывается об открытии собственного дела. Еще бы, молодому специалисту кажется, что работать «на дядю» — это песня вчерашнего дня. Если уж думать о серьезных заработках, то начинать нужно не с пустой траты времени в чужих офисах, а с организации собственного бизнеса, который будет хозяина кормить, поить и одевать.

После этого логичный шаг — поиск денег. Чем больше — тем лучше, ведь если ты хочешь что-то получить, нужно что-то вложить, и сумма заработанного будет находиться в прямой зависимости от суммы вложенного. Возможно, это и так. Только начинающим бизнесменам следует помнить, что успех в собственном деле — это то немногое наряду с любовью, здоровьем и счастьем, что за деньги не купить.
Конечно, некоторые виды бизнеса, приходящие на ум в первую очередь, требуют значительных расходов. К примеру, свой продуктовый магазинчик, долго казавшийся идеальным заделом на будущее. В конце концов, что бы в мире ни происходило, люди все равно хотят кушать. Однако сегодня открыть павильон в удобном, выгодном месте очень непросто: ограничения существуют и на территорию около метро, и на остановки общественного транспорта, и даже на аренду коммерческих помещений на первых этажах новостроек. Если же начинающий предприниматель отыщет выгодную свободную площадку, в борьбу за нее обязательно включатся сетевики — супер- и гипермаркеты. А теперь прикиньте, у кого больше денег и влияния… Думаете о салоне красоты? В таком случае приплюсуйте к высокой арендной плате серьезную конкуренцию, дорогостоящее оборудование и не менее дорогостоящие препараты для работы.
Однако есть бизнес, который если и требует серьезных вложений, то только лишь после первоначального «прощупывания». Проще говоря, у тех, кто решит организовать подобный бизнес, есть уникальная возможность работать вполсилы, вкладывать минимум и при этом начинать потихоньку «раскручивать» собственную фирму. И поверьте, такой возможностью глупо не воспользоваться, раз уж она есть. Вы думаете, что, работая «в ограниченном режиме», вы пона­прасну теряете время? Назовем это по-другому: изучение особенностей рынка, продвижение собственного брэнда и поиск оптимального способа работы.

БИЗНЕС НА ЛЕНТЯЯХ

Курсовые и дипломные работы — настоящее бедствие для нерадивых студентов. Поэтому, когда несколько лет назад кто-то впервые выложил реферат в Интернете, эффект был подобен разорвавшейся бомбе. Молодежь, естественно, быстрее изучила новые технические возможности и несколько лет свободно ими пользовалась, сдавая преподавателям одни и те же работы. Однако впоследствии большую роль сыграла хорошая преподавательская память, и скачанные материалы перестали приниматься. А затем была создана программа «Антиплагиат», которая мгновенно находила в Интернете целые главы курсовых и дипломов в неизмененном виде. Возникла парадоксальная ситуация: чем обширнее и разнообразнее становилась интернет-база доступных работ, тем меньше была возможность пользоваться ее содержимым. Так что работы все же придется писать самим, поняли студенты. Как бы не так!
Есть спрос — появится и предложение. И оно появилось. Объявления в СМИ звучат лаконично: «Дипломы, курсовые, рефераты». Под этим подразумевается, что за ваши деньги вы получите уникальную работу, написанную специалистом по тому или иному вопросу. А преподаватели и чиновники от образования могут сколько угодно рассуждать о том, что писать научные работы за других аморально. Этот вид деятельности не запрещен законом, поэтому он есть и неплохо себя чувствует на рынке. Более того, фирму можно официально регистрировать как ООО, оказывающее информационные услуги. И если правоохранительные органы подобную контору будут закрывать, то уж точно не за написание научных работ, а за несоблюдение правил регистрации и неуплату налогов.
Между тем многие начинают работать именно так, издалека: без компании, без офиса, без десятка сотрудников и ежемесячной выплаты им заработной платы. Надо сказать, что поймать таких дельцов за руку невероятно сложно. К тому же «подвешенное положение» помогает им изучить все особенности работы на практике, не вкладывая в развитие компании больших денег. А имя между тем становится известным, старые клиенты приводят новых и сами не раз еще обращаются… Рано или поздно предприниматель «созреет» для официальной регистрации — или откажется от бизнеса как излишне конкурентного или заведомо невыгодного. Новичок же, горящий желанием изначально работать с лицензиями и разрешениями, со значительно большей вероятностью останется если не у разбитого корыта, то по крайней мере в серьезном минусе, особенно если никаких дополнительных источников дохода у него нет.

