СТАРЫЕ КНИГИ О ГЛАВНОМ

Мария ПИКАЛОВА, E-xecutive

ВЫ ЗА­ДУ­МЫ­ВА­ЛИСЬ О ТОМ, КА­КУЮ ПО­ЛЕЗ­НУЮ И ИН­ТЕ­РЕС­НУЮ КНИ­ГУ ВЫ­БРАТЬ
ДЛЯ ПРО­ЧТЕ­НИЯ? ПО­ЛО­ЖИ­ТЕСЬ НА АВ­ТО­РИ­ТЕТ­НОЕ МНЕ­НИЕ КОЛ­ЛЕГ, ЧЛЕ­НОВ
E-XECUTIVE. О СА­МЫХ ВАЖ­НЫХ, СА­МЫХ ПО­ЛЕЗ­НЫХ ДЛЯ БИЗ­НЕ­СА И КА­РЬ­Е­РЫ КНИ­ГАХ,
А ТАК­ЖЕ О ТЕХ ИЗ НИХ, КО­ТО­РЫМ ОТ­ДА­ЮТ ПРЕД­ПО­ЧТЕ­НИЕ УС­ПЕШ­НЫЕ РУ­КО­ВО­ДИ­ТЕ­ЛИ,
ВЫ МО­ЖЕ­ТЕ УЗ­НАТЬ, ОЗ­НА­КО­МИВ­ШИСЬ С РЕ­ЗУЛЬ­ТА­ТА­МИ ПРО­ВЕ­ДЕН­НО­ГО ИС­СЛЕ­ДО­ВА­НИЯ.(
В рамках исследования был проведен опрос членов интернет-сообщества E-xecutive
«Книги о главном» (www.e-xecutive.ru))

Каж­дый из нас за свою жизнь про­чел не один де­ся­ток книг – ин­те­рес­ных
и не очень, цен­ных и аб­со­лют­но бес­по­лез­ных. И каж­дый из нас об­ла­да­ет
уни­каль­ным лич­ным опы­том, ко­то­рый до­сто­ин то­го, что­бы им по­де­лить­ся.
По­это­му в кон­це 2005 го­да E-xecutive пред­ло­жил чле­нам Со­об­ще­ст­ва
при­нять уча­с­тие в оп­ро­се «Кни­ги о глав­ном».
Что­бы вы­яс­нить, ка­кие кни­ги ока­за­ли на­и­боль­шее вли­я­ние на ми­ро­воз­зре­ние,
по­ст­ро­е­ние ка­рь­ер­ной стра­те­гии, ока­за­ли по­мощь в ра­бо­те и за ее
пре­де­ла­ми, мы пред­ло­жи­ли уча­ст­ни­кам оп­ро­са от­ве­тить на 7 во­про­сов:

1. Ка­кая кни­га ста­ла для вас са­мой важ­ной в жиз­ни, ока­за­ла на­и­боль­шее
вли­я­ние на ва­ше ми­ро­воз­зре­ние?
2. Ка­кую кни­гу по биз­не­су вы лич­но счи­та­е­те луч­шей, на­и­бо­лее по­лез­ной?
Ка­кая кни­га ока­за­ла на­и­боль­шее вли­я­ние на вас как на ме­не­д­же­ра,
уп­рав­лен­ца?
3. Ка­кая кни­га, по ва­ше­му мне­нию, до­стой­на стать «на­столь­ной кни­гой
ме­не­д­же­ра»?
4. Ка­кая кни­га ока­за­ла на­и­боль­шее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние ва­шей
ка­рь­ер­ной стра­те­гии?
5. Ка­кая кни­га ста­ла лич­но для вас ис­точ­ни­ком но­вых идей, по­бу­ди­ла
к дей­ст­вию?
6. Ка­кая кни­га по биз­не­су, по ва­ше­му мне­нию, пре­тен­ду­ет на зва­ние
«са­мой бес­по­лез­ной и бес­тол­ко­вой»? На ка­кую кни­гу вы ре­ко­мен­до­ва­ли
бы не тра­тить вре­мя?
7. Ка­кая кни­га спо­соб­на по­мочь вам лич­но в тя­же­лой жиз­нен­ной си­ту­а­ции,
от­влечь, под­дер­жать?

