КАК ОТКРЫТЬ ПРОДУКТОВЫЙ МАГАЗИН

Ольга ТОРОЗОВА, психолог, бизнес-консультант

НЕСМОТРЯ НА ТО ЧТО РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА В РОССИИ РАЗВИВАЕТСЯ УЖЕ ПОЧТИ 20 ЛЕТ, ДО СИХ ПОР ОСТАЛИСЬ НЕЗАПОЛНЕННЫЕ НИШИ РЫНКА. КАК ЭТО НИ СТРАННО, СУЩЕСТВУЮТ ДОВОЛЬНО СЕРЬЕЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ МАГАЗИНОВ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ.
В ЭТОЙ СФЕРЕ БИЗНЕС-ЛЕДИ МОЖЕТ ПРЕКРАСНО РЕАЛИЗОВАТЬСЯ.

Рынок перенасыщен супер- и гипермаркетами, выделится на их фоне очень сложно. Но для небольших магазинов «у дома» в спальных районах и мини-маркетов, так называемых магазинов шаговой доступности, сейчас наступили благоприятные времена.
Дело в том, что на рынке продовольственной торговли сегодня доминируют супермаркеты. Но они ориентированы в большей степени на тех, кто отоваривается в выходной день на всю неделю. Для магазина же шаговой доступности основная целевая аудитория другая: люди, работающие допоздна, студенты, молодые матери, которым неудобны крупные магазины.
Существуют различия и в ассортиментной политике. Например, супермаркет посещают покупатели, рассчитывающие совершить ряд разноплановых покупок в одном торговом зале, чтобы не метаться из одного магазина в другой. А в небольшой ларек или магазин возле дома заходят для того, чтобы быстро приобрести самые необходимые продукты каждодневного потребления: молоко, хлеб, гастрономическую продукцию, бакалею (в супермаркете для этого придется отстоять длинную очередь) или чтобы перекусить (гамбургеры, бутерброды и т. д.), а возможно, и купить то, что есть только у вас (фирменная выпечка, сладости).
Но прежде чем идти в налоговую для регистрации предприятия, необходимо протестировать себя: способны ли вы заниматься бизнесом. Лучший бизнесмен — это человек, который самому себе всегда говорит правду, какой бы неприглядной она ни была. Подумайте, сможете ли вы отдавать своему детищу все свободное время. Ведь в первые годы работы магазин будет требовать времени не меньше, чем новорожденный ребенок, а то и больше. Потому что магазин не спит никогда. Он работает даже в ночные часы, даже когда закрыт.

СТАРТ!

Еще до регистрации в налоговой инспекции стоит позаботиться о бизнес-плане — экономической программе эффективного управления фирмой. Это конкретные меры по развитию производства и продаж конкурентоспособной продукции, а также рыночная стратегия хозяйствования, обеспечивающая их эффективную реализацию. Именно этот документ затребует инвестор, в случае если вы обратитесь к нему за помощью. Его придется предоставить и банку, если вы захотите получить кредит. Он нужен и вам самим, для того чтобы оценить затраты, приобретения, возможные проблемы в ведении бизнеса. Для составления бизнес-плана лучше всего обратиться в специализированную фирму, таким образом вы избежите ненужных рисков из-за ошибок, допущенных в расчетах.
Чтобы открыть любое торговое предприятие, понадобятся весьма значительные финансовые вливания. Откуда их взять? Самый простой и самый лучший вариант — иметь собственные накопления. Однако это не всегда получается. Банки же обычно не дают кредитов под открытие бизнеса. Поэтому приходится искать независимого инвестора. Если вы начинающий бизнесмен и в активе у вас только идеи и потенциальные возможности, но нет самого предприятия, большинство инвесторов косо смотрят в вашу сторону и не торопятся заключать с вами договор. Приобрести инвестора в такой ситуации вы сможете только в лице родственников, друзей или склонных к риску частных лиц, имеющих опыт деятельности в той отрасли, которую вы себе выбрали.
Для того чтобы инвестор знал, на что он идет, вам нужно составить краткое резюме инвестиционного предложения. Четко и точно написанное, небольшого объема (на пять — семь страниц), оно должно дать максимальное представление о вашем будущем бизнесе. Резюме отошлите нескольким наиболее желательным для вас инвесторам, но обязательно вместе с подробным инвестиционным предложением, иначе оно будет отсеяно антиспамом или самим инвестором.
Итак, будем считать, что первый рубеж преодолен — кредитора вы нашли. А дальше начинается самое интересное: вам необходимо зарегистрировать предприятие.

