ДАВИТЬ НА ЭМОЦИИ

Юлия РОШАЛЬ

Эмоциональность для бизнесмена считается свойством скорее негативным, хотя такой предприниматель и слывет более теплым человеком. Бизнес-леди, как правило, очень эмоциональны, что называется, по определению — в силу своей женской природы. И это очень часто их большой плюс.

Эмоции — наша реакция на окружающий мир. Они приобретают все большее значение по мере возрастания роли неформальных коммуникаций в современном бизнесе. Менеджеры общаются между собой все больше, причем, как правило, менее официально.
Эксперты считают, что наши успехи в карьере и личной жизни определяются эмоциональными способностями. От эмоционального интеллекта зависит креативность человека. Именно Е.Q. станет ключом к успеху в XXI веке, так как общепризнанными ценностями в нем будут интуиция, мягкость, шарм, искренность, открытость, эмпатия, терпение, такт. А это чисто женские качества.
Развитие эмоциональных способностей может существенным образом повысить эффективность профессиональной деятельности в области управления. При этом вредит бизнесу не сама эмоциональность, а неумение управлять своими эмоциями. Люди, сочетающие разум и чувства, эффективнее действуют в критических ситуациях и лучше управляют подчиненными.
«Эмоции в бизнесе, безусловно, нужны. Но они должны быть умеренными, — считает директор крупного мебельного салона “Крафт” Мария Вишневская. — Очень важно, чтобы эмоциональный фон руководителя, сотрудников и клиентов совпадал. Этого не всегда просто добиться. В бизнесе и конкретно в продажах большего успеха достигают люди, у которых существует баланс между эмоциями и разумом. Отношения с клиентом должны быть доброжелательными. Уравновешенность — одно из основных качеств, сопутствующих успешному предпринимателю. Менеджер берет на себя ту эмоциональную нагрузку, которая необходима во время самого процесса продажи. Для руководителя более высокого уровня яркое проявление эмоций менее уместно. Он находится на определенной дистанции с клиентом».

Женское преимущество

Как известно, лидерство — понятие многоплановое: первый план — профессиональные качества, второй — степень информированности, третий — эмоциональная сфера. Что касается профессионализма и информированности, здесь на высоте оба пола. Но по части развитости эмоциональной сферы слабый пол опережает сильный. «Главное преимущество женщин заключается в том, что они, как правило, в ведении бизнеса руководствуются эмоциями и предчувствиями, а не результатами маркетинговых исследований. Выбор, основанный на интуиции, а не на логике, часто оказывается верным. Например, при определении стратегических идей, оперативных целей предприятий», — утверждает Инесса Селютина, успешная бизнес-леди, генеральный директор ООО «Ария».
С точки зрения характера эмоциональной сферы женщины-руководители делятся на три типа: «добрая мама», «мужик в юбке» и ситуативный тип. Это, конечно, не научная классификация, но она используется профессионалами.
«Добрая мама». Все строится на эмоциях. Личное обаяние — один из главных ее рабочих инструментов. Стиль общения с подчиненными — обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов в устной речи: «мальчики», «девочки», «солнышко», «зайка»… «Добрая мама» либеральна, и поэтому в коллективе мало-помалу возникает хаос. Все гнут свою линию, игнорируя точку зрения других.
«Мужик в юбке». Эмоциональная сфера развита слабо, и прослеживаются постоянные попытки компенсировать эту «недостачу» жесткостью, подчеркнутой авторитарностью. Подчиненным такой бизнес-леди не позавидуешь: она ведет их железной рукой, облаченной в ежовую рукавицу. Свободомыслие, обмен мнениями исключается. В таком коллективе царит нравственная духота, просыпаются худшие стороны человеческой натуры: склочничество и подхалимаж. С «мужчиной в юбке» сотрудничают обычно весьма специфические сотрудники — специфика их связана, конечно, не с уровнем интеллекта и профессиональных навыков.
Ситуативный тип. Это смешанный вариант первых двух типов. Женщина-руководитель данного типа — довольно жесткий лидер, но в то же время у нее развита эмоциональная составляющая. Именно этот тип доминирует среди успешных бизнес-леди.