В на­сто­я­щей ста­тье пред­став­ле­но ми­ни-ис­сле­до­ва­ние, ос­но­ван­ное
на ре­зуль­та­тах про­ве­ден­но­го оп­ро­са. А так­же пол­ный спи­сок книг в
ви­де рей­тин­га, со­став­лен­но­го на ос­но­ве ча­с­то­ты упо­ми­на­ний про­из­ве­де­ний
и ав­то­ров. Воз­мож­но, мно­гие кни­ги, ко­то­рые бы­ли упо­мя­ну­ты в рам­ках
оп­ро­са, вам хо­ро­шо из­ве­ст­ны, но не ис­клю­че­но, что вы от­кро­е­те для
се­бя со­вер­шен­но но­вые про­из­ве­де­ния и ав­то­ров. Но сна­ча­ла не­сколь­ко
слов о том, кто от­ве­чал на во­про­сы на­шей ан­ке­ты.
В оп­ро­се при­няли уча­с­тие 190 чле­нов Со­об­ще­ст­ва. Сле­ду­ет от­ме­тить,
что, ис­хо­дя из об­щей ста­ти­с­ти­ки про­ве­де­ния оп­ро­сов на E-xecutive,
эта ци­ф­ра не­о­бы­чай­но ма­ла. По­доб­ную си­ту­а­цию мож­но объ­яс­нить
тем, что все во­про­сы ан­ке­ты бы­ли «от­кры­ты­ми», то есть пред­по­ла­га­ли
на­ли­чие у уча­ст­ни­ков соб­ст­вен­ных от­ве­тов, а не на­бор го­то­вых ва­ри­ан­тов.
Уча­с­тие в оп­ро­се тре­бо­ва­ло на­ли­чия не­ко­то­ро­го вре­ме­ни на его
про­хож­де­ние, по­это­му мы хо­тим вы­ра­зить бла­го­дар­ность тем, кто со­гла­сил­ся
ис­поль­зо­вать дра­го­цен­ный вре­мен­ной ре­сурс на то, что­бы по­де­лить­ся
опы­том с кол­ле­га­ми.
На­и­боль­шую ак­тив­ность про­яви­ли чле­ны Со­об­ще­ст­ва, об­ла­да­ю­щие
ста­ту­сом «но­ви­чок» (47%), да­лее в по­ряд­ке убы­ва­ния ак­тив­но­с­ти сле­ду­ют
«пре­тен­ден­ты» (29%), «про­фи» (16%) и «ма­с­те­ра» (1%). Так­же в оп­ро­се
при­ня­ли уча­с­тие чле­ны Со­об­ще­ст­ва, об­ла­да­ю­щие спе­ци­аль­ны­ми ста­ту­са­ми
(7%).
По­доб­ное по­ло­же­ние со­от­вет­ст­ву­ет ка­че­ст­вен­но­му со­ста­ву Со­об­ще­ст­ва,
где «но­вич­ки» со­став­ля­ют 64% от об­ще­го чис­ла за­ре­ги­с­т­ри­ро­ван­ных
поль­зо­ва­те­лей, «пре­тен­ден­ты» – 32%, «про­фи» – 3%, «ма­с­те­ра» и «гу­ру»
– 1%.
В то же вре­мя пред­став­лен­ные вы­ше дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют о вы­со­ком
ин­те­ре­се к те­ме вы­бо­ра на­и­бо­лее ка­че­ст­вен­ных и ин­те­рес­ных книг
чле­нов Со­об­ще­ст­ва, об­ла­да­ю­щих ста­ту­са­ми «про­фи».
Боль­шин­ст­во уча­ст­ни­ков оп­ро­са за­ни­ма­ют по­зи­цию ме­не­д­же­ра/спе­ци­а­ли­с­та
(34%). 23% оп­ро­шен­ных за­ни­ма­ют по­зи­цию на­чаль­ни­ка от­де­ла/де­пар­та­мен­та,
22% яв­ля­ют­ся ди­рек­то­ра­ми оп­ре­де­лен­но­го на­прав­ле­ния в ком­па­нии.
Так­же в оп­ро­се при­ня­ли уча­с­тие ру­ко­во­ди­те­ли ком­па­нии (16%) и уп­рав­ля­ю­щие
парт­не­ры (5%).
В оп­ро­се при­ня­ли уча­с­тие жи­те­ли Моск­вы и Мос­ков­ской об­ла­с­ти (49%),
Санкт-Пе­тер­бур­га (7%) и дру­гих го­ро­дов Рос­сии (33%). Так­же на во­про­сы
от­ве­ча­ли ме­не­д­же­ры, про­жи­ва­ю­щие на тер­ри­то­рии Ук­ра­и­ны (6%),
Бе­ло­рус­сии (3%) и Ка­зах­ста­на (2%).
В пер­вую оче­редь мы по­про­си­ли уча­ст­ни­ков оп­ро­са рас­ска­зать о том,
ка­кая кни­га ста­ла для них са­мой важ­ной в жиз­ни, ока­за­ла на­и­боль­шее
вли­я­ние на их ми­ро­воз­зре­ние. 13% ре­с­пон­ден­тов за­труд­ни­лись с от­ве­том,
15% счи­та­ют, что ни од­на из книг не ока­за­ла на них зна­чи­тель­но­го вли­я­ния
(дан­ные пред­став­ле­ны в ди­а­грам­ме 1). На­зва­ние кон­крет­но­го про­из­ве­де­ния
или имя ав­то­ра ука­за­ли 64% ре­с­пон­ден­тов.

Ди­а­грам­ма 1.
Ка­кая кни­га ста­ла для вас са­мой важ­ной в жиз­ни, ока­за­ла на­и­боль­шее
вли­я­ние на ва­ше ми­ро­воз­зре­ние?

Указано название конкретной книги (или книг) 64% Другое
8%
Ни одна из книг не оказала на меня столь сильного влияния 15 %  
Затрудняюсь ответить
13%

 

В ка­че­ст­ве на­и­бо­лее важ­ных книг, ока­зав­ших на них вли­я­ние, уча­ст­ни­ки
оп­ро­са на­зва­ли сле­ду­ю­щие (в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют кни­ги, упо­мя­ну­тые
бо­лее од­но­го ра­за).

Таб­ли­ца 1.
РЕЙ­ТИНГ КНИГ, ОКА­ЗАВ­ШИХ НА­И­БОЛЬ­ШЕЕ ВЛИ­Я­НИЕ

Место Название книги. Автор Частота
упоминания
(%)
1. «Семь навыков высокоэффективных людей:
мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови
4,2
2. «Карьера менеджера» Ли Якокка 3,7
3. Библия 3,1
4. Книги Дейла Карнеги 1,6
5. «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков 1,6
6. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 1,6
7. «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов 1
8. «Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая
книга о свободе и нравственности» Николай Козлов
1
9. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах 1
10. «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери 1
11. «Властелин Колец» Джон Р. Р. Толкиен 1
12. «Финансист», «Титан», «Стоик» Теодор Драйзер 1
13. «От хорошего к великому» Джим Коллинз 1
14. «Таис Афинская» Иван Ефремов 1
15. «Алхимик» Пауло Коэльо 1
16. «Дао дэ цзин» 1

 

Так­же не­ко­то­рые уча­ст­ни­ки оп­ро­са при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что их
ми­ро­воз­зре­ние от­ча­с­ти обус­лов­ле­но всей со­во­куп­но­с­тью про­чи­тан­ных
книг и каж­дая из них, так или ина­че, ока­за­ла вли­я­ние, ос­та­ви­ла след.
Не­ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты от­ме­ти­ли, что в раз­ные жиз­нен­ные пе­ри­о­ды
зна­чи­мое вли­я­ние на них ока­зы­ва­ли раз­ные кни­ги.
Мне­ния от­но­си­тель­но на­и­бо­лее важ­ных и спо­соб­ных ока­зы­вать вли­я­ние
книг рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти от по­зи­ций, ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты
за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Таб­ли­ца 2.
НА­И­БО­ЛЕЕ ВАЖ­НЫЕ КНИ­ГИ – В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ
ПО­ЗИ­ЦИИ РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название книги Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод.
компаний
«Карьера
менеджера»
4,9%   4,9%  
«Бизнес в
стиле фанк»
4,9%      
«Алхимик» 3,3%      
«Властелин Колец» 3,3%      
Книги Дейла
Карнеги
  4,7%    
Библия     7,3% 6,9%
«Семь навыков высокоэффект.
людей»
    7,3% 6,9%

