Анне ВЕСКИ. «СЧАСТЬЕ – ЭТО БОЛЬШЕ И ЛУЧШЕ, ЧЕМ УСПЕХ»

Юрий КУЗЬМИН, Дарья СУХОДОЛЬСКАЯ
фото из архива

АННЕ, В ОДНОМ ИНТЕРВЬЮ ВЫ СКАЗАЛИ, ЧТО В ВАС ОЧЕНЬ МНОГО «МУЖСКОГО». ГЛЯДЯ НА ВАС, ТАКУЮ ЖЕНСТВЕННУЮ, В ЭТО ТРУДНО ПОВЕРИТЬ. В ЧЕМ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ЭТО «МУЖСКОЕ»?

– Честно говоря, не помню, чтобы я так говорила (смеется). Но во всех женщинах, добившихся чего-то в жизни, есть какие-то мужские качества. Надо ведь быть активной, целеустремленной, иметь силу воли. Когда-то эти качества считались чисто мужскими. Самые женственные женщины, на мой взгляд, это те, которые занимаются только домом, мужем, детьми.



С ВАШИМ СУПРУГОМ БЕННО У ВАС ОЧЕНЬ КРЕПКИЙ И ДОЛГИЙ БРАК, ЧТО БОЛЬШАЯ РЕДКОСТЬ ДЛЯ ШОУ-БИЗНЕСА. В ЧЕМ СЕКРЕТ ТАКОЙ СЧАСТЛИВОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ?

– В шоу-бизнесе, да и не только в нем, я думаю, редко расстаются супруги, которые занимаются одним делом. Я не представляю, что было бы, если бы мой муж был, скажем, инженером и совершенно не понимал, чем я занимаюсь, а я бы продолжала петь, ездила бы на гастроли. В этом случае мы бы, наверное, расстались. А являясь директором нашего музыкального коллектива, Бенно всегда рядом со мной, у нас общее дело, общие интересы.



НО ВЕДЬ И БЫТЬ ПОСТОЯННО ВМЕСТЕ ОЧЕНЬ СЛОЖНО.

– Да нет. К тому же мы не каждый день вместе, иногда расстаемся. Сейчас, например, я чаще гастролирую одна. Он стал ленивым и не ездит туда, где ему не интересно. Так что у нас есть возможность отдохнуть друг от друга (смеется).



БЕННО – ВАШ ДИРЕКТОР. ПОЛУЧАЕТСЯ, ЧТО НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО ВАШЕГО БРАКА ОН БЫЛ В ТЕНИ СВОЕЙ ЗНАМЕНИТОЙ СУПРУГИ. КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЭТО ПРАВИЛЬНО ДЛЯ МУЖЧИНЫ?

– Мы никогда не задумывались, правильно это или нет. Но по-другому, мне кажется, и быть не может в парах, где жена – известная певица. Не выходить же мужу на сцену и не ждать, чтобы и ему тоже похлопали!
То, что Бенно в некоторой степени находится в моей тени, нисколько не умаляет важности его роли в моей жизни и в моей карьере. Мы как две стороны одной медали – одна у всех на виду, а вторая скрыта, но не менее значима.
Все произошло очень органично. Когда мы встретились, Бенно работал администратором сети ресторанов, а после нашего брака он сознательно перешел на работу в филармонию и стал директором нашего коллектива. Это было его решение, за которое я его очень уважаю.
Если бы не муж, у меня, наверное, и не получилось бы сделать такую карьеру на эстраде. В то время я была просто популярная в Эстонии певица, но Союз меня не знал. Конечно, мне хотелось идти дальше, и я уже стала получать первые приглашения из России, на всесоюзное телевидение. Но именно Бенно сказал: «Давай попробуем». Именно он сделал правильный выбор. А если ехать работать в Россию – то вместе, иначе пути разойдутся. Так что мы вместе начали эту всесоюзную карьеру и вместе ее сделали.
А еще Бенно произнес тогда такие роковые, такие красивые слова: «Я не хочу, чтобы через годы ты стояла у окна и, смотря вдаль, говорила: «Из меня получилось бы все, если б не ты». За эти слова я ему до сих пор говорю спасибо.

