Лариса УДОВИЧЕНКО. ДАРИТЬ ПРАЗДНИК

Юрий КУЗЬМИН, Анастасия САЛОМЕЕВА
Фото ИТАР-ТАСС, Демид М.

«МНЕ ОЧЕНЬ ИН­ТЕ­РЕС­НО УЧИТЬ­СЯ. ВСЕ­ГДА И ВЕЗ­ДЕ. НЕ ПО­НИ­МАЮ ЛЮ­ДЕЙ, КО­ТО­РЫЕ ГО­ВО­РЯТ, ЧТО И ТАК ВСЕ ПРЕ­КРАС­НО ЗНА­ЮТ И НИ В КА­КОМ ОБУ­ЧЕ­НИИ НЕ НУЖ­ДА­ЮТ­СЯ. ЗНАТЬ-ТО ТЫ, КО­НЕЧ­НО, ЗНА­ЕШЬ, НО ПО­СЛУ­ШАЙ ЕЩЕ, ЧТО ТЕ­БЕ ГО­ВО­РЯТ СО СТО­РО­НЫ, – ЭТО НИ­КОГ­ДА НЕ ПО­МЕ­ША­ЕТ. МОЖ­НО ВЕДЬ И НЕ ПРИ­СЛУ­ШАТЬ­СЯ К МНЕ­НИЮ ДРУ­ГО­ГО ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА, НО ВОТ ЗНАТЬ ЕГО – ВСЕ­ГДА ПО­ЛЕЗ­НО».

ЛАРИСА ИВАНОВНА, ВЫ МНОГО СНИМАЕТЕСЬ В КОМЕДИЙНЫХ ФИЛЬМАХ. ЭТОТ ЖАНР ВАМ ОСОБЕННО БЛИЗОК?


Да, я много играю в комедиях и люблю этот жанр. Так сложилась моя актерская судьба – свой профессиональный путь я начала с комедий, и еще во ВГИКе, а затем и в кино меня использовали как характерную актрису. И мне это нравится. Страдать-то на экране и на сцене все могут, а ты вот попробуй развеселить публику, да так, чтобы на несколько часов люди забыли про свои проблемы, чтобы они вышли из кинозала или театра с позитивным настроением, отдохнувшие, а потом еще долго вспоминали твою игру (улыбается).




А В ЖИЗНИ ВЫ ПОЗИТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК?


О, нет! По природе я очень нерешительная. У меня семь пятниц на неделе, я тяжело принимаю любое решение, а перед этим долго со всеми советуюсь, даже по мелочам (смеется). Я очень сомневающийся человек, и далеко не позитивный. Живя приподнято-веселой жизнью на сценической площадке, дома я нередко грущу. Но это естественно, я же должна аккумулировать энергию (улыбается).




ВЫ НЕ УСТАЛИ ОТ ХАРАКТЕРНЫХ РОЛЕЙ? ВАМ НИКОГДА НЕ ХОТЕЛОСЬ «ПОСТРАДАТЬ» НА ЭКРАНЕ И НА СЦЕНЕ?


Я страдаю иногда, но мне не вкусно. Не хочу, чтобы мои зрители страдали вместе со мной. В нашей жизни и без того столько испытаний, проблем, бытовых неурядиц, все время приходится что-то преодолевать… Так что, наверное, лучше дарить людям праздник.




ВАС НАЗЫВАЮТ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ ЖЕНСТВЕННЫХ АКТРИС РОССИЙСКОГО КИНЕМАТОГРАФА. В ЧЕМ СЕКРЕТ ВАШЕЙ ЖЕНСТВЕННОСТИ?


Спасибо за теплые слова (улыбается). Я считаю, что в жизни всему можно научиться. В том числе и актрисе быть женственной. Особенно если со стороны за тобой будет наблюдать человек – режиссер ли, продюсер, педагог, обладающий вкусом и опытом. Он поможет тебе лучше узнать себя со стороны, подскажет, как выглядеть интересней на экране. Найти такого советчика – мечта для любой актрисы. Правда, исполняется она очень редко.