Вариант первый:
«Регистрировать отношения
не торопимся»

Когда создатель фирмы по написанию научных работ «Ваш диплом» Инна произносит эту фразу, она имеет в виду как отношения со своим молодым человеком, так и будущее соб­ственной компании, которая вышла на просторы Интернета ровно полгода назад. До этого Инна благополучно сидела в офисе в должности специалиста по мониторингу и анализу информации, хотя признается, что уже тогда гораздо больше зарабатывала на курсовых и дипломах. Как водится, впервые написать работу за другого человека она попробовала еще учась в институте, а после его окончания решила, что таким способом можно зарабатывать «на булавки» («на хлеб» давало средства основное место работы). Рассуждая таким образом, она подыска­ла себе компанию, в которую и устроилась нештатным автором. Заказов было, что называется, выше крыши! Правда, все чаще и чаще в голове возникал вопрос: а не слишком ли много берут себе посредники, занимающиеся только приемом заказов и рассылкой их авторам? Впрочем, такая мысль рано или поздно появляется у любого журналиста, копирайтера, творческого работника, который держит связь с заказчиками через менеджера и, разумеется, платит ему за это деньги.
Идея создать собственную компанию будоражила Инну довольно долго. Однако как дипломированный экономист и человек, привыкший просчитывать финансовую сторону любого дела, она понимала, что в нынешней ситуации, с ежемесячной стандартной зарплатой и отсут­ствием «волосатой руки», просто не потянет расходы на регистрацию и аренду. Более того, по запросу «заказ диплома» поисковые системы выдавали до 12 тыс. сайтов, и как минимум половина из них были рабочими и охотно принимали заказы. А вот поработать дома, за собственным компьютером, она вполне могла бы попробовать. Тем более что и название фирмы пришло на язык само, и доменное имя по случайности еще не было никем занято. Между прочим, это большая проблема, особенно с популярными доменными зонами .ru и .com. «Мы даже столкнулись с тем, что какая-то компания обратилась к нашему провайдеру с просьбой выкупить наше доменное имя, заплатив за это больше денег», — говорит Инна.
Девушка нашла партнера — друга, который занялся созданием сайта, и приняла решение потихоньку «прощупать» рынок, проведя такой вот неофициальной работой своеобразное маркетинговое исследование. «Снимать офис и регистрироваться можно, когда в месяц у нас будет около 100 заказов со всей страны и даже из стран СНГ, причем, заметьте, не только в декабре и мае, перед сессиями, но и в “мертвые” летние месяцы. Пока до такого объема мы, к сожалению, не дотягиваем, что неудивительно: слишком жесткая конкуренция. Ежемесячно мы получаем в среднем заказов 25, — рассказывает Инна. — Если же эту планку преодолеем, это будет означать, что мы как посредники можем получать 100—150 тыс. в месяц, а то и больше. И вот после этого уже можно говорить об аренде офиса и наборе сотрудников. Пока же все то, что мы зарабатываем, уходит на “раскрутку” сайта в Интернете, а иногда мы оказываемся и в минусе. Правда, благодаря отсутствию больших расходов на обслуживание компании они не пугают своими цифрами».
Итак, на сегодняшний день Инна и ее партнер тратят деньги только на продвижение сайта, а это около 9 тыс. руб. в месяц минимум. Как максимум стоить это может около $1 тыс. Можно, конечно, посчитать еще расходы на Интернет, однако сама Инна признается, что, даже если бы не занималась подобной работой, вряд ли просиживала бы в Сети меньше. Получают же они по-разному: если с реферата стоимостью в 900 руб. посредник берет себе 200, то с диплома стоимостью 10 тыс. руб. — 2 тыс. И Инна радуется, что рефератов с каждым днем становится все меньше, а дипломов — все больше. Имя, однако!