СЕЙЧАС МНОГИЕ ЗВЕЗДЫ ПРОБУЮТ СЕБЯ В ПОЛИТИКЕ, БИЗНЕСЕ. ВАС ЭТО ПОЧТИ НЕ КОСНУЛОСЬ – ВЫ НЕМНОГО ПОБЫЛИ БИЗНЕС-ЛЕДИ И ОСТАВИЛИ ЭТО ЗАНЯТИЕ, В ПОЛИТИКЕ ЖЕ ВЫ ВООБЩЕ НЕ БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ. ЛЮБОВЬ К ПЕСНЕ ОКАЗАЛАСЬ СИЛЬНЕЙ ВСЕГО ОСТАЛЬНОГО?
– Каждый раз, когда у нас в Эстонии проходят выборы, ко мне приходят представители различных партий и призывают вступить в их ряды, выставить свою кандидатуру на выборах в законодательный орган власти и т.д. Но я отказываюсь.
Не скажу, что никогда не буду заниматься политикой, возможно, когда-нибудь я почувствую, что готова к этому. Однако пока, как мне кажется, рано. К тому же у меня есть работа, которую я очень люблю. И вообще я считаю, что каждый должен заниматься своим делом.

А СВОИМ ДЕЛОМ ВЫ СЧИТАЕТЕ ЭСТРАДУ?
– Конечно, ведь это то, от чего я получаю наслаждение. Знаете, я пару раз прочитала законопроекты, которыми занималась моя дочка Керли в эстонском парламенте, и… ничего не поняла. Смысл, конечно, ясен, но то, как это изложено – просто китайская грамота для меня. А потом представила, как я сижу целыми днями в парламенте и по букве разбираю тезисы разных законопроектов. Нет, я еще к этому не готова (смеется).

ВАШИ ПЕСНИ ВСЕГДА НЕСУТ ПОЗИТИВНЫЙ НАСТРОЙ. ЭТО СОЗВУЧНО С ВАШИМ ВНУТРЕННИМ МИРОМ? ПО НАТУРЕ ВЫ ОПТИМИСТКА, ИЛИ ЭТО ВАШ СЦЕНИЧЕСКИЙ ОБРАЗ?
– Нет, не образ. Я пою только те песни, которые мне нравятся и настрой которых совпадает с моим мироощущением. Я считаю, что человек должен всегда быть оптимистом, иначе жить будет очень грустно. Вокруг нас столько сложностей и проблем, а позитивный настрой очень помогает и самому не терять надежду, и давать ее другим людям.

ВАША ДОЧЬ КЕРЛИ ТОЖЕ ПОДАВАЛА БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ КАК ПЕВИЦА. НО ПОТОМ СТАЛА ЮРИС-ТОМ, ВЫБРАЛА ДИПЛОМАТИЧЕСКУЮ КАРЬЕРУ. КАК ОТНЕСЛАСЬ МАМА К ЭТОМУ ШАГУ?
– Да, Керли пыталась петь, и у нее неплохо получалось. Но это не удивительно – мы очень музыкальный народ, у нас старая певческая культура, которую с самого детства впитывает каждый эстонец. В Эстонии почти все поют, по крайней мере для себя.
А юристом Керли стала по собственному очень большому желанию. Сначала она получила юридическое образование в Эстонии, потом продолжила обучение в Италии и Швеции. Сейчас она работает генеральным консулом Эстонии в России.
Я уважаю ее выбор и надеюсь, что она достигнет многого. Но тут я лучше остановлюсь – дочери не нравится, когда я начинаю фантазировать о ее карьере.