 

Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­це 2, сви­де­тель­ст­ву­ют, что на ря­до­вых
со­труд­ни­ков ока­за­ли на­и­боль­шее вли­я­ние при­знан­ные биз­нес-бест­сел­ле­ры
и ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния, в от­но­ше­нии ко­то­рых ино­гда упо­треб­ля­ет­ся
тер­мин «куль­то­вые». На ру­ко­во­ди­те­лей де­пар­та­мен­тов ока­за­ли вли­я­ние
кни­ги Дей­ла Кар­не­ги, за­тра­ги­ва­ю­щие та­кой важ­ный ас­пект, как раз­ви­тие
ком­му­ни­ка­тив­ных на­вы­ков.
Ди­рек­то­ра на­прав­ле­ний и ру­ко­во­ди­те­ли ком­па­ний в ка­че­ст­ве на­и­бо­лее
важ­ных книг ука­за­ли Биб­лию и ра­бо­ту Сти­ве­на Ко­ви, спе­ци­а­ли­с­та
по про­бле­мам ру­ко­вод­ст­ва, се­мьи и меж­лич­но­ст­ных от­но­ше­ний. У обе­их
книг есть важ­ный объ­е­ди­ня­ю­щий фак­тор – они при­зы­ва­ют чи­та­те­ля об­ра­тить­ся
«внутрь се­бя», за­ду­мать­ся о том, что ле­жит в ос­но­ве жиз­нен­ной фи­ло­со­фии.
Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­цах 1 и 2, сви­де­тель­ст­ву­ют, что кни­га
«Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей» Сти­ве­на Ко­ви мо­жет но­сить
по­чет­ное зва­ние «са­мой важ­ной кни­ги» бла­го­да­ря уп­рав­лен­цам выс­ше­го
зве­на, ко­то­рые про­яви­ли в этом во­про­се прак­ти­че­с­ки пол­ное еди­но­ду­шие.
К их мне­нию сто­ит при­слу­шать­ся их бо­лее мо­ло­дым кол­ле­гам, по­ка не­до­оце­ни­ва­ю­щим
воз­мож­ное по­зи­тив­ное вли­я­ние на их жизнь книг, от­но­ся­щих­ся к не­ху­до­же­ст­вен­ной
ли­те­ра­ту­ре.
В рам­ках оп­ро­са мы по­про­си­ли ре­с­пон­ден­тов рас­ска­зать, ка­кие кни­ги
по биз­не­су они счи­та­ют на­и­бо­лее по­лез­ны­ми, ка­кие кни­ги ока­за­ли
на­и­боль­шее вли­я­ние на них как на уп­рав­лен­цев
. 23% уча­ст­ни­ков оп­ро­са
за­труд­ни­лись с от­ве­том, 3% счи­та­ют, что все кни­ги по биз­не­су бес­по­лез­ны
(дан­ные пред­став­ле­ны в ди­а­грам­ме 2). На­зва­ние кон­крет­ной кни­ги в
этом во­про­се ука­за­ло мак­си­маль­ное ко­ли­че­ст­во ре­с­пон­ден­тов – 69%.
Этот факт да­ет ос­но­ва­ния пред­по­ло­жить, что во­прос вы­бо­ра на­и­бо­лее
до­стой­ных книг по биз­не­су вы­зы­ва­ет у уча­ст­ни­ков оп­ро­са на­и­мень­шие
за­труд­не­ния в си­лу вы­со­ко­го ин­те­ре­са к де­ло­вой ли­те­ра­ту­ре.

Ди­а­грам­ма 2.
Ка­кую кни­гу по биз­не­су лич­но вы счи­та­е­те луч­шей, на­и­бо­лее по­лез­ной?

Указано название конкретной книги (или книг)
69%
  Другое
5%
Я считаю, что все книги по бизнесу бесполезны
3 %
Затрудняюсь ответить
23%

 

В ка­че­ст­ве на­и­бо­лее по­лез­ных книг по биз­не­су бы­ли на­зва­ны сле­ду­ю­щие
(в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют кни­ги, упо­мя­ну­тые бо­лее од­но­го ра­за).

Таб­ли­ца 3.
РЕЙ­ТИНГ НА­И­БО­ЛЕЕ ПО­ЛЕЗ­НЫХ КНИГ ПО БИЗ­НЕ­СУ

Место Название книги. Автор %
1. «Карьера менеджера» Ли Якокка 5,8
2. «От хорошего к великому» Джим Коллинз 5,8
3. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 4,7
4. «Семь навыков высокоэффективных людей:
мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови
3,1
5. «Представьте себе! Превосходство в бизнесе
в эпоху разрушений» Том Питерс
2,1
6. «Маркетинг на 100%» Игорь Манн 2,1
7. «Управление фирмой, оказывающей профессиональные
услуги» Дэвид Майстер
1,6
8. «Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата
и удержания управления» Владимир Тарасов
1,6
9.

«Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Ф. Друкер 1,6
10. «Основы менеджмента» Майкл Альберт, Майкл Мескон,
Франклин Хедоури
1,6
11. «Маркетинговые войны» Джек Траут, Эл Райс 1,6
12. «Построенные навечно. Успех компаний, обладающих
видением» Джим С. Коллинз, Джерри И. Поррас
1,6
13. «Суть перемен. Невыдуманные истории о том, как люди
изменяют свои организации» Джон П. Коттер , Дэн С. Коэн

1
14. «Законы Паркинсона» Сирил Норткот Паркинсон 1
15. «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов 1
16. «Пятая дисциплина. Искусство и практика
самообучающейся организации» Питер Сенге
1
17. «Эффективный управляющий» Питер Друкер 1
18. «Конкурентное преимущество. Как достичь высокого
результата и обеспечить его устойчивость» Майкл Портер
1
19. «Теряя невинность» Ричард Брэнсон 1

Не­ко­то­рые уча­ст­ни­ки оп­ро­са так­же от­ме­ча­ли, что им не при­хо­ди­лось
встре­чать уни­вер­саль­ных книг по биз­не­су и на раз­ных жиз­нен­ных эта­пах
на­и­бо­лее по­лез­ны для них ока­зы­ва­лись со­вер­шен­но раз­ные кни­ги. По­ми­мо
это­го бы­ло вы­ска­за­но мне­ние, что вли­я­ние, ко­то­рое ли­те­ра­ту­ра ока­зы­ва­ет
на нас, не мо­жет быть аб­со­лют­ным, и каж­дое про­чи­тан­ное про­из­ве­де­ние
лишь до­бав­ля­ет но­вое зна­ние к уже су­ще­ст­ву­ю­щим. Так­же в ка­че­ст­ве
аль­тер­на­ти­вы кни­гам по биз­не­су од­ним из уча­ст­ни­ков оп­ро­са бы­ли
упо­мя­ну­ты ста­тьи E-xecutive.
Мне­ния от­но­си­тель­но луч­ших книг по биз­не­су рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти
от по­зи­ций, ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим
об­ра­зом.

Таб­ли­ца 4.
ЛУЧ­ШИЕ КНИ­ГИ ПО БИЗ­НЕ­СУ – В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ
ПО­ЗИ­ЦИИ РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название
книги
Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод. компаний
«Карьера
менеджера»
6,6% 7% 4,9% 6,9%
«Маркетинг на 100%» 6,6%      
«Бизнес в стиле
фанк»
3,3% 9,3%    
«Эффективный
управляющий»
3,3%      
«Маркетинговые
войны»
3,3%      
«От хорошего
к великому»
  9,3% 7,3% 6,9%
«Семь навыков
высокоэф. людей»
  4,7% 7,3%  
«Суть перемен»   4,7%    
«Задачи менеджм.
в 21 веке»
  4,7%    
«Представьте себе!»     4,9%  

 

Так же как и от­ве­чая на пер­вый во­прос, ме­не­д­же­ры от­да­ли пред­по­чте­ние
кни­гам «Ка­рь­е­ра ме­не­д­же­ра» и «Биз­нес в сти­ле фанк», до­ба­вив к ним
«Мар­ке­тинг на 100%», «Эф­фек­тив­ный уп­рав­ля­ю­щий» и «Мар­ке­тин­го­вые
вой­ны». Ру­ко­во­ди­те­ли де­пар­та­мен­тов от­ча­с­ти раз­де­ля­ют мне­ние
ме­не­д­же­ров, но так­же вы­де­ля­ют кни­гу «От хо­ро­ше­го к ве­ли­ко­му»
и от­ме­ча­ют «Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей», «Суть пе­ре­мен»
и «За­да­чи ме­недж­мен­та в 21 ве­ке». Ди­рек­то­ра на­прав­ле­ний вы­ше дру­гих
книг по биз­не­су це­нят «От хо­ро­ше­го к ве­ли­ко­му», «Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных
лю­дей» и труд То­ма Пи­тер­са «Пред­ставь­те се­бе!». Ру­ко­во­ди­те­ли ком­па­ний
вы­де­ля­ют в ка­че­ст­ве луч­ших биз­нес-книг «Ка­рь­е­ра ме­не­д­же­ра» и
«От хо­ро­ше­го к ве­ли­ко­му».
Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­цах 3 и 4, сви­де­тель­ст­ву­ют, что кни­га
«Ка­рь­е­ра ме­не­д­же­ра» на­зва­на «луч­шей кни­гой по биз­не­су» людь­ми,
за­ни­ма­ю­щи­ми в ком­па­ни­ях са­мые раз­ные по­зи­ции. Ви­ди­мо, не­смо­т­ря
на раз­ли­чия в долж­но­с­ти и ста­ту­се, каж­дый из них смог най­ти не­что
со­звуч­ное соб­ст­вен­ным убеж­де­ни­ям и стрем­ле­ни­ям. Кни­га Джи­ма Кол­лин­за
«От хо­ро­ше­го к ве­ли­ко­му» за­ня­ла вто­рую строч­ку рей­тин­га бла­го­да­ря
еди­но­ду­шию уп­рав­лен­цев сред­не­го и выс­ше­го зве­на, к чье­му мне­нию,
бе­зус­лов­но, долж­ны при­слу­шать­ся их млад­шие кол­ле­ги.
От­ве­чая на во­прос «Ка­кая кни­га, по ва­ше­му мне­нию, до­стой­на стать «на­столь­ной
кни­гой ме­не­д­же­ра»?», 31% ре­с­пон­ден­тов за­труд­ни­лись с от­ве­том,
5% счи­та­ют, что ни од­на из книг, ко­то­рую им до­ве­лось чи­тать, не до­стой­на
за­нять ме­с­то на сто­ле ме­не­д­же­ра (дан­ные пред­став­ле­ны в ди­а­грам­ме
3)
. На­зва­ние кон­крет­ной кни­ги ука­за­ли 57% уча­ст­ни­ков оп­ро­са.

Ди­а­грам­ма 3.
Ка­кая кни­га, по ва­ше­му мне­нию, до­стой­на стать «на­столь­ной кни­гой ме­не­д­же­ра»?

