ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ

Рузанна МАВЛАНОВА, политолог, кандидат политических наук

ПРОБЛЕМА РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБОИХ ПОЛОВ И ВЛИЯНИЯ ЖЕНЩИН НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОСТАЕТСЯ АКТУАЛЬНОЙ ДЛЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ, ТАК КАК АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН
В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ДОЛЖНО ПРИВЕСТИ К ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЪЕ­МОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВЛАСТИ, А ИЗМЕНЕНИЯ В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ СПОСОБНЫ МОДИФИЦИРОВАТЬ КАЧЕСТВО ПОЛИТИКИ И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ.

Женщины-политики действуют в представительных и исполнительных органах власти, в политических движениях, организациях и партиях, но наиболее распространены сегодня различные женские организации и клубы. Диалектика развития демократического гражданского общества предполагает, что как общество своими установками влияет на характер политической деятельности женщин, так и они со своей стороны оказывают воздействие на политический процесс. Однако на деле, к сожалению, теория разительно отличается от практики. Основная проблема, характерная и для регионального, и для федерального уровня, — низкая представленность женщин в органах власти и, следовательно, невозможность влиять на проводимые в жизнь социальные и политические решения.
Если взяться за исследование роли женщин в российской политике на федеральном и региональном уровнях, то нужно запастись терпением, поскольку примеров успешных женщин-политиков очень мало, а женское политическое движение и вовсе исчезло. Те крупицы женской политической воли, что еще есть, особенно на федеральном уровне, просто теряются на фоне активности политиков-мужчин, а большинство даже женского населения не сможет назвать более двух-трех фамилий женщин-политиков. Если в 90-х годах, всеобщая политизированность как-то помогала выдвижению из женской среды ее ярких представительниц, то нынешний спад интереса к политике в стране лишь затруднил и без того нелегкую дорогу наших соотечественниц к политической власти.
Современные женщины уже отвоевали свое место под солнцем в бизнесе, зачастую они зарабатывают даже больше мужчин или имеют собственное дело, хотя надо отметить, что гендерная вертикальная и горизонтальная сегрегация сфер бизнеса все еще существует. Но сфера политики до сих пор остается эдаким «стеклянным потолком»: вроде цель отчетливо видна, но достичь ее неимоверно трудно. И дело даже не в государственной политике или в пресловутых де-юре и де-факто, самое важное препятствие — стереотипность мышления и ментальность нашего общества. И тут встает вопрос: почему мужчина-политик кажется более успешным и способным оправдать надежды электората?! Одним из главных факторов, определяющих масштаб участия женщин в политической деятельности, является утвердившийся в массовом сознании стереотип, что все-таки основная обязанность женщины — это поддер­жание домашнего очага. Профессиональная же политическая деятельность, не считающаяся работой в ее традиционном понимании, а уж тем более общественная воспринимаются скорее как хобби.

