ГЛАВНОЕ — УМЕРЕННОСТЬ

Анастасия САЛОМЕЕВА

Этой статьей мы открываем в журнале «БЛИКИ» новую рубрику, в которой бизнес-леди будут делиться своим опытом по всевозможным вопросам, связанным с корпоративной жизнью, управлением и
не только с ними. Наша первая тема — дресс-код.

Наши респондентки отвечали на следующие вопросы:
1. Какой стиль одежды принят в вашей компании? Существуют ли формализованные правила корпоративного дресс-кода?
2. Каковы плюсы и минусы дресс-кода?
3. Все ли сотрудники офиса должны следовать правилам корпоративного дресс-кода или есть должности, для которых возможны послабления? Стиль первого лица компании может как-то отступать от общих корпоративных требований?
4. Как деловой даме через офисную одежду выразить свою индивидуальность, не нарушая при этом корпоративных стандартов и не вызывая неодобрения окружающих и руководства? И нужно ли вообще это делать?
5. Существует ли, на ваш взгляд, универсальный дресс-код для бизнес-леди?
6. Есть ли стили, которые в принципе неприемлемы для офиса?
7. Какие типичные ошибки в стиле офисной одежды сотрудников российских компаний вы бы выделили?

Наталия МАНДРОВА,
президент агентства инвестиционных коммуникаций Primum Mobile:

1. В подавляющем большинстве организаций, с которыми мы сотрудничаем, и в нашем агентстве тоже как такового дресс-кода нет. Мы ориентируемся на общепринятый деловой стиль в одежде, распространенный в большинстве офисов. Это деловой костюм неброских тонов, для мужчин обязателен галстук, для женщин —
чулки и кожаные туфли. Женщины выбирают себе обувь по самочувствию, никаких требований, к примеру, в отношении высоты каблука не существует. Не установлено никаких ограничений и в использовании духов и одеколонов.
2. Есть ситуации, когда введение формализованного дресс-кода необходимо. Мы консультировали банковскую группу, в которой был принят свободный стиль одежды: часть клерков придерживалась офисного стиля, а часть — повседневного. Это особенно бросалось в глаза летом. В таких случаях дресс-код нужен, чтобы задать разумные рамки и ограничить крайние проявления неумеренности в одежде. Но вот введение жесткого дресс-кода всегда сталкивается с определенными трудностями. Требуется серьезное обоснование подобного шага, и, как правило, это предполагает довольно высокий уровень оплаты труда в организации.
3. Считается, что чем выше позиция человека в организации, тем строже должен быть его дресс-код. Он подразумевает различия не только офисного и повседневного стилей, но и нюансов в одежде, соответствующей различным ситуациям в деловом протоколе. Рабочий день в офисе — одна ситуация, деловой прием — другая.
Обязывать всех сотрудников соблюдать дресс-код или только часть из них — это дело корпоративной политики. Здесь нет строгих правил: все определяется здравым смыслом. К примеру, в компании «Интел» делового стиля придерживается только фронт-офис, программисты же работают в офисе в той одежде, которая им больше нравится.
4. У современных женщин есть масса возможностей, как подчеркнуть свой индивидуальный стиль. Помимо огромного выбора качественной и очень красивой офисной одежды, им сегодня доступно невероятное количество аксессуаров (это шарфы, сумки, ремни и т. д.), а также украшений, включая ювелирные изделия и часы, способных украсить любую, даже самую неброскую одежду.
5. Универсального стиля для деловой женщины не существует. Но есть вещи, которые стоит поставить под запрет. Это отсутствие белья, туфли, надетые на голые ноги, одежда, не закрывающая ягодицы и живот, летние сарафаны и босоножки с открытыми пальцами.
Что же касается цветов, то, соблюдая умеренность, все же имеет смысл стремиться выбирать те, что соответствуют случаю и украшают женщину. Сегодня при пошиве деловой одежды используется чуть ли не вся цветовая гамма.
6. Прежде всего это разные пляжные и дачные варианты: шорты, мини-юбки, резиновые тапочки, соломенные шляпы, спортивные костюмы. Все это категорически не для офиса, даже если вы забежали на секундочку.
7. Самая распространенная ошибка наших дам — это одеваться на работу как на вечный праздник: в бархатные платья, в кофты с золотым шитьем и лакированные туфли на шпильке. Молодому поколению это уже, слава богу, свойственно меньше.