Указано название конкретной книги (или книг)
57%
Другое
7%
Ни одна из прочитанных книг не достойна занять место на столе менеджера
5 %
Затрудняюсь ответить
31 %

 

По мне­нию уча­ст­ни­ков оп­ро­са, по­чет­но­го зва­ния «на­столь­ной кни­ги
ме­не­д­же­ра» за­слу­жи­ва­ют (в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют кни­ги, упо­мя­ну­тые
бо­лее од­но­го ра­за).
Таб­ли­ца 5.
РЕЙ­ТИНГ «НА­СТОЛЬ­НЫХ КНИГ МЕ­НЕ­Д­ЖЕ­РА»

Место
Название книги. Автор %
1. «От хорошего к великому» Джим Коллинз 4,2
2. «7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя»
А. Бочкарев, В. Кондратьев, В. Краснова, А. Матвеева,
А. Привалов, Н. Хорошавина
3,7
3. «Карьера менеджера» Ли Якокка 2,6
4. «Семь навыков высокоэффективных людей:
мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови
2,6
5. «Маркетинг на 100%» Игорь Манн 2,1
6. «Основы маркетинга» Филип Котлер, Гари Армстронг 1,6
7. «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли» V. 1
8. «Организация времени. От личной эффективности к развитию
фирмы» Глеб Архангельский
1
9. «Задачи менеджмента в XXI веке» Питер Ф. Друкер 1
10. «Искусство подбора персонала: как оценить человека
за час» Светлана Иванова
1
11. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют
в игры» Эрик Берн
1
12. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 1
13. «Эффективный управляющий» Питер Друкер 1
14. Книги Дейла Карнеги 1
15. «Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи
крупнейших предпринимателей» Джозеф Бойетт, Джимми Бойетт
1
16. «Цель: процесс непрерывного улучшения. Цель-2: дело
не в везенье» Элия М. Голдратт, Джефф Кокс
1
17. «Дифференцируйся или умирай!» Джек Траут 1
18. «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта»
Манфред Кетс де Врис
1
19. «Основы менеджмента» Майкл Альберт, Майкл Мескон,
Франклин Хедоури
1

Так­же не­ко­то­рые уча­ст­ни­ки оп­ро­са при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что на
сто­ле ме­не­д­же­ра долж­ны на­хо­дить­ся про­фес­си­о­наль­ные спра­воч­ни­ки
и что чи­тать ме­не­д­жер дол­жен по­сто­ян­но, по­это­му на его сто­ле все­гда
долж­на ле­жать но­вая кни­га.
Мне­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­кая кни­га до­стой­на за­нять по­сто­ян­ное
ме­с­то на сто­ле ме­не­д­же­ра, рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти от по­зи­ций,
ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Таб­ли­ца 6.
«НА­СТОЛЬ­НАЯ КНИ­ГА МЕ­НЕ­Д­ЖЕ­РА» – В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ
ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ ПО­ЗИ­ЦИИ РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название
книги
Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод. компаний
«Маркетинг
на 100%»
6,6%      
«Карьера менеджера» 4,9% 2,4%    
«7 нот менеджмента» 3,3% 4,7%   6,9%
«Дифференцируйся
или умирай!»
3,3%      
«Эффективный
управляющий»
3,3%      
«От хорошего
к великому»
  7% 7,3% 6,9%
«Семь навыков
высокоэффективных людей»
  2,3% 4,9%  

Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­цах 5 и 6, сви­де­тель­ст­ву­ют, что зва­ние
«на­столь­ной кни­ги ме­не­д­же­ра» труд Джи­ма Кол­лин­за «От хо­ро­ше­го к
ве­ли­ко­му» смог по­лу­чить бла­го­да­ря еди­но­ду­шию уп­рав­лен­цев сред­не­го
и выс­ше­го зве­на, вы­де­лив­ших имен­но эту кни­гу. Так­же ру­ко­во­ди­те­ли
ком­па­ний и на­чаль­ни­ки де­пар­та­мен­тов от­да­ют долж­ное «7 но­там ме­недж­мен­та»,
ко­то­рую в мень­шей сте­пе­ни це­нят ря­до­вые ме­не­д­же­ры.
28% уча­ст­ни­ков оп­ро­са счи­та­ют, что ни од­на из книг не ока­за­ла су­ще­ст­вен­но­го
вли­я­ния на фор­ми­ро­ва­ние их ка­рь­ер­ной стра­те­гии (дан­ные пред­став­ле­ны
в ди­а­грам­ме 4
). На­зва­ние кон­крет­ной кни­ги, ока­зав­шей вли­я­ние на
от­но­ше­ние к та­ко­му важ­но­му во­про­су, как по­ст­ро­е­ние ка­рь­е­ры,
ука­за­ли 45% ре­с­пон­ден­тов, 19% за­труд­ни­лись с от­ве­том.

Ди­а­грам­ма 4.
Ка­кая кни­га ока­за­ла на­и­боль­шее вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние ва­шей ка­рь­ер­ной
стра­те­гии?

Указано название конкретной книги (или книг)
45%
Другое
8%
Затрудняюсь ответить
19 %
Ни одна из прочитанных книг не достойна занять место на столе менеджера
28 %

 

Сре­ди книг, ока­зав­ших вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние ка­рь­ер­ной стра­те­гии, уча­ст­ни­ки оп­ро­са на­зва­ли сле­ду­ю­щие (в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют
кни­ги, упо­мя­ну­тые бо­лее од­но­го ра­за).

Таб­ли­ца 7.
РЕЙ­ТИНГ КНИГ, ОКА­ЗАВ­ШИХ ВЛИ­Я­НИЕ НА ФОР­МИ­РО­ВА­НИЕ
КА­РЬ­ЕР­НОЙ СТРА­ТЕ­ГИИ

Место Название книги. Автор
%
1. «Карьера менеджера» Ли Якокка 3,1
2. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 3,1
3. «Семь навыков высокоэффективных людей:
мощные инструменты развития личности» Стивен Р. Кови
2,6
4. «Богатый папа, бедный папа» Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер 2,1
5. «Карьерные войны. 10 правил построения успешного
личного брэнда» Дэвид Д`Алессандро
1,6
6. «Крыса из нержавеющей стали» Гарри Гаррисон 1
7. "От хорошего к великому» Джим Коллинз 1
8. «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли» V. 1
9. «Маркетинг на 100%» Игорь Манн 1
10. «Искусство управленческой борьбы. Технологии перехвата
и удержания управления» Владимир Тарасов
1
11. «Метод McKinsey: использование техник ведущих стратегических
консультантов для себя и своего бизнеса» Итан Расиел
1
12. «Мудрый рекламодатель» Александр Репьев 1
13. «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов 1
14. «Эффективный управляющий» Питер Ф. Друкер 1