Я недавно прочла книгу о Вивьен Ли, и меня поразил рассказ от том, как она со знаменитым продюсером Дэвидом Селзником работала над образом Скарлетт. Они много дней искали идеальный грим героини, и когда уже все вроде бы было найдено, Селзник сказал: «Надо еще поработать над линией бровей». И опять начались поиски, в результате которых появилась знаменитая приподнятая бровь Вивьен Ли – Скарлетт. Представляете, как серьезно относились на съемках «Унесенных ветром» к образу главной героини, как выверялось ее лицо, обрисовывалась характерность?


Мы, увы, таким счастьем не обладаем. Поэтому многое мне приходилось постигать самой, учиться на собственных ошибках, смотреть себя на экране и понимать, что мне идет, а что нет. Иногда попадался хороший опытный гример, который учил меня своему искусству. Сейчас же я сама нередко советую что-то молодым гримерам.




А ВЫ СЕБЕ НРАВИТЕСЬ НА ЭКРАНЕ?


Конечно нет. Никто себе не нравится. А если мне случается увидеть себя в неудачном плане, то сразу же появляется мысль: «Наверное, пора заканчивать с карьерой. Судя по всему, наступил тот возраст, когда нужно уйти из кино, как сделали когда-то Марлен Дитрих и Грета Гарбо, чтобы тебя запомнили молодой и красивой» (смеется).




КАКУЮ ЖЕНЩИНУ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, МОЖНО НАЗВАТЬ УСПЕШНОЙ?


Я бы назвала успешной Ксению Собчак. К ней все по-разному относятся, но нельзя отрицать, что эта девушка обладает потрясающей харизмой и что она последовательно «делает» себя и свою карьеру. Уже никто не помнит, чья Ксения дочь, никто не называет ее ребенком своих знаменитых родителей. Теперь эта фамилия ассоциируется с ее образом. Молодец! Уважаю женщин, которые сами себя слепили и продолжают лепить.

А СЕБЯ ВЫ СЧИТАЕТЕ УСПЕШНОЙ?
– Никогда об этом не задумывалась. И в общем это для меня не столь уж и важно. Я просто делаю свое дело. Мне нравится работать с интересными людьми и с хорошим материалом. И я довольна.


Я всегда старалась выбирать наиболее интересные роли, когда была такая возможность и даже когда ее не было. Выбираю и сейчас. Никогда не соглашаюсь на участие в скороспелых «мыльных» операх и ситкомах.




НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, В СЕРИАЛАХ ВАС ВИДЕТЬ МОЖНО…


Сериал сериалу рознь. Мне было интересно сниматься в роли Даши Васильевой, героини романов Дарьи Донцовой. Интересно было б попробовать себя и в сериале по книге Татьяны Устиновой. Мне нравятся эти писательницы. Донцова – легкая, смешная, ироничная и очень позитивная. А Устинова – настоящий профессионал и знает, о чем пишет.


А вот многосерийные саги, сюжеты которых заимствованы из американских и латиноамериканских «мыльных опер», мне не интересны. Обратите внимание, такие телефильмы, искусственно пересаженные на нашу почву, плохо идут в России. Зрители не могут их смотреть, потому что эти работы не адаптированы к российской действительности. Нам нужно что-то свое. Ну не получится у нас двойник «Секса в большом городе». Мы не американки, и наши женщины не живут так легко и празднично, как героини этого сериала.


Хотя, конечно, бывают и исключения, которые я как зритель смотрю с большим удовольствием. Это, например, ситком «Моя прекрасная няня». Он блестяще сделан, в чем, на мой взгляд, кроется заслуга великолепного режиссера, который увидел этих персонажей, правильно их собрал и расставил. Приятно, что это очень позитивный сериал. Оптимизм нам нужен.




КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ТОМУ, ЧТО СЕГОДНЯ ЖЕНЩИНЫ АКТИВНЕЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ, ИДУТ В ПОЛИТИКУ, БИЗНЕС, ЗАНИМАЮТ РУКОВОДЯЩИЕ ПОСТЫ, ТО ЕСТЬ СВЯЗЫВАЮТ СВОЮ ЖИЗНЬ С ВЕЩАМИ, РАНЕЕ СЧИТАВШИМИСЯ МУЖСКИМИ?