КАКОВО ВАШЕ МНЕНИЕ О СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ И ЭСТОНСКОЙ ЭСТРАДЕ? КАКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ВАМ ИМПОНИРУЮТ, А КАКИЕ – НЕТ? КАКИЕ ИСПОЛНИТЕЛИ ВАМ ОСОБЕННО НРАВЯТСЯ?
– Сложно так однозначно ответить, кто нравится, а кто не нравится. Скажем так, я с симпатией отношусь к артистам, которые сами чего-то добились, уже много лет поют на сцене. Из новых молодых российских артистов мне тоже кое-кто нравится. Например, группа «Ума2Rman» – у них очень хорошие тексты и музыка.
А тенденции на российской и эстонской эстраде одинаковы. К счастью, продолжают выступать артисты, начинавшие вместе со мной, с именами. Радует, что их профессиональный уровень не снижается и они по-прежнему очень популярны у публики.
А не нравится то, что слишком много однодневных проектов, продуктов, как их сейчас называют. Например, у нас в Эстонии часто в группу набираются девушки, красивые, длинноногие, но – бесталанные. Попоют они годик-другой, сколько выдержат, а потом продюсер с ними расстается и набирает новых. Одаренность таких исполнителей никого не волнует – студийная запись сейчас позволяет сделать эстрадного певца из кого угодно.

ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЭСТОНИЕЙ ПОСЛЕ РАСПАДА СССР ОБОСТРИЛИСЬ. ЭТО КАК-ТО ОТРАЗИЛОСЬ НА ВАШЕМ ТВОРЧЕСТВЕ?
– Что вы! Никакого разрыва культурных отношений между Россией и Эстонией нет. Более того, такого интереса к российской культуре, в том числе и к эстраде, как сейчас в Эстонии, не было никогда, даже в советское время. К нам очень часто приезжают российские артисты, и их очень хорошо принимают. А уж на спектакли ваших театров, которые у нас часто гастролируют, вообще очень трудно достать билет!
Даже наши артисты теперь нередко поют российские песни на эстонском языке. И я, выступая дома, очень часто по просьбам зала исполняю свои песни на русском. Такого в советское время никогда не было! Особенно настойчива молодежь. Ведь новое поколение, к счастью, избавлено от тех предрассудков, которые бытовали в советское время. Они ничего не знают про наши давние трения, более того, их это даже не волнует.
Сейчас политические взаимоотношения между нашими странами не отражаются на жизни нормальных образованных людей. Эстонцы часто ездят в вашу страну, сами смотрят, как живут люди, у многих есть друзья. Они выше предрассудков. И, вообще, я думаю, что тот, кто открыт миру, умеет сам оценивать ситуацию, устоит перед различными политическими недоразумениями.

ВАША КОЛЛЕГА ЛАЙМА ВАЙКУЛЕ КАК-ТО ЖАЛОВАЛАСЬ, ЧТО НА ЕЕ РОДИНЕ, В ЛАТВИИ, ЕЕ СЧИТАЮТ РОССИЙСКОЙ ПЕВИЦЕЙ, А НЕ СВОЕЙ, ЛАТЫШСКОЙ. А ВЫ ДЛЯ ЭСТОНЦЕВ «СВОЯ» ПЕВИЦА? И КАК В ЭСТОНИИ ОТНОСЯТСЯ К ТОМУ, ЧТО ИХ КОРОЛЕВА ЭСТРАДЫ ТАК ЧАСТО ВЫСТУПАЕТ В РОССИИ И ТАК МНОГО ПОЕТ ПЕСЕН НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ?
– Лайму на родине считают российской певицей потому, что большая часть ее профессиональной жизни – в России. Я же половину своего времени выступаю дома, а другую половину – здесь.
Я – эстонская певица, которая поет много песен российских авторов. Так исторически сложилось, и мне это нравится. Иногда русские песни более душевны, чем эстонские.
И эстонцы, мои соотечественники, совершенно нормально относятся к моей концертной деятельности в России. Как раз в советское время на меня иногда и смотрели косо, когда я выступала здесь. Теперь же это никого не беспокоит. Те, кто чего-то добился, понимают, что в жизни не все черное и белое, не все так просто. А многие мои эстонские коллеги мне даже по-хорошему завидуют, поскольку у меня есть пространство для творчества за пределами Эстонии, то есть в России. Некоторые даже советуются, как попасть на российскую сцену.

А В РОССИИ ВЫ ПОЕТЕ ТОЛЬКО ПО-РУССКИ?
– По-русски. Но иногда в свои сольные концерты включаю и эстонские песни, и принимаются они очень хорошо.
А У ВАС ЕСТЬ ЛЮБИМАЯ ПЕСНЯ ИЗ СВОЕГО РЕПЕРТУАРА? – Все они любимые, какую-то одну я выбрать не могу. Мы стараемся из всех песен делать хиты, но не из каждой получается. А поем мы их потому, что нам они нравятся.