 

Не­ко­то­рые уча­ст­ни­ки оп­ро­са ука­за­ли, что вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние
их ка­рь­ер­ной стра­те­гии ока­за­ли сра­зу не­сколь­ко книг, а один из ре­с­пон­ден­тов
счи­та­ет, что на­и­боль­шую цен­ность для не­го име­ет «кни­га проб и оши­бок
соб­ст­вен­но­го биз­нес-пу­ти».
Мне­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­кая кни­га ока­за­ла вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние
ка­рь­ер­ной стра­те­гии, рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти от по­зи­ций,
ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Таб­ли­ца 8.
КНИ­ГИ, ОКА­ЗАВ­ШИЕ ВЛИ­Я­НИЕ НА ФОР­МИ­РО­ВА­НИЕ КА­РЬ­ЕР­НОЙ
СТРА­ТЕ­ГИИ – В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ ПО­ЗИ­ЦИИ
РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название книги Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод. компаний

«Карьера менеджера»

4,9% 2,3% 4,9%  
«Бизнес в стиле фанк» 4,9% 4,7%    
«Карьерные войны»   4,7%    
«Мудрый рекламодатель»   4,7%    
«Семь навыков
высокоэффективных людей»
    7,3% 6,9%
«От хорошего
к великому»
      6,9%

Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­цах 7 и 8, поз­во­ля­ют ут­верж­дать, что
зва­ние «кни­ги, по­вли­яв­шей на фор­ми­ро­ва­ние ка­рь­ер­ной стра­те­гии»,
«Ка­рь­е­ра ме­не­д­же­ра» по­лу­чи­ла бла­го­да­ря люб­ви ме­не­д­же­ров ни­жне­го
и сред­не­го зве­на. Ру­ко­во­ди­те­ли ком­па­ний от­ме­ти­ли «Семь на­вы­ков
вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей» и «От хо­ро­ше­го к ве­ли­ко­му».
Кни­га «Бо­га­тый па­па, бед­ный па­па», к «цен­но­с­ти» ко­то­рой мно­гие от­но­сят­ся
скеп­ти­че­с­ки, по­па­ла в рей­тинг бла­го­да­ря ме­не­д­же­рам ни­жне­го и
сред­не­го зве­на, о ней не вспом­ни­ли лишь ру­ко­во­ди­те­ли ком­па­ний. Так­же
ин­те­ре­сен тот факт, что в рей­тинг по­па­ла кни­га, от­но­ся­ща­я­ся к ху­до­же­ст­вен­ной
ли­те­ра­ту­ре и не име­ю­щая пря­мо­го от­но­ше­ния к ка­рь­ер­ной те­ма­ти­ке
– «Кры­са из не­ржа­ве­ю­щей ста­ли» Гар­ри Гар­ри­со­на.
В рам­ках оп­ро­са мы по­про­си­ли его уча­ст­ни­ков рас­ска­зать о том, ка­кая
кни­га ста­ла для них ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния и но­вых идей, по­бу­ди­ла
их к дей­ст­вию. Боль­шин­ст­во ре­с­пон­ден­тов (68%) ука­за­ли на­зва­ние
кон­крет­ной кни­ги, 19% за­труд­ни­лись с от­ве­том (дан­ные пред­став­ле­ны
в ди­а­грам­ме 5)
. 6% ме­не­д­же­ров, при­няв­ших уча­с­тие в оп­ро­се, счи­та­ют,
что ни од­на из про­чи­тан­ных ими книг не ста­ла для них ис­точ­ни­ком но­вых
идей и не по­бу­ди­ла к дей­ст­вию.

Ди­а­грам­ма 5.
Ка­кая кни­га ста­ла лич­но для вас ис­точ­ни­ком но­вых идей, по­бу­ди­ла к
дей­ст­вию?

Указано название конкретной книги (или книг)
68%
Другое
7%
 
Затрудняюсь ответить
19 %
  Ни одна из прочитанных книг не стала для меня источником новых идей и не побудила к действию
6 %

 

В ка­че­ст­ве вдох­нов­ля­ю­щих и по­буж­да­ю­щих к дей­ст­вию уча­ст­ни­ки
оп­ро­са на­зва­ли сле­ду­ю­щие кни­ги (в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют кни­ги,
упо­мя­ну­тые бо­лее од­но­го ра­за).

Таб­ли­ца 9.
РЕЙ­ТИНГ КНИГ, ВДОХ­НОВ­ЛЯ­Ю­ЩИХ И ПО­БУЖ­ДА­Ю­ЩИХ К ДЕЙ­СТ­ВИЮ

Место Название книги. Автор %
1. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 5,2
2. «Богатый папа, бедный папа» Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер 4,2
3. «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты
развития личности» Стивен Р. Кови
3,1
4. «Маркетинг на 100%» Игорь Манн 2,1
5. «Алхимик» Пауло Коэльо 1,6
6. «От хорошего к великому» Джим Коллинз 1,6
7. «Думай и богатей» Наполеон Хилл 1,6
8. «Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться
процветания вашей компании» Джеймс П. Вумек, Дэниел Джонс
1,6
9. Книги Дейла Карнеги 1,6
10. «Крестный отец» Марио Пьюзо 1
11. Библия 1
12. «Позиционирование. Битва за узнаваемость» Эл Райс, Джек Траут 1
13. «Организация времени. От личной эффективности к развитию фирмы»
Глеб Архангельский
1
14. «Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта»
Манфред Кетс де Врис
1
15. «Продажи по методу SPIN. Практическое руководство» Нил Рекхэм 1
16. «Карьера менеджера» Ли Якокка 1
17. «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд 1
18. «Психология лидера» Антонио Менегетти 1
19. «Сначала скажите «нет». Секреты профессиональных
переговорщиков» Джим Кэмп
1
20. «Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась
Starbucks» Говард Шульц, Дори Джонс Йенг
1
21. «Теряя невинность» Ричард Брэнсон 1
22. «Фиолетовая корова» Сет Годин 1
23. «Цель: Процесс непрерывного улучшения. Цель-2:
Дело не в везенье» Элия М. Голдратт, Джефф Кокс
1
24. «Как успешно руководить проектами. Серебряная пуля»
Фергус О`Коннел
1
25. Книги Питера Друкера 1