И правильно поступают! Хорошо, что у нас появилось много умных, сильных и настойчивых женщин, которые больше не могут молча наблюдать за тем, что происходит вокруг, и сами пытаются что-то сделать.




А ВЫ НАСТОЙЧИВЫЙ ЧЕЛОВЕК?


Нет, я никогда не была настойчива. Не умею этого делать.




КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНЫ СОЧЕТАТЬСЯ СЕМЬЯ И РАБОТА?


Нужно, чтобы это все равномерно развивалось и сочеталось. Но, к сожалению, так не всегда получается. Обычно в какой-то момент жизни доминирует что-то одно – либо семья, либо карьера, а в какой-то – другое.


Если ты сильно увлечен работой, то приятно, когда твои близкие понимают тебя и терпят и твою занятость, и твое безалаберное отношение к семье. Но не менее приятно быть хорошей мамой и хорошей женой, готовить детям еду, встречать их из школы, укладывать спать. Это большое счастье.




В ЧЕМ СИЛЬНЫЕ И В ЧЕМ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЖЕНЩИН?


Сильные в том, что мы терпеливее, мудрее, выносливее мужчин. А слабые – что мы себя мало любим. Мы жертвенные. Нам всем надо учиться себя любить.




ВЫ ОЧЕНЬ ПОПУЛЯРНАЯ АКТРИСА. НО У ПОПУЛЯРНОСТИ ЕСТЬ ДВЕ СТОРОНЫ – ХОРОШАЯ И ПЛОХАЯ. ЧЕМ ВАМ НРАВИТСЯ ПОПУЛЯРНОСТЬ, ЧЕМ ДОСАЖДАЕТ?


Нравится доброжелательное отношение моих зрителей. Если я сталкиваюсь со сложной бытовой проблемой, люди, узнавая меня, стараются как-то помочь. А не нравится – назойливое любопытство. Оно очень нервирует.




МНОГИЕ НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ НЕ МОГУТ ЗАБЫТЬ ВАШУ МАНЬКУ-ОБЛИГАЦИЮ ИЗ «МЕСТА ВСТРЕЧИ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ». КАЗАЛОСЬ БЫ, МАЛЕНЬКАЯ РОЛЬ, НО ОНА ВСЕМ ЗАПОМНИЛАСЬ…


Да, случилось (улыбается). Тогда мы и не подозревали о том, что картина станет такой популярной. Фильм оказался удачным, его по-прежнему смотрят и любят зрители, причем нескольких поколений. Это замечательно.




КАКАЯ ИЗ ВАШИХ ГЕРОИНЬ ВАМ ОСОБЕННО БЛИЗКА?


Какую-то одну выделить не могу. Все близки, в каждой есть что-то от меня. В кино нельзя лгать. Никогда. Особенно, если работаешь на крупном плане. И если ты не чувствуешь свою героиню, если ее переживания не становятся твоими и если ты не смотришь на мир ее глазами, то камера это заметит, и с ролью у тебя ничего не получится.




А ЕСТЬ ТАКАЯ РОЛЬ, КОТОРУЮ БЫ ВЫ ХОТЕЛИ СЫГРАТЬ, НО ПОКА ОНА ВАМ НЕ ВСТРЕТИЛАСЬ?


Я не роль хочу, а режиссера! На что мне роль? У меня сейчас довольно много предложений, и я могу выбрать все, что придется по вкусу. Мне нужен мудрый режиссер, человек, которому бы я абсолютно доверяла и у которого могла бы учиться.


Некоторое время назад я разговаривала с Верой Сотниковой, которая сейчас играет два спектакля у Романа Виктюка. А я в то время репетировала в одной работе у некоего режиссера. И нам, актерам, с ним приходилось очень тяжело, поскольку режиссер ничегошеньки не мог объяснить. И вот Вера рассказывает: «Мне так нравится работать с Романом Григорьевичем! Я прихожу на репетицию. Открываю рот и не успеваю его закрыть до вечера. Настолько мне интересно все, что он говорит. Он нам все объясняет».