Региональная специфика

Не будем затрагивать федеральный уровень власти, на котором женское влияние на характер политического процесса — это всего лишь несколько мазков на огромном политическом холсте, обратимся лучше к региональной практике, где женская общественно-политическая деятельность представлена более широко. Без сомнения, особая роль принадлежит женским неправительственным организациям, которые активно сотрудничают с властью на местах. Между региональной властью и женскими объе­динениями уже давно образовалась любопытная и весьма успешная взаимовыгодная форма партнерства — так называемый социальный заказ. Получая его от региональных властей, женские организации занимаются разнообразными, актуальными для того или иного региона проблемами: трудоустройством и профессиональной переподготовкой женщин, развитием женского предпринимательства, проблемами сиротства и т. д. Выполнение таких заказов позволяет компенсировать пробелы в социальной работе региональных органов власти, при этом женские организации приобретают статус общественно значимого института. Беря на себя решение социальных проблем, женское движение получает существенную поддержку от региональных властей, а также содействие своим социально-культурным инициативам. Становясь субъектом регионального общественно-политического процесса, женские организации начинают поднимать вопрос об увеличении доли россиянок в представительных и исполнительных органах власти.
Практически на каждой конференции, семинаре, круглом столе обсуждается вопрос о равных правах и возможностях для женщин и мужчин, о том, какими методами добиваться реализации интересов женщин и как эти методы соотносятся с принципами демократии. Например, за проведенным в 2006 году всероссий­ским форумом «Женщины — лидеры новой России» последовали такие же региональные конференции и собрания женских организаций. Кроме общих проблем женщин в современном обществе их участницы стремились актуализировать и предложить пути решения важных для женского сообщества задач, стоящих на региональном уровне.
Хотелось бы выделить общую проблему, лейт­мотивом прошедшую в резолюциях по итогам состоявшихся мероприятий, — необходимость создания консультативно-совещательных органов по вопросам семьи, женщин и демографии при региональной власти. Говорилось и о необходимости гендерной экспертизы принимаемых законодательных актов, так как гендерная асимметрия оказывается существенным препятствием для принятия сбалансированных законов. Нельзя недооценивать роль законодательной базы, отражающей политические права женщин и возможность их реализации, что является одним из условий высокого политического статуса женщин. Наконец, речь шла о реализации федеральных и региональных проектов, направленных на изменение культурно-просветительских установок в обществе, что должно способствовать дестереотипизации образа женщины-политика.
Как правило, основными проводниками подобных инициатив, выработанных в ходе проведенных форумов, становятся представительницы региональной исполнительной и законодательной власти, в руках которых имеются хоть зачастую и слабые, но все-таки рычаги влияния. Поясню почему. Восприятие обществом участия женщин в общественно-политической жизни обычно выражается в определении сфер деятельности, наиболее адекватных для женщин-политиков, в соответствии с традиционалистскими устоями, сложившимися в ходе эволюции. Иначе говоря, где, в какой ветви власти и на каком уровне женщины, по мнению наших граждан, могут принести наибольшую пользу обществу. Типичными «женскими» направлениями в региональных органах власти, впрочем, как и для федеральных, остается социально-культурная сфера и здравоохранение, в меньшей степени экономика. Поэтому те инициативы, что касаются изменений социальных условий жизни женщин и детей, реализации культурно-просветительских меро­приятий, находят отклик у власти. Совершенно другая ситуация, если требуется провести в жизнь решения, направленные на изменение политического статуса женщин, к воззваниям политического характера местные власти глухи уже второе десятилетие. Общий портрет женщины участницы регионального политического процесса выглядел бы так: предпринимательская или общественная деятельность как базис для дальнейшего развития, затем — участие в работе органов муниципальной власти, и в заключение — органы региональной представительной или исполнительной власти. В результате роль женщин в региональной политике можно представить следующим образом: это достаточно развитое женское движение, которое решает самые разные задачи — от помощи женщинам, пострадавшим от насилия, до разработки законодательных актов, направленных на улучшение социального и политиче­ского положения женщин.

Вместе

Хотелось бы отметить способность женских организаций к объединению ради общей цели, умение работать сообща над решением по­ставленных задач. Концентрация усилий под конкретную цель позволяет намного быстрее и успешнее реализовывать проекты в социально-политической сфере. Хотя далеко не все жен­ские организации заявляют о своем желании напрямую участвовать в политической борьбе, но практически всеми признается, что без доступа к процессу принятия решений у женского движения нет шансов стать реальной силой. Что касается характера деятельности женских организаций, принимающих участие в политической жизни, то, как правило, они сознательно используют неагрессивные, сотруднические методы, однако это зачастую расценивается общественным мнением как отсутствие желания и умения вести политическую борьбу.
Для усиления влияния женщин на региональном уровне необходима взаимосвязь нескольких компонентов. К ним, в частности, относится введение временных специальных мер по продвижению женщин во властные структуры. К сожалению, без таких мер процесс достижения гендерного равновесия рискует затянуться не на одно поколение, и их апробация выглядит наиболее логично именно на региональном уровне. Еще одним важнейшим компонентом должно стать повышение общей грамотности в области гендера, и опять-таки именно в регионах легче создать кафедры феминологии в учебных заведениях или ввести в обязательную программу обучения специализированный курс.
Кроме того, большую роль играет пропаганда. В наше время, когда информационный ресурс является едва ли не самым мощным инструментом влияния на умы, возникает довольно парадоксальная ситуация: бо?льшая часть общества не имеет понятия о том, что было сделано женскими организациями. Причем в этом виновато не только отсутствие интереса со стороны средств массовой информации — здесь также просматривается какая-то излишняя скромность самих женских организаций в освещении собственных достижений и заслуг. И данную проблему тоже лучше начинать решать с регионов, поскольку местные вещательные каналы с большей охотой идут на сотрудничество и в плане работы по информационным поводам, и даже в создании гендерно ориентированных социально-культурных программ.
Многое, конечно же, зависит от политики, проводимой региональной властью, от желания вникнуть в проблемы, которые волнуют современных женщин. Но рассчитывать только на это было бы фатальной ошибкой, способной похоронить любые начинания. Без активной и настойчивой позиции как отдельных женщин-политиков, так и женских организаций, без консолидации и единой программы еще долго будет стоять вопрос о том, насколько демо­кратично наше общество, если интересы и права большей части граждан страны имеют свое выражение лишь в призывах и резолюциях.