 

По мне­нию не­ко­то­рых уча­ст­ни­ков оп­ро­са, так­же ис­точ­ни­ком но­вых
идей мо­жет стать лю­бая не­ака­де­ми­че­с­кая кни­га и об­ще­ние с близ­ки­ми
по ду­ху людь­ми.
Мне­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­кая кни­га ока­за­лась вдох­нов­ля­ю­щей
и по­буж­да­ю­щей к дей­ст­вию, рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти от по­зи­ций,
ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Таб­ли­ца 10.
ВДОХ­НОВ­ЛЯ­Ю­ЩИЕ КНИ­ГИ – В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ ПО­ЗИ­ЦИИ РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название книги Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод. компаний

«Карьера менеджера»

3,3%      
«Теряя невинность» 3,3%      
«Бизнес в стиле фанк»   14% 2,4% 3,4%
«Богатый папа,
бедный папа»
  4,7% 9,8%  
«От хорошего к великому»     4,9%  
«Семь навыков
высокоэффективных людей»
  2,3% 4,9%  
«Психология лидера»       6,9%
«Маркетинг на 100%» 1,6% 2,3%    

 

Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­цах 9 и 10, сви­де­тель­ст­ву­ют, что «са­мой
вдох­нов­ля­ю­щей кни­гой» ста­ла «Биз­нес в сти­ле фанк» во мно­гом бла­го­да­ря
уди­ви­тель­но­му еди­но­ду­шию ру­ко­во­ди­те­лей де­пар­та­мен­тов и от­ча­с­ти
– ди­рек­то­ров на­прав­ле­ний и ру­ко­во­ди­те­лям ком­па­ний. Ря­до­вые ме­не­д­же­ры
ищут вдох­но­ве­ния, чи­тая все ту же «Ка­рь­е­ру ме­не­д­же­ра» и «Те­ряя не­вин­ность»,
а ру­ко­во­ди­те­ли – «Пси­хо­ло­гию ли­де­ра» Ан­то­нио Ме­не­гет­ти. При­ме­ча­тель­но,
что ди­рек­то­ра на­прав­ле­ний за по­ис­ком но­вых идей и вдох­но­ве­ни­ем
ча­ще дру­гих книг об­ра­ща­ют­ся к про­из­ве­де­нию Ро­бер­та Кий­о­са­ки.
Сле­ду­ет от­ме­тить, что, по­ми­мо книг по биз­не­су, для уча­ст­ни­ков оп­ро­са
ис­точ­ни­ком вдох­но­ве­ния так­же слу­жат ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния
«Ал­хи­мик», «Кре­ст­ный отец» и – Биб­лия.
Ино­гда, про­чи­тав кни­гу, при­влек­шую на­ше вни­ма­ние бла­го­да­ря бро­с­ко­му
на­зва­нию или удач­но со­став­лен­ной ан­но­та­ции, мы по­ни­ма­ем, что она
не сто­и­ла то­го, что­бы мы тра­ти­ли на нее дра­го­цен­ное вре­мя. По­это­му
мы по­про­си­ли уча­ст­ни­ков оп­ро­са дать свою ре­ко­мен­да­цию от­но­си­тель­но
книг, ко­то­рые они счи­та­ют аб­со­лют­но бес­по­лез­ны­ми.
В от­ли­чие от дру­гих во­про­сов, от­ве­чая на ко­то­рые ме­не­д­же­ры в боль­шин­ст­ве
слу­ча­ев ука­зы­ва­ли на­зва­ние кон­крет­ной кни­ги (от 45 до 69% ука­зан­ных
на­зва­ний), в этом во­про­се они ис­пы­ты­ва­ли яв­ные за­труд­не­ния с от­ве­том.
На­зва­ния книг ука­за­ли лишь 18% ре­с­пон­ден­тов, тог­да как 56% за­труд­ни­лись
с от­ве­том (дан­ные пред­став­ле­ны в ди­а­грам­ме 6). 10% уча­ст­ни­ков оп­ро­са
при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что все кни­ги по биз­не­су в той или иной сте­пе­ни
по­лез­ны и за­слу­жи­ва­ют вни­ма­ния.

Ди­а­грам­ма 6.
Ка­кая кни­га по биз­не­су, по ва­ше­му мне­нию, пре­тен­ду­ет на зва­ние «са­мой
бес­по­лез­ной и бес­тол­ко­вой»?

Я считаю, что все книги по бизнесу полезны и заслуживают внимания
10 %
Указано название конкретной книги (или книг)
18%
Другое
16%
Затрудняюсь ответить
56 %

 

Са­мы­ми бес­по­лез­ны­ми кни­га­ми, по мне­нию уча­ст­ни­ков оп­ро­са, яв­ля­ют­ся
следующее (в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют кни­ги, упо­мя­ну­тые бо­лее од­но­го
ра­за).