Честно признаюсь, я Вере по-хорошему позавидовала. Хочу к Виктюку (смеется)! И ему, когда встречаю, всегда об этом говорю. Хотя прекрасно понимаю, что я актриса не его театра, и, наверное, мне никогда не посчастливится поработать с Романом Григорьевичем.




В КИНО ВЫ РАБОТАЛИ СО МНОГИМИ РЕЖИССЕРАМИ. КАКИХ ИЗ НИХ ВЫ СЧИТАЕТЕ «СВОИМИ»?


Их так мало, к сожалению. Талантливых актеров великое множество, а хороший режиссер – большая редкость, особенно сейчас.


Я имела счастье работать с блестящими режиссерами. Это и мой мастер по ВГИКу Сергей Аполлинариевич Герасимов, и Михаил Абрамович Швейцер, и Игорь Федорович Масленников, и Станислав Сергеевич Говорухин, и Глеб Анатольевич Панфилов, и Никита Сергеевич Михалков, и Петр Ефимович Тодоровский… Но ведь в моем послужном списке 120 картин, а я назвала вам имена семи человек.




А КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВАШ РЕЖИССЕР?


Помимо таланта у этого человека должен быть высокий уровень образования, интеллекта, культуры и, конечно, интеллигентность. А все это теперь большая редкость. Среди модных молодых режиссеров много таких, кто и трех книг не прочитал. Это меня раздражает и огорчает. Наверное, оттого у нас так много плохих картин. Правда, если я попадаю на просмотры таких фильмов, то честно досматриваю их до конца. Все кажется, что раз человек взялся за такую работу, получил на нее солидный бюджет, то, может быть, хоть в конце будет понятно, для чего все это затевалось. Но не случается.




ЗРИТЕЛИ ЗНАЮТ ВАС ПРЕЖДЕ ВСЕГО КАК АКТРИСУ КИНО. МЕЖДУ ТЕМ У ВАС БЛЕСТЯЩИЕ ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ. БЫЛ, СКАЖЕМ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ «СИРЕНА И ВИКТОРИЯ», ГДЕ ВЫ ИГРАЛИ В ПАРЕ С ВИТАЛИЕМ СОЛОМИНЫМ. ПОЧЕМУ ТАК РЕДКО ИГРАЕТЕ В ТЕАТРЕ?


Вы видели мои спектакли? Очень приятно. «Сирена и Виктория», о котором вы упомянули, поставлен по пьесе Александра Галина, и это действительно был очень хороший спектакль. Виталий Соломин не только исполнил в нем одну из главных ролей, но и выступил как режиссер. Он – великий профессионал, а я так люблю работать с профессионалами! Профессионализм – это даже больше, чем талант. Талантливый человек не предсказуем, и никогда не знаешь, как работа получится у него в следующий раз. Профессионал же никогда не позволит себе сделать хуже, чем может.


Почему я редко играю на сцене? Дело в том, что я принимаю участие в антрепризных спектаклях, а антреприза – вещь, с одной стороны, прекрасная, но с другой – опасная. Прекрасная, потому что здесь я могу максимально реализовать свои актерские способности. А опасная, потому что профессиональный репертуарный театр – это множество служб, которые работают над постановкой: костюмерный и гримерный цеха, службы, которые занимаются декорациями, светом. В антрепризе же ничего такого нет, все сведено к минимуму, что нередко связано с экономией средств. Зритель же хочет зрелища, он любит красивые декорации и красивые костюмы, что, увы, в антрепризах встречается не всегда. Поэтому я стараюсь тщательно отбирать спектакли, в которых мне предлагают принять участие.


Правда, должна отметить, что в последнее время антрепризное движение изменилось. Продюсеры перестают скупиться и не жалеют денег на то, чтобы сделать полноценный спектакль. Кстати, сейчас у меня начинается очень интересная работа в одном антрепризном проекте. В каком – пока не скажу (улыбается).




А ГДЕ ВАМ КОМФОРТНЕЕ РАБОТАТЬ – В ТЕАТРЕ ИЛИ В КИНО?