НА ЗАКОННЫХ ОСНОВАНИЯХ

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — одна из постоянно используемых в настоящее время форм организации бизнеса, а для малого бизнеса — самая, пожалуй, распространенная. ООО может быть учреждено гражданами или юридическими лицами — одним или несколькими, при этом число участников ограничено законом (не более 50). Уставной капитал ООО поделен на доли установленных учредительными документами размеров.
Учредительные документы ООО — это учредительный договор и устав. Если общество учреждается одним лицом, его учредительным документом является устав.
Уставной капитал гарантирует интересы кредиторов и не может быть меньше установленного законом размера (сейчас 100 МРОТ).
Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск в размере внесенных ими вкладов в уставной капитал. То есть если ООО окажется банкротом, то в счет долга пойдет только его имущество, а своим личным имуществом участники не отвечают — лишь своей первоначальной долей в обществе. Система управления ООО не менее чем двухуровневая: общее собрание участников и исполнительный орган.
Высший орган управления ООО — общее собрание участников, самые важные вопросы решаются только им. Текущее руководство осуществляется единоличным исполнительным органом (например, генеральным директором, президентом). Лицо, исполняющее его обязанности, выступает от имени организации без доверенности.
Кроме того, если это предусмотрено учредительными документами, могут быть созданы совет директоров (наблюдательный совет) и коллегиальный исполнительный орган управления (например, правление).

Для регистрации ООО вы должны подготовить пакет учредительных документов, в который войдут:
— два оригинальных экземпляра устава ООО;
— два оригинала учредительного договора ООО (либо два экземпляра решения единственного учредителя о создании общества);
— один протокол общего собрания участников о создании ООО (при двух и более учредителях);
— квитанция об оплате государственной пошлины, взимаемой за регистрацию ООО.

Если вы хотите работать по упрощенной системе налогообложения (а по ней работает 90% всех небольших организаций), то вам также необходимы два экземпляра заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, которые подаются одновременно с регистрацией общества либо в течение пяти дней после государственной регистрации общества. Зарегистрировать ООО сможет практически любой начинающий предприниматель, однако на сегодняшний день, пожалуй, проще обратиться в одну из многочисленных юридических компаний.

НАЙТИ МЕСТО

После регистрации предприятия, прежде чем совершать остальные шаги, надо подумать о месте вашего размещения. При выборе помещения следует точно понимать, какое вам необходимо (именно необходимо, а не подойдет) здание, какими должны быть район, прилегающие территории, соседи и т. д. Помните, что вам не нужно помещение, куда будет страшно заходить нормальным покупателям или которое испортит имидж — ваш и вашего магазина.
Четко установите, какие суммы для вас являются предельными, и не соглашайтесь на большие, даже если помещение окажется идеальным, иначе в вашем бюджете сразу образуется существенная брешь.
В первую очередь обратитесь к специализированным агентствам. Можно искать помещение самостоятельно: попросить об услуге знакомых и друзей, да и самому регулярно смотреть по сторонам, разыскивая вывески «Сдается в аренду».
Желательно, чтобы место было бойким, то есть мимо него ежедневно проходило большое число людей. Хорошо, если неподалеку находятся жилые дома, а до соседнего магазина от них идти дальше, чем до вашего.
И, конечно, здание не должно напоминать аварийный бункер: вытяжки и, безусловно, вентиляция необходимы, так же как и складские помещения.
Договариваться о помещении стоит, только если вы абсолютно уверены, что это то, что вам нужно. В обязательном порядке проверьте документы арендодателя: интерес для вас представляет право собственности на помещение.

ТОВАР ЛИЦОМ

После заключения договора аренды самое время продумать ассортимент. Существует пять категорий товаров, играющих особую роль в магазине, и все они обязательно должны присутствовать.
1. Уникальная категория. Это продукты, которые создают «лицо» магазина, привлекают любопытных покупателей, обеспечивают плюсы вашей торговой точки перед конкурентами. Например, продукт собственного уникального производства (хлеб собственной выпечки, свое варенье), редкий продукт (редкие сорта сыра или элитные йогурты). Помните, что, скорее всего, эти товары не принесут серьезных денег в вашу кассу, более того, они могут их оттуда еще и забирать.
2. Приоритетная категория. В нее входят разновидности продуктов, покупаемых регулярно. Именно на них и будет держаться ваша прибыль. Выбор подобных товаров — очень важное дело. Необходимо, чтобы это были только те продукты, на которые есть устойчивый спрос (алкоголь, колбасы, молоко и молочные продукты, хлеб, кофе, чай).
3. Базовая категория. Это основа ассортимента (бакалея, корма для животных и т. д.). Такие товары должны находиться в магазине, поскольку хотя покупаются они несколько реже, чем продукты из приоритетной категории, но все же занимают второе место по частоте в покупательской корзине.
4. Периодическая категория. Относящиеся к ней продукты покупаются время от времени, по потребности. Соответственно доход от них тоже нерегулярный. Однако без данных товаров обойтись сложно. Иначе вам все время придется сталкиваться с нареканиями недовольных клиентов, которым не удалось что-то купить у вас и пришлось идти за этим в далекий супермаркет. К таким товарам относятся приправы, сладости.
5. Удобная категория. Как и товары уникальной категории, эти товары могут вовсе не приносить дохода. И тем не менее они нужны, поскольку служат своеобразной приманкой для покупателей, создавая иллюзию, что в вашем магазине можно купить все что угодно.

