КАК ОТКРЫТЬ АПТЕКУ?

Ольга ТОРОЗОВА, психолог, бизнес-консультант

ЧЕЛОВЕКУ, НЕ ИМЕЮЩЕМУ ОТНОШЕНИЯ К ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ БИЗНЕСУ, КАЖЕТСЯ, ЧТО ОТКРЫТЬ АПТЕКУ ПРОЩЕ И ВЫГОДНЕЕ, НЕЖЕЛИ ЗАНЯТЬСЯ ЛЮБЫМ ДРУГИМ ВИДОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ДА, ПРИ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЛА, МОЖЕТ, И ВЫГОДНЕЕ. А ВОТ НАСЧЕТ «ПРОЩЕ» СТОИТ ПОСПОРИТЬ.

«Люди будут болеть всегда, и им всегда будут нужны лекарственные препараты» — именно на этом расхожем и весьма справедливом убеждении основывается уверенность оптимистов. Поэтому чисто теоретически услуги вашей аптеки в любом случае окажутся востребованы, а значит, и сам бизнес будет доходным. Тем не менее, открытие аптеки часто довольно сложное дело. И основными камнями преткновения здесь являются получение лицензии на занятие соответствующей деятельностью, ассортимент аптечного пункта и кадры.
Прежде чем открывать аптеку, необходимо определить для себя, какой именно из разновидностей аптек вы хотите владеть. Это могут быть аптечный пункт, классическая аптека, аптечный киоск, мини-маркет (данный формат предусматривает возможность расширения до аптечной сети). От формата аптеки зависит и площадь помещения, и ассортимент, и стоимость бизнеса.
Для того чтобы правильно оценить свои финансовые возможности, вам потребуется бизнес-план. Если у вас нет опыта составления этой экономической программы эффективного управления компанией, разработку документа лучше доверить специалистам — к счастью, сегодня на рынке работает немало специализирующихся на этом фирм. Помните, что банк и любой другой инвестор, если вам придется в ходе открытия аптеки обратиться к ним за помощью, с большим доверием отнесется к документу, составленному специалистом.
Итак, бизнес-план есть, деньги найдены. Необходимо выбрать форму малого бизнеса. Оптимальной для будущей аптеки является ООО — общество с ограниченной ответственностью.

Получите разрешение

Следующим пунктом в программе ваших действий стоит получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.
Согласно п. 5 «Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 2002 года № 489 (в редакции от 4 февраля 2003 года) для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
• наименования и организационно-правовой формы, места нахождения юридического лица, а также места нахождения его территориально обособленных подразделений и объектов, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
• лицензируемой деятельности (с перечислением работ, которые будут осуществляться лицензиатом);
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; (в редакции постановления Правительства РФ от 3 октября 2002 года № 731);
в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) сертификат специалиста, подтверждающий соответствие профессиональной подготовки руководителя юридического лица, руководителя соответствующего подразделения юридического лица лицензируемой деятельности;
е) документы, подтверждающие право соискателя лицензии на использование помещений для осуществления лицензируемой деятельности;
ж) копии документов, подтверждающих получение работниками соискателя лицензии высшего или среднего фармацевтического образования;
з) копию выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии помещений требованиям, предъявляемым к осуществлению лицензируемой деятельности.
Требования к помещениям, персоналу и организации работы аптечных учреждений установлены отраслевым стандартом «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, утвержденным приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 года № 80
(в редакции от 23 августа 2004 года).
Не стоит также забывать о том, что п. 5
ст. 32 федерального закона РФ от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (в редакции от 29 декабря 2004 года) решение об открытии нового аптечного учреждения принимается органом местного самоуправления.
Получение лицензии может растянуться не на один месяц. Кроме того, потребуются заключения пожарной службы и СЭС, поэтому нужно быть готовым к тому, что открытие новой аптеки займет от полугода до года.