Наверное, в кино. Мой театральный опыт пока невелик, поэтому я стараюсь работать на сцене с такими людьми, которые могли бы меня чему-то научить. Вообще, мне очень интересно учиться. Всегда и везде. Не понимаю людей, которые говорят, что и так все прекрасно знают и ни в каком обучении не нуждаются. Знать-то ты, конечно, знаешь, но послушай еще, что тебе говорят со стороны, – это никогда не помешает. Можно и не прислушаться к мнению другого человека, но вот знать его – всегда полезно.




ЭТОТ НОМЕР ЖУРНАЛА «БЛИКИ» ВЫХОДИТ В КАНУН 8 МАРТА. ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ В ЭТОТ ПРАЗДНИК СЕБЕ И НАШИМ ЧИТАТЕЛЬНИЦАМ?


Чтобы мы легче жили, чтобы нас не убивали наши трудности и не заедал быт. Чтобы мы больше любили себя и больше заботились о себе. И, конечно, чтобы нас ценили близкие и помогали нам в меру своих возможностей.

УДОВИЧЕНКО
Лариса Ивановна

Родилась в Вене.
Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), мастерская
С. Герасимова
и Т. Макаровой.
Заслуженная
артистка PCФCP.

ИЗБРАННАЯ ФИЛЬМОГРАФИЯ:

«Счастливый Кукушкин», 1971,
реж. A. Пaвлoвcкий; «Дочки-матери», 1974, реж. С. Герасимов; «Трын-трава», 1976, реж. С. Никоненко; «Золотая мина», 1977, реж. Е. Татарский; «Летучая мышь», 1979, реж. Я. Фрид; «Место встречи изменить нельзя», 1979,
реж. С. Говорухин; «Женатый холостяк», 1982, реж. В. Роговой; «Мэри Поппинс, до свидания!», 1983,
реж. Л. Квинихидзе; «Подросток», 1983, реж. Е. Ташков; «Любовью за
любовь», 1983,
реж. Т. Березанцева; «Миллион в брачной корзине», 1985,
реж. В. Шиловский; «Искренне ваш…», 1985, реж. А. Сурикова; «Зимняя вишня», 1985, реж. И. Масленников; «Опасно для жизни!», 1985, реж. Л. Гайдай; «Валентин и Валентина», 1985,
реж. Г. Натансон; «Самая обаятельная
и привлекательная», 1985, реж. Г. Беханов; «Кто войдет в последний вагон», 1986, реж. Б. Конунов; «Допинг для ангелов», 1990, реж. В. Попков; «Собачий пир», 1990, реж. Л. Менакер; «Зимняя вишня 2», 1990,
реж. И. Масленников; «Все впереди», 1990, реж. Н. Бурляев; «Сукины дети», 1990, реж. Л. Филатов; «Автостоп», 1991,
реж. Н. Михалков; «Женщина для всех», 1991, реж. А. Матешко; «Вальс золотых тельцов», 1992,
реж. М.Ибрагимбеков; «Ребенок к ноябрю», 1992,
реж. А. Павловский; «Тартюф», 1992,
реж. Я. Фрид; «Жених из Майами», 1994,
реж. А. Эйрамджан; «Зимняя вишня 3», 1995, реж. И. Масленников;
«Любить по-русски», 1995, реж. Е. Матвеев; «Какая чудная игра», 1995,
реж. П. Тодоровский; «Барханов и его телохранитель», 1996, реж. В. Лонской; «Любить по-русски», 1997, реж. Е. Матвеев; «Зависть богов», 2000, реж. В. Меньшов; «Артист и мастер изображения», 2000, реж. В. Лонский; «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», 2000,
реж. И. Масленников; «Шуб-баба, Люба!», 2000, реж. М. Воронков; «Северное сияние», 2001, реж. А.Резенков; «Пан или пропал», 2003, реж. А. Зернов; «Право на защиту», 2003,
реж. В.Криштофович; «Жизнь забавами полна», 2003,
реж. П. Тодоровский; «Любительница частного сыска Даша Васильева», 2003–2005,
реж. А. Матешко,
О. Фесенко,
А. Мармонтов,
И. Мужжухин.

 

Запись опубликована в рубрике 2007 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.