ОФИС ДЛЯ ЖИЗНИ

Мария БОРИСОВА

ОФИС — ЭТО ОДНОВРЕМЕННО И ЛИЦО, И СЕРДЦЕ КОМПАНИИ. ОТ ЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ВО МНОГОМ ЗАВИСИТ КАК РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СОТРУДНИКОВ, ТАК
И ОТНОШЕНИЕ КЛИЕНТОВ К ФИРМЕ.

Традиционный офис представляет собой несколько комнат, в каждой из которых находится отдельное подразделение со своим микроклиматом. Второй вариант — офис запоминающийся, дизайнерский проект с привнесением различных направлений в интерьере, например офис в японском стиле. Третий подход к оформлению рабочего пространства — open space — можно назвать прагматичным, основной упор здесь делается на эффективность и эргономичность. С точки зрения современных тенденций такой офис позволяет использовать новые способы коммуникации между сотрудниками, а также экономит рабочие площади, что особенно важно для размещения больших коллективов. Многие компании выбирают еще один вариант — смешанный, где сочетаются элементы традиционной и прагматичной организации рабочего пространства.

Национальный оттенок

Современные офисные здания, построенные в России, почти всегда предполагают свободную планировку, но при этом вкус руководителя в оформлении офиса играет основополагающую роль. У нас много людей, начинавших работу в советские времена, и потому офисы часто организуются по традиционному принципу — отдельные кабинеты для начальников и комнаты, где размещается тот или иной департамент. Впрочем, в крупных городах в последние годы появилось немало руководителей, которые стремятся выглядеть современно и поэтому выбирают вариант open space.
Представительства иностранных компаний, во множестве открывшиеся в России, привносят в облик офисов элементы собственной корпоративной культуры. Почти все они оформлены в стиле open space, однако для каждой страны характерен свой микроклимат. Офисы американских компаний чаще всего представляют собой open space в чистом виде. Их интерьер отличается динамичным, агрессивным дизайном без особых фантазий. Европейские же компании, напротив, обычно привносят нечто национальное в оформление рабочих мест.
Так, главная черта немецкого офиса — обилие зелени при общей упорядоченности и эргономичности. Англичанам свойственна строгость и элегантность при сохранении комфорта и даже некоторого сибаритства. Французские фирмы склонны к легким и ярким интерьерам. Скандинавы предпочитают просторные офисы с использованием естественного света и натуральных материалов. Офисы итальянцев отличает изящество и элегантность. А в основе современных японских рабочих интерьеров лежит логика, гармония, функциональность и иерархичность.

Что в офисе тебе моем?

В организации рабочего пространства немалую роль играет деятельность компании. Банки, желая подчеркнуть свою респектабельность, предпочитают кабинеты начальников оформлять в классическом стиле, а рабочие места рядовых сотрудников — в стиле open space, то есть в виде общего отдела, где каждый из столов отделен перегородками. Считается, что это должно привить работникам командный дух, но в то же время обеспечить некую приватность. В офисах юридических компаний в большинстве своем практикуется кабинетная система, что придает ощущение конфиденциальности, а также строгости и рациональности.
Фирмы, связанные с медиа, — редакции газет и рекламные агентства тяготеют к американскому стилю. Для сохранения ощущения открытости новым идеям начальники здесь зачастую работают в общем помещении с остальными сотрудниками. Офисы технических компаний отличаются прежде всего не эстетикой, а комфортностью, а их планировка нередко производит впечатление хаотичной. Дизайнерские и архитекторские компании иногда грешат излишней экстравагантностью в оформлении интерьеров, что играет им только на руку — такой офис нескоро забудешь.
Например, в офисе бельгийской дизайнерской фирмы Virtuology отсутствуют перегородки, а рабочие места не закреплены за конкретными людьми. Телефонные переговоры часто проводятся на улице или на крыше здания. Как утверждает персонал этой фирмы, новая организация пространства постепенно влияет и на рабочий процесс. Если раньше сотрудники трех отделов располагались на разных этажах, то теперь они предпочитают работать в смешанных командах.

Зонирование

Идеальный офис должен стать выражением миссии компании, создавая комфортные условия для работы. Поэтому помещение обычно делится на несколько частей: приемную, кабинеты для руководителей, рабочее пространство для сотрудников, переговорные и служебные помещения.
Если для компании важно общение с внешним миром — партнерами, поставщиками и клиентами, особое внимание необходимо обратить на оформление входной зоны, в которой могут размещаться стойка для секретарей, информационный стенд, гардероб для сотрудников и гостей офиса и комфортная зона ожидания.
В оформлении рабочей зоны следует учитывать характер деятельности сотрудников. Классическая схема планировки — отдельные кабинеты — хороша для работы, требующей уединения и сосредоточенности. Кабинетная система с комнатами на одного-двух человек подходит для бухгалтеров и юристов, а отдельные комнаты, рассчитанные на трех и более человек, — для дизайнеров, программистов и верстальщиков.
Open space имеет как минусы, так и плюсы. Среди преимуществ можно назвать развитие командного духа и ускорение темпа работы, а среди недостатков — низкую звуковую изоляцию и отсутствие приватности, частично восполняемое наличием перегородок между столами работников. Помещение обычно делится на зоны различных отделов с помощью мебели: шкафов, стеллажей, столов. Зоны должны проектироваться с учетом численности сотрудников каждого отдела и направления их движения по офису. Важен и фактор размещения техники, которой регулярно пользуются все работники. Рационально устанавливать ее на месте пересечения рабочих маршрутов.
В главной переговорной или конференц-зале основную роль следует отвести столу, который должен быть достаточно просторным и располагающим к беседам и мозговым штурмам. Если переговорные используются для презентаций и демонстраций товаров, их необходимо оснастить проекторами и экранами, а также телефонами для проведения конференций.
В зависимости от того, какое впечатление нужно производить руководителю на клиентов и партнеров, его кабинет может быть оформлен в демократичном стиле, в соответствии с общим интерьером офиса или в классическом стиле, чтобы создать ощущение процветания фирмы. Иногда зону для совещаний располагают в кабинете руководителя, в таком случае кабинет предпочтительнее делить на две части — официальную и неформальную.

Подсознание и расстояние

При входе в рабочую зону офиса посетители подсознательно оценивают статус каждого сотрудника исходя из расположения его рабочего места относительно входа. Самыми авторитетными признаются те, кто сидят дальше всего от входа лицом к посетителям. На следующей ступеньке — люди, сидящие ближе ко входу боком к посетителям, а на самую низкую ступеньку иерархической лестницы гость подсознательно ставит того работника, который сидит спиной ко входу.
Не стоит забывать, что каждое рабочее место должно формироваться не только в соответствии с обязанностями сотрудника, но и с учетом его пола. Для мужчин комфортная рабочая дистанция составляет 1—1,5 м, для женщин — 0,5—1 м. При размещении сотрудников лучше всего придерживаться золотой середины. Если рабочее помещение переполнено людьми, то это может плохо сказаться на работоспособности, а слишком большое расстояние между столами сотрудников создает атмосферу безответственности.
На психологический климат в коллективе большое влияние оказывает цветовая гамма, в которой оформлен офис, и количество поступающего солнечного света. От рациональной организации пространства в офисе во многом зависит эффективная работа каждого сотрудника и команды в целом. Учитывая, что многие в течение недели проводят в офисе по 56 и более часов, а дома за вычетом времени на сон в среднем примерно 50 часов, давно пора признать работу основным местом обитания
современного человека. Так что, стремясь сделать наиболее комфортным офисное пространство, мы обустраиваем свое пространство для жизни.

Запись опубликована в рубрике 2008 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.