БЕЗ ПЛАНА — НИКУДА

Откуда берется план продаж? Владелец предприятия расходует некоторую внушительную сумму на свой магазин. Ему необходимо не только вернуть свои деньги через определенное время, но и иметь с них процент. Причем настолько большой, насколько это возможно. Желательно больший, чем можно получить, положив те же деньги на счет в банке или доверив ПИФам. Когда нужная сумма известна, остается только подсчитать требуемый для этого оборот. Это и есть план продаж. Одновременно планируются и затраты.
Правда, большинство небольших продуктовых магазинов либо вообще не планируют продажи, либо планы делаются на глазок, а именно: при известной площади магазина, известном ассортименте продукции и в известном месте оборот в месяц должен составлять примерно известную сумму. Данная цифра берется из жизненного опыта. Тот же жизненный опыт подсказывает, какой приблизительно будет прибыльность магазина. Задается период раскрутки — выхода на плановый уровень выручки (объема продаж) —
три — шесть месяцев. На эти месяцы план продаж ставится ниже. В конце месяца складываем все затраты, вычитаем их из дохода и получаем прибыль. Если прибыль устраивает — план не меняется, не устраивает — повышаем план или сокращаем издержки.
Нередко бизнесмены составляют для себя несколько планов продаж: оптимистический и пессимистический. Оптимистический — каков будет объем продаж, если все пойдет так, как идет, без серьезных перемен ситуации на рынке, без сложностей с партнерами и поставщиками. Пессимистический — каков будет объем продаж, если появятся непредвиденные обстоятельства, потери денег, ссоры с партнерами и поставщиками и пр. Лучше всегда ориентироваться на пессимистический план, чтобы в то время, когда все хорошо и дело нормально развивается, не смотреть на мир через розовые очки.

НАЙТИ ПОСТАВЩИКА

Что ж, настало время определиться с тем, где вы будете брать продукты. Поставщиков на рынке очень много, и тут главное — найти лучшего. Заказывать у первых попавшихся, а уж тем более у всех, нерационально, поэтому надо выбирать тех, кто в состоянии предоставить не только товары, но и нужные услуги по адекватной цене. Также следует и дальше продолжать поиск поставщиков для покупки более качественных и более дешевых продуктов.
После того как вы выбрали поставщика, полностью удовлетворяющего вас по цене продуктов, качеству, быстроте доставки и иным параметрам, заключается договор. Договор поставки в нашем случае является базовым документом, излагающим права и обязанности обеих сторон. В этом документе детально описываются все нюансы отношений, возникающих между поставщиком и владельцем магазина.
Продукты надо будет где-то хранить и каким-то образом представлять покупателям. Для этого необходимо оборудование. Все виды оборудования для магазинов делятся на пять групп: торговый инвентарь, неохлаждаемое оборудование (мебель), контрольно-кассовое оборудование, холодильное оборудование и торговое измерительное оборудование. Новичку легко запутаться во всех этих категориях, и лучше на первых порах доверить столь ответственное дело специалистам. В российском варианте их услуги нередко подразумевают оснащение под ключ. За такую работу берутся фирмы, основным видом деятельности которых является торговое оборудование. Подготовка под ключ включает дизайн-проект магазина, подбор, поставку, монтаж, наладку и пуск торгового оборудования, а также сервисное обслуживание.
Пока специалисты занимаются «начинкой» вашего магазина, вам надо приступать к поиску персонала. Основные способы поиска работников — через объявления в газетах, специализированных изданиях и Интернете. Можно искать кандидатов по друзьям и знакомым, родственникам и соседям. Но не забывайте, что не стоит никого пристраивать по знакомству — потом пожалеете. Предъявляйте к «своим» кандидатам те же требования, что и к остальным.

 

Запись опубликована в рубрике 2007 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.