Особенности женского лидерства

Женщин, добившихся успеха, объединяет много общего — это касается и характера, и интеллекта, и мировосприятия. У них хорошие профессиональные способности, высокая самооценка, ясное представление о собственных целях. Они придерживаются либеральных взглядов на роль женщины в обществе, осознают свой потенциал и не чувствуют ограничений, налагаемых на них полом.
Такие женщины сочетают в себе разнообразные личностные свойства и обладают как «женскими» чертами, например теплотой, открытостью, так и теми, которые принято считать мужскими: рассудительностью, напористостью, независимостью. У них высокий уровень образования, нередко с инженерным или математическим уклоном. Их отличает удивительная способность сохранять верность и преданность делу, взращивать и вскармливать свой бизнес, несмотря ни на какие преграды, заботы и проблемы. Женщина чувствует потенциал своего творения и обладает настойчивостью в работе. Ее бизнес — это ее дитя. Расстаться с делом, в которое она вложила всю душу, ей так же трудно как с собственным ребенком. В бизнесе подобная целеустремленность бесценна.
Женщины более склонны к сотрудничеству, поддержке, налаживанию комфортных взаимоотношений, а мужчины — к соревнованию, достижению личного успеха, решению конкретных задач немедленно, разделению личного и профессионального.
Представительницы прекрасной половины человечества умеют создавать и сохранять хорошие отношения. Они знают как работать с другими людьми и находить подход ко всем. Женщина — душа своего бизнеса, точно так же как и душа своего дома.
Рассказывает хозяйка туристического агентства Елена Фоменко: «Я эмоциональная и открытая. Но при этом, конечно же, я соблюдаю рамки. Есть маска, всегда скрывающая лишнее. Это сдержанная улыбка, которая говорит о моем расположении к клиенту. Я хорошо разбираюсь в людях и очень люблю их. Я всегда в первую очередь стараюсь понять человека, выйти на эмоциональный контакт. И мне, как правило, это удается. Встречаются закрытые люди, а также люди с тяжелым характером. Но я стремлюсь создать такую атмосферу, чтобы человек начал испытывать ко мне доверие. И делаю это абсолютно искренне. Считаю, что практически любого можно понять. Если человек непростой, я стараюсь найти к нему подход».
Женщине очень часто присуще проявление эмпатии, восприимчивость к эмоциям окружающих, принятие этих эмоций на себя. Исследователи Йельского университета доказали, что женщины не менее рациональны, чем мужчины, но мыслительные процессы у них отличаются: у женщин намного более выражена интуитивная составляющая. В бизнесе необходимо постоянное лавирование между эмоциями и задачами управления, и женщина с этим справляется лучше мужчины. Жизненный опыт показывает, что она способна улавливать самые тонкие нюансы душевного состояния.
При этом, как выяснили специалисты Института социальных исследований Мичигана, некоторые женщины склонны даже к большему риску, чем мужчины. Профессор Янь Чэнь и ее сотрудники проанализировали действия представителей обоих полов во время биржевых торгов, и оказалось, что женщины изначально ставят цену на 5% выше, поэтому в итоге они зарабатывают на 39% меньше. Женщинам не чужды и другие виды рисков. Интересно, что эта склонность исчезает в критические дни, когда уровень эстрогена в их организме снижается. В дальнейшем Чэнь собирается разработать тесты для определения опасных для бизнеса дней, что даст возможность женщине выбрать оптимальное время для плодотворной работы без ошибок.
Таким образом, особенности, присущие женщинам, позволяют им искать свои пути решения проблем и делать бизнес более успешным и стабильным.

 

Запись опубликована в рубрике 2007 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.