Вариант второй:
«Быстрее, выше, сильнее»…
и никакой почвы под ногами

Журналистка Екатерина о собственном бизнесе задумалась еще на первом курсе гуманитарного университета: у ее матери была сеть продуктовых магазинов, которая приносила неплохой доход. Таким же точно путем, как и Инна, она пришла к решению открыть агент­ство по предоставлению студентам информационных услуг. И ради этого даже заранее бросила работу, написав заявление об уходе за две недели до предположительного начала работы своей фирмы. Почему предположительного?
Все просто. Девушка решила, что обслуживать ее компания должна исключительно студентов того города, в котором она зарегистрирована (в данном случае речь идет о Санкт-Петербурге). Потому как здесь столько университетов и студентов, что глупо тратить силы на те города, где подобные услуги стоят заведомо меньше. Кроме того, сама проработав год в престижном бизнес-центре повышенной комфортности, Катя пришла к выводу, что фирма, которая может позволить себе такую вот «визитную карточку», будет пользоваться доверием со стороны клиентов. А клиенты, кстати, для заключения договора и обсуждения условий обязаны будут в этот офис приехать — в конце концов, в одном же городе живут. Правда, каким образом бороться с фирмами-конкурентами, которые предлагают те же услуги, но без дополнительной траты времени на дорогу, Катя пока не знает. Но она уверена, что прорвется!
Уверенность — вещь, конечно, необходимая для открытия своего дела. Но, помимо нее, нужен еще и стартовый капитал, особенно если намечается официальное открытие с воздушными шариками. Чтобы оплатить расходы, Катя сняла деньги со всех кредитных карточек и недостающую сумму заняла у приятелей. Не забывайте, что с работы она уже фактически ушла, а ведь долги и кредиты надо гасить. Расходы получились следующие: 15 тыс. руб. за регистрацию, 300 тыс. руб. в качестве предоплаты за аренду офиса около станции метро (не совсем, впрочем, около, но для города, где «близко» — это час езды на машине, сойдет), 150 тыс. руб. — ежемесячная арендная плата, 15 тыс. руб. за создание сайта и ежемесячно 5 тыс. руб. за его «раскрутку», 300 тыс. руб. — техническое обеспечение офиса и рекламной кампании (печать и раздача листовок, объявления в крупных рамках). Одним словом, первоначальный финансовый размах — практически на миллион, а доход — ноль целых ноль десятых: фирма свою деятельность еще не начала, штатная работа в газете уже закончена.
О чем еще не задумалась Екатерина, решив оставить это «на потом»? Во-первых, до сих пор нет названия компании, и потому нельзя приступить к печати визиток и «раскрутке» сайта. А ведь до начала работы осталось две недели. Сайт, надо сказать, тоже готов условно, по­скольку мастера без названия просто не могут создать логотип. На это в итоге может уйти не один день. Во-вторых, до сих пор не начат поиск сотрудников, что, между прочим, является головной болью любой подобной компании. «Лохотроны» никто и никогда не отменит, поэтому добрая половина найденных авторов будет просто исчезать с концами с невыполненным заказом, а то еще и прихватив аванс за работу. Следовательно, недовольные клиенты обязательно разместят в Интернете негативные отзывы о компании-посреднике, и никакой специалист по продвижению ни за какие деньги убрать их уже не сможет. К тому же искать авторов нужно вдумчиво, отправляя им подробные анкеты с обязательным перечислением учебных дисциплин, за которые они готовы взяться, и требований к ним, которые нужно будет соблюдать. У Инны такая анкета есть, а Екатерина решила, что она станет просто задавать этот вопрос всем потенциальным авторам. Вы можете представить, как ответит человек, всеми силами желающий получить очередную «халявку»: «Берусь за все, обладаю высокой обучаемостью, с любой новой темой ознакомлюсь за пару дней». Это означает одно: если Инна получит заказ на диплом «Модернизация мотального механизма кольцепрядильниц машины П-76-5М4», она откажется от него сразу же (с техническими специалистами сегодня вообще настоящая беда), а Екатерина отдаст его очередному «универсальному солдату» и в итоге окажется один на один с разъяренным заказчиком. Тем более что и стоят технические дипломы гораздо больше, чем гуманитарные.
Наконец, с численностью сотрудников и их заработной платой Екатерина тоже пока ничего не решила. А ведь и зарплата, и налоги (24% на прибыль) — это такие же обязательные расходы, как и платежи по кредитным картам. Теперь судите сами: расходы уже огромные, а никаких гарантий успешной работы нет и в помине. Стоит ли начинать свое дело таким вот образом?

Вместо грустного послесловия

В экономических знаниях выпускников гуманитарного университета есть большие пробелы: они не изучали многое из того, что вдалбливается студентам-экономистам. В частности, Инна не понаслышке знакома с понятием «фактор неопределенности», который гласит: что бы ты ни планировал, все равно в один прекрасный день может произойти нечто, что повлияет на твои планы. И заметьте, это не закон подлости, а экономический фактор рисков, в обязательном порядке изучающийся сегодня в экономическом институте. К примеру, фирма получает целых 300 заявок на написание дипломов и радуется, что наконец-то заработала себе имя и популярность. Только вот взять она реально из них может максимум 50, потому что заранее не позаботилась о поиске хороших авторов.
А потом из этих 50 заказчиков 20—25 откажутся сами, потому что их не устроят либо сроки, либо качество работы, либо (что чаще всего и случается) цена. А теперь посчитайте, какой из двух рассмотренных нами фирм хватит денег, полученных за 25 дипломов, при том что на написание некоторых дается несколько месяцев и оплата, следовательно, будет еще ой как нескоро?
Конечно, неофициальная работа не панацея, и рано или поздно могут начаться проблемы с налоговой службой. Поэтому Инна планирует зарегистрировать собственное ООО и работать, соблюдая все необходимые условия. Однако о тратах на собственный офис и найме сотрудников она не хочет даже слышать! В конце концов, с проблемой посредничества один осведомленный человек (она сама) справится гораздо лучше, чем несколько нерадивых менеджеров, а в век удаленного общения и вечной занятости вряд ли кого-то заинтересует офисная «прописка» фирмы.

Запись опубликована в рубрике 2008 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.