Ирина ЗЕЛЕРАНСКАЯ,
специалист по связям с общественностью адвокатской конторы
«Раппопорт и партнеры»:
1.
Юридический бизнес — это отрасль достаточно формализованная и консервативная, овеянная вековыми традициями, причем в буквальном смысле. Уже при беглом взгляде на внешность юриста, особенно адвоката, на то, как он одет, вы сознательно или бессознательно готовы принять решение — будете ли вы доверять этому специалисту. Поэтому естественно, что сотрудники нашей компании предпочитают классический стиль. Но в то же время классика сегодня тем и хороша, что оставляет простор для творчества и современных интерпретаций традиционного костюма с помощью ярких акцентов, изящных решений кроя и цвета, оригинальных аксессуаров.
Как таковых формализованных правил в нашей адвокатской конторе нет. Просто сотрудники понимают и принимают правила игры и поведения, которые диктуются и областью нашей деятельности, и лидирующими позициями компании на рынке.
2. Плюсы и минусы дресс-кода, как мне кажется, взаимно дополняют и уравновешивают друг друга, создавая тем самым необходимый баланс. С одной стороны, бывают дни, когда на работу вообще идти не хочется, но стоит надеть любимую, «счастливую» вещь — и появляются азарт, драйв, стремление к новым достижениям. С другой стороны, к вечеру ту самую одежду, что целый день помогала поддерживать тонус, так хочется сменить на пижаму…
Люди, соблюдающие дресс-код, уже заслуживают доверия. Хотя бы потому что они проявляют лояльность к бизнес-сообществу, знают и принимают правила, по которым это сообщество существует.
Однако любое правило или закон есть ограничение свободы личности. И это определенно минус дресс-кода. Прелесть задачи как раз и состоит в том, чтобы найти для себя оптимальное решение, не нарушая общепринятых рамок.
Еще один существенный минус — возможны экстремальные варианты, когда руководство силовым решением, под угрозой репрессий, вводит жесткий дресс-код, фактически униформу, хотя ни профиль деятельности компании, ни условия труда не требуют таких ограничений. Насколько мне известно, подобные ситуации обычно возникают в крупных организациях с большим количеством представительств, офисов, точек продаж. Например, в банках, страховых фирмах, компаниях сотовой связи, особенно в периоды обновления корпоративного стиля. Ситуация усугубляется еще и тем, что элементы форменной одежды с корпоративной символикой, как правило, изготавливаются по принципу «числом поболее, ценою подешевле» и о качестве в данном случае говорить трудно. Конечно, под угрозой наказания сотрудники носят «сбруи» с корпоративной символикой из электризованных искусственных материалов, однако укреплению лояльности работодателю и корпоративного духа, на мой взгляд, такая униформа не способствует. Здесь, кстати, открывается широкое поле деятельности для специалистов по внутрикорпоративному PR. Но, честно признаюсь, я бы не хотела оказаться на месте работников этих компаний.
3. Полагаю, что единый стандарт в одежде для всех сотрудников офиса — от клин-менеджера до главы компании — это недостижимый идеал. К тому же так исторически сложилось, что целый ряд работников именно в силу специфики своей деятельности обладает правом отступать от принятого в компании дресс-кода. В первую очередь это IT-специалисты, пиарщики, рекламщики, дизайнеры и люди, отвечающие за техническое обеспечение работы офиса, то есть те сотрудники, которые не проводят встречи с клиентами и партнерами компании по вопросам основного вида ее деятельности.
Что же касается дресс-кода для первых лиц, то, как мне кажется, топ-менеджеры, главы компаний — самые несвободные люди в выборе одежды и аксессуаров. Чем выше уровень и статус персоны, тем больше стандартов и ограничений — к сожалению, таковы правила игры. Но и в этой ситуации все индивидуально. В частности, руководитель крупной корпорации может себе позволить не использовать аксессуары с корпоративной символикой. Во всяком случае, в отличие от своих подчиненных у него есть выбор относительно того, включать в костюм элементы корпоративного стиля или нет.
4. В записных книжках Ильи Ильфа есть прекрасное замечание: «Женщина-милиционер все-таки прежде всего милиционер. Женщина-милиционер прежде всего — женщина…» Мне более симпатична вторая часть этого высказывания. Безусловно, прекрасный пол изначально обладает правом на самовыражение в одежде. И более того, не всегда следует оглядываться на мнение окружающих. Бизнес — это высококонкурентная среда. Зависть, соревновательный дух, манипулирование — к сожалению, неотъемлемые атрибуты бизнеса, впрочем, как и любой другой сферы жизни. С одной стороны, вращаясь в бизнес-среде, вы принимаете правила поведения в этой социальной группе.
С другой — чтобы социум вас не съел, не обезличил, постарайтесь выразить свою индивидуальность через внешний облик.
Наверное, два основных фактора в подборе офисной одежды — это здравый смысл и собственный вкус. И то и другое формируется годами и постоянно совершенствуется. Так что, планируя очередной наряд для офиса, стоя перед шкафом, полного вещей, вам надо ответить самой себе на два вопроса: «Кто я?» и «Что я хочу выразить своим костюмом?».
К счастью, сегодня у деловых женщин есть множество способов раскрыть собственную уникальность, не нарушая при этом рамок корпоративного дресс-кода. Например, идея костюма-трансформера, уместного как на переговорах, так и на дружеской вечеринке, кочует по подиумам мира из года в год и кажется мне очень привлекательной.
5. Не думаю. Но для себя я вывела несколько основополагающих критериев в выборе одежды: креатив — качество — цена. Можно купить очень простую базовую вещь дорогого брэнда, славящегося качеством своих материалов. Понимающие люди такой выбор оценят. Эту одежду, как говорится, можно будет внучкам передать — она не выйдет из моды. Не следует покупать одежду оригинального дизайна, которая хорошо придумана, но плохо сделана.
Еще одно правило — никогда не брать fake’и, подделки под вещи известных брэндов с узнаваемыми логотипами. Лучший способ навсегда испортить себе репутацию — носить подделки. Наверное, самый главный принцип при выборе офисной одежды — элегантность. Элегантность может быть любой — от аскетичной до богатой. Здесь есть простор для поиска и творчества.
6. Мне трудно представить себе бизнес-партнера с ирокезом на голове. Хотя однажды в моей практике глава компании приехал на переговоры на мотоцикле и в соответствующей амуниции. Сразу скажу, что никаких совместных проектов у нас с ним не получилось.
Правда, и когда я вижу человека, слишком много времени тратящего на свой внешний вид, стремящегося поразить окружающих уместными, по его мнению, атрибутами успешности, у меня сразу же возникает вопрос: «Если он тратит столько усилий на поддержание имиджа, то останутся ли у него силы и время для нашего общего проекта?»
7. С одной стороны — избыточность, с другой — безразличие к собственной внешности, неухоженность. Первое справедливо для дам, которые стремятся надеть сразу все лучшее, что у них есть. Второе в большей степени относится к мужчинам.
Еще, наверное, неумение комбинировать цвета и аксессуары.
Хотя, справедливости ради, надо сказать, что в последнее время все реже можно увидеть некрасиво и не к месту одетых людей. Сегодня российские медиа активно популяризуют правила поведения в обществе и воспитывают хороший вкус. Открылось множество курсов и изданы сотни книг по бизнес-этикету. Так что, по-видимому, самое главное — любить себя и свое дело. А вкус и манеры приложатся.

Анна АЛЕКСАНДРОВА,
директор по маркетингу компании ESET в России:
1.
В нашей компании не существует такого понятия, как дресс-код. Я считаю, это правильно. Компания у нас небольшая, люди работают яркие и неординарные, в их работе присутствует значительный элемент творчества, и ограничивать их в самовыражении, которое проявляется и в манере одеваться, я полагаю, было бы неверно. Конечно, нашим сотрудникам приходится участвовать в ряде формальных мероприятий: встречаться с партнерами и клиентами, выступать с презентациями на семинарах или участвовать в крупных выставках. В этом случае они одеваются официально и придерживаются классического бизнес-стиля. Ни у кого не возникает сомнений в том, что официальный стиль одежды необходим в таких ситуациях, которые, кстати, довольно часты. Однако в качестве ежедневной обязаловки придерживаться определенного стиля в одежде наша компания от сотрудников не требует.
2. Дресс-код — это некая знаковая или даже ритуальная вещь, принятая в обществе в качестве инструмента узнавания «своих», обозначения принадлежности к одному и тому же социальному кругу. Скажем, если человек художник, то ему логично одеваться как художнику, и, если он будет каждый день ходить в костюме и галстуке, его окружение может воспринять это неправильно. Та же самая ситуация и в бизнесе. Если вы приходите на формальную встречу, где обсуждаются серьезные вопросы по бизнесу, в рваных джинсах, вполне вероятно, что ваш собеседник, который пришел в костюме, будет чувствовать себя некомфортно. В данном случае дресс-код действует как некий символический ключ, помогающий собеседникам быстрее включиться в единое понятийное пространство.
3.
4. Я думаю, что у женщин в отношении бизнес-стиля дело обстоит несколько лучше, чем у мужчин. У мужчин бизнес-стиль стандартен —
костюм. У женщины поле для самовыражения намного шире — очень сложно зачастую провести грань, где стиль перестает быть деловым. Допускаются различные фасоны брюк, пиджака, юбки, блузки — их диапазон практически безграничен. Кроме того, использование украшений дает дополнительные возможности для самовыражения.
5. —
6.
7.

Юлиана СОКОЛОВСКАЯ,
региональный менеджер
по маркетингу компании
«Орифлэйм Косметикс»:
1.
В компании Oriflame есть определенные требования к стилю одежды персонала, которые зависят от должностных обязанностей. Для сотрудников офиса — это официальный стиль одежды и классическая обувь. Работникам сервисных центров выдается специальная униформа.
У нас не принято носить джинсы и нет casual friday. Это связано с тем, что в нашем офисе, расположенном в здании сервисного центра, часто бывают топ-консультанты, добившиеся успеха в индустрии прямых продаж. И для нас чрезвычайно важно демонстрировать наш деловой настрой, выражающийся даже во внешнем облике сотрудников.
2. Плюсы дресс-кода для компании Oriflame заключаются в создании правильной рабочей атмосферы и в соответствии ожиданиям партнеров и консультантов. Соблюдая дресс-код, мы тем самым выражаем уважение к ним, стремление к плодотворному сотрудничеству и наш профессионализм.
Представители креативных профессий, например сотрудники отдела маркетинга, стремятся к самовыражению в том числе через внешний облик, иногда нарушая ограничения, установленные правилами дресс-кода.
3. В Oriflame все сотрудники обязаны соблюдать дресс-код, это оговорено в трудовом договоре. Внешний вид первого лица компании является примером безукоризненного соблюдения требований дресс-кода для всех сотрудников.
4. В отличие от мужчин у женщин возможности проявить индивидуальность в своем внешнем облике достаточно широки: разнообразные фасоны одежды, интересные детали, элегантные цвета или аксессуары — каждая женщина способна создать свой уникальный стиль в рамках требований дресс-кода. Работая в индустрии красоты, сотрудницы Oriflame находятся в курсе всех модных тенденций, оказывающих влияние и на косметические тренды сезона. Макияж — это еще одно средство выражения уникальности. В то же время следует помнить, что для офиса приемлем дневной макияж без чересчур ярких акцентов.
5. Главным трендом последних сезонов является индивидуальность, поэтому мы считаем, что универсального варианта, применимого для всех, не существует.
6. Спортивный стиль, включая использование элементов спортивного стиля, RNB и другие субкультурные стили не допустимы для большинства компаний.
7.

Запись опубликована в рубрике 2007 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.