Таб­ли­ца 11.
РЕЙ­ТИНГ СА­МЫХ БЕС­ПО­ЛЕЗ­НЫХ КНИГ

Место Название книги. Автор %
1. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 2,1
2. «7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя»
Андрей Бочкарев, Вячеслав Кондратьев, Вера Краснова,
Анастасия Матвеева, Александр Привалов, Наталья Хорошавина
1
3. «Менеджер мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли» V. 1
4. «Менеджмент организаций» Майкл Мескон 1
5. «Билл Клинтон. Моя жизнь» Билл Клинтон 1
6. Книги Дейла Карнеги 0,5

 

При­ме­ча­тель­но, что в ка­че­ст­ве бес­по­лез­ных бы­ли на­зва­ны кни­ги,
до это­го за­няв­шие верх­ние строч­ки в рей­тин­гах. На­при­мер, кни­га «Биз­нес
в сти­ле фанк» на­и­бо­лее ча­с­то упо­ми­на­лась уча­ст­ни­ка­ми оп­ро­са как
вдох­нов­ля­ю­щая и по­буж­да­ю­щая к дей­ст­вию, «7 нот ме­недж­мен­та» за­ня­ла
вто­рое по упо­ми­на­е­мо­с­ти ме­с­то как на­столь­ная кни­га ме­не­д­же­ра.
Оче­вид­но, что од­на и та же кни­га у раз­ных чи­та­те­лей вы­зы­ва­ет аб­со­лют­но
раз­ные эмо­ции и, да­же сле­дуя ре­ко­мен­да­ци­ям кол­лег в вы­бо­ре до­стой­ной
биз­нес-ли­те­ра­ту­ры, все­гда есть риск ос­тать­ся ра­зо­ча­ро­ван­ным.
Ка­ким об­ра­зом мож­но сни­зить ве­ро­ят­ность то­го, что при­дет­ся по­тра­тить
вре­мя впу­с­тую, чи­тая бес­по­лез­ную кни­гу? По мне­нию уча­ст­ни­ков оп­ро­са,
преж­де все­го сле­ду­ет воз­дер­жать­ся от книг, на­пи­сан­ных те­о­ре­ти­ка­ми,
а не прак­ти­ка­ми, и книг, не со­дер­жа­щих кон­крет­ных кей­сов. Так­же сле­ду­ет
ос­то­рож­но от­но­сить­ся к раз­но­об­раз­ным «крат­ким кур­сам», «1000 со­ве­там»
и дру­гим по­доб­ным кни­гам, пре­тен­ду­ю­щим на то, что­бы сэ­ко­но­мить ва­ше
вре­мя. На по­вер­ку мно­гие из них ока­зы­ва­ют­ся по­верх­но­ст­ны­ми и из­лиш­не
по­пу­ля­ри­зи­ро­ван­ны­ми. Сни­зить риск чте­ния бес­по­лез­ной ли­те­ра­ту­ры
так­же по­мо­га­ют ре­ко­мен­да­ции кол­лег и зна­ко­мых, тех, чье­му мне­нию
вы лич­но до­ве­ря­е­те, счи­та­е­те ав­то­ри­тет­ным.
Так­же скеп­ти­че­с­кое от­но­ше­ние у ме­не­д­же­ров, при­няв­ших уча­с­тие
в оп­ро­се, вы­зы­ва­ют кни­ги, про­из­вод­ные от «Бо­га­тый па­па, бед­ный
па­па», кни­ги из се­рии «как стать бо­га­тым» и из­лиш­не тол­стые кни­ги по
ме­недж­мен­ту.
Мно­гие ре­с­пон­ден­ты от­ме­ча­ют, что про­сто не мо­гут вспом­нить на­зва­ния
книг, ко­то­рые они со­чли бес­по­лез­ны­ми, – они бы­ли раз и на­всег­да вы­черк­ну­ты
из их па­мя­ти. Хо­тя та­ких, по их мне­нию, не­ма­ло. Один из уча­ст­ни­ков
оп­ро­са от­ме­тил, что во­прос ока­зал­ся для не­го не­про­стым в си­лу то­го,
что ему при­хо­ди­лось стал­ки­вать­ся с си­ту­а­ци­ей, ког­да бес­по­лез­ная,
на пер­вый взгляд, кни­га впос­лед­ст­вии ока­зы­ва­лась по­лез­на.
Мне­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­кую кни­гу мож­но на­звать «са­мой бес­по­лез­ной
и бес­тол­ко­вой», рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти от по­зи­ций, ко­то­рые
ре­с­пон­ден­ты за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим об­ра­зом.

Таб­ли­ца 12.
СА­МЫЕ БЕС­ПО­ЛЕЗ­НЫЕ КНИ­ГИ – В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ
ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ ПО­ЗИ­ЦИИ РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название книги Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод. компаний

«Бизнес в стиле фанк»

3,3%   2,4%  
«Менеджер мафии»   4,7%    
Книги Дейла Карнеги 1,6%     3,4%
«7 нот менеджмента» 1,6%   2,4%  

 

В рам­ках оп­ро­са мы по­пы­та­лись вы­яс­нить, к ка­ким кни­гам об­ра­ща­ют­ся
ме­не­д­же­ры, ког­да в их жиз­ни воз­ни­ка­ет ка­кая-ли­бо тя­же­лая си­ту­а­ция,
и мо­жет ли кни­га от­влечь от нее и ка­ким-ли­бо об­ра­зом под­дер­жать. По
мне­нию 6% ре­с­пон­ден­тов, кни­га не спо­соб­на вы­пол­нить по­доб­ную функ­цию
(дан­ные пред­став­ле­ны в ди­а­грам­ме 7). 22% уча­ст­ни­ков оп­ро­са за­труд­ни­лись
с от­ве­том. Кон­крет­ное на­зва­ние кни­ги ука­за­ли 53% ме­не­д­же­ров, при­няв­ших
уча­с­тие в оп­ро­се.

Ди­а­грам­ма 7.
Ка­кая кни­га спо­соб­на по­мочь вам лич­но в тя­же­лой жиз­нен­ной си­ту­а­ции,
от­влечь, под­дер­жать?

Указано название конкретной книги (или книг)
53%
  Другое
19%
 
Затрудняюсь ответить
22 %
Я считаю, что книга не может помочь пережить тяжелую жизненную ситуацию
6 %
 

В ка­че­ст­ве книг, спо­соб­ных по­мочь в тя­же­лой жиз­нен­ной си­ту­а­ции,
от­влечь и под­дер­жать, бы­ли на­зва­ны следующие (в рей­тин­ге при­сут­ст­ву­ют
кни­ги, упо­мя­ну­тые бо­лее од­но­го ра­за).

Таб­ли­ца 13.
РЕЙ­ТИНГ КНИГ,
СПО­С­ОБ­НЫХ ПО­МОЧЬ В ТЯ­ЖЕ­ЛОЙ СИ­ТУ­А