Фактор места

После получения всех необходимых документов нужно озаботиться арендой помещения и закупкой оборудования. Общеизвестно, что арендная плата тем выше, чем ближе к центру находится помещение и чем оживленнее место вокруг аптеки. Ваша задача — найти золотую середину между желанием сэкономить и удаленностью от центра и от людских потоков. Помните, что люди обычно приобретают все необходимые им медикаменты или в аптеке, расположенной недалеко от дома, или по пути из офиса домой. Поэтому даже если ваш аспирин будет на несколько рублей дороже аспирина аптеки с соседней улицы, но расположенной менее удобно, чем ваша, мало кто из потенциальных покупателей потратит лишние десять минут на попытку приобрести более дешевое лекарство у конкурента. На такой маневр отважится только человек, которому нужен очень дорогой или редкий лекарственный препарат.
При открытии аптеки обычно заключается договор аренды в среднем на три—пять лет — именно за такой срок, как правило, окупается (или не окупается) аптека целиком.
Для получения лицензии помещение должно соответствовать определенным параметрам: общая площадь — не менее 75 кв. м. На ней обязательны производственные помещения (60 кв. м): торговый зал, место приема и распаковки товара, помещение для хранения лекар­ственных препаратов; административно-хозяйственные помещения (13 кв. м) — обособленное место руководителя и бухгалтера, гардеробная или шкаф, помещения персонала, архив; санитарно-бытовые помещения (2 кв. м) —
уборная со шлюзом и место хранения уборочного инвентаря.
Естественно, должны быть централизованные системы электро-, водоснабжения, отопления, приточно-вытяжной вентиляции и канализации, а в помещении для хранения лекарственных препаратов — приборы для регистрации параметров воздуха. Аптеку следует оборудовать светозвуковой, противопожарной и охранной сигнализацией, находиться под круглосуточным централизованным наблюдением, а все помещения аптечной организации —
функционально объединены в единый блок, изолированный от других организаций.
Стоит отметить, что для отделки стен и потолков аптеки необходимо использовать только материалы, допускающие влажную уборку с применением дезинфицирующих растворов и имеющие высокий коэффициент светоотражения. Пол должен быть утеплен и покрыт линолеумом (с заваренными швами) или керамиче­ской неглазурованной плиткой.
Безусловно, необходимо закупить соответствующую мебель, холодильное оборудование, зарегистрированную кассу, кондиционер, компьютеры и специализированное программное обеспечение.

Кадры и ассортимент

Нельзя добиться рентабельности аптеки, если в ней не работает сплоченный коллектив, в котором каждый заинтересован в качестве своей работы. Конечно, это важно для любого вида бизнеса, но для аптеки уровень квалификации персонала приобретает особое значение. Обязательное специальное медицинское образование для всех сотрудников — это то, без чего вы не получите лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Руководство аптечной организацией должен осуществлять провизор, имеющий сертификат специалиста и стаж работы по специальности не менее трех лет. Да и к приему на работу заведующего нужно подойти максимально серьезно, ведь именно этот человек будет формировать ассортимент аптеки и иметь свободный доступ к аптечным деньгам.
Многое зависит и непосредственно от ассортимента аптеки. Чем он богаче, тем шире круг ваших потенциальных клиентов. Необходимо, чтобы в аптеке были представлены как новейшие препараты, которые широко рекламируются по телевидению и радио, так и старые, проверенные временем и всегда востребованные лекарства, в том числе отечественные. Также в ассортимент нужно вводить парафармацевтическую продукцию: средства по уходу за кожей, лечебную косметику, зубные пасты, травяные чаи, соки, детское питание, подгузники, средства женской гигиены, минеральную воду и т. д. Эта категория товаров пользуется не меньшим, а иногда и большим спросом, чем медикаменты.

Вместе с погодой

Не стоит забывать и о факторе сезонности, ведь есть времена года, более благоприятные для открытия аптечного бизнеса, а есть менее. Так, летом рентабельность аптеки всегда на четверть падает, поэтому лучше повременить и начать бизнес уже после традиционного отпускного периода. Лето же лучше посвятить подготовке к открытию с таким расчетом, чтобы ваша аптека распахнула свои двери ранней осенью — в начале делового и учебного сезонов, когда, кстати, начинает расти и заболеваемость населения.
Что же касается методов продвижения новой аптеки, то вполне достаточно будет ограничиться стандартными рекламными носителями: лифлетами, карточками, промоакциями внутри аптеки. Можно рядом с аптекой повесить баннер, использовать в рекламных целях витрины и вывеску.
Обязательно будьте в контакте с медицинскими представителями различных фармацевтических компаний: их визиты будут выгодны вам и вашему коллективу. Медицинские представители часто снабжают аптеки бесплатными рекламными материалами, карточками и лифлетами, а также проводят обучение персонала.
Так что если вас не пугают перечисленные выше трудности и вы верите, что ваша аптека станет прибыльным предприятием, то вперед! И в случае неудачи не отчаивайтесь. Аптечный бизнес действительно достаточно сложный из-за своей организации, в него нелегко войти из-за непростой процедуры лицензирования фармацевтической деятельности. Но это еще и бизнес, из которого достаточно легко выйти без существенных материальных потерь, окупив часть своих расходов за счет продажи оборудования и медикаментов.

Запись опубликована в рубрике 2008 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.