В РОССИИ ПОМНЯТ И ДРУГИХ ПОПУЛЯРНЫХ В СССР ЭСТОНСКИХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ – ТЫНИСА МЯГИ, ЯАКА ЙОЛУ. О НИХ МЫ ДОЛГИЕ ГОДЫ НИЧЕГО НЕ СЛЫШАЛИ. КАКОВЫ ИХ ТВОРЧЕСКИЕ СУДЬБЫ?
– Да, в Россию эти артисты уже давно не приезжают. Тынис поет до сих пор, у него довольно много сольных концертов. Но он всегда хотел быть драматическим актером, и сегодня его мечта сбылась – он играет в театре и пишет музыку для спектаклей. А Яак Йола вот уже 15 лет как закончил свою сольную карьеру. И сейчас он, что говорится, живет для себя.

МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ ЭСТОНИИ, НАВЕРНОЕ, ПРАКТИЧЕСКИ НЕ ЗНАЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА?
– Почему же, совсем напротив. Язык – это часть образования человека, важная составляющая его культуры. Каждый из нас имеет право, и даже должен знать несколько языков, причем именно себе должен. И в Эстонии русский язык знают и молодые люди тоже. Пусть в школьной программе он и необязателен, но тот, кто хочет чего-то добиться в жизни, учит его на специальных курсах.
Например, у нас могут и не взять человека на хорошую работу, если он не знает английского, финского и русского языков. Россия – один из наших ближайших соседей, так же как и Финляндия, и с этими странами у Эстонии крепкие деловые связи.

В РОССИЮ СЕЙЧАС ПРИХОДИТ МНОГО ЭСТОНСКИХ КОМПАНИЙ. ПОЧЕМУ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ТАК ПРОИСХОДИТ?
– Так поступают умные и дальновидные бизнесмены. Россия – огромная страна и огромный перспективный рынок. Кстати, и многие зарубежные фирмы пытаются попасть к вам через Эстонию. Эстонцы ведь еще с советских времен знают Россию, у многих остались здесь связи. Нам это выгодно, ведь таким образом создаются дополнительные рабочие места.

ВЫ СЕБЯ СЧИТАЕТЕ УСПЕШНОЙ ЖЕНЩИНОЙ? И КАКУЮ ЖЕНЩИНУ ВЫ МОГЛИ БЫ НАЗВАТЬ УСПЕШНОЙ – НАШЕДШУЮ СЕБЯ В РАБОТЕ, В СЕМЬЕ, ДЕТЯХ ИЛИ ЖЕ УМЕЮЩУЮ ВСЕ ЭТО СОВМЕЩАТЬ?
– Я, наверное, успешная женщина. Что же касается успеха вообще, то, как мне кажется, это вещь относительная. Многое зависит от того, что сам человек считает успехом. Я думаю, что успешный человек – это тот, кто занимается любимым делом, имеет семью, детей. Может, это и не успех в его стандартном понимании, но большое счастье.

А СЧАСТЬЕ ЭТО УСПЕХ?
– Это больше и лучше, чем успех.

ВАШИ БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ?
– Я недавно закончила запись нового альбома «Я не такая», в который войдут песни, успевшие полюбиться моим поклонникам. Это дуэт с Антоном Макарским «Спасибо тебе» и дуэт с Николаем Бурлаком «Половинка». Будет много неожиданных песен, например, «Московская любовь» и «Нам с тобой». Будут и ремиксы на проверенные временем шлягеры.
Сейчас я принимаю участие в большом гастрольном туре, посвященном памяти великой певицы Анны Герман. В этих концертах я исполняю несколько песен из репертуара Анны. Что интересно, одна из этих песен – «А он мне нравится». Также я принимаю участие в музыкальном проекте «Мелодии друзей-2006», в котором представляю Эстонию наряду с такими звездами, как Нани Брегвадзе, Роза Рымбаева, Радмила Караклаич и многие другие. И готовлюсь к своему бенефису, который состоится в феврале в Москве в Театре Эстрады. Я решила назвать программу «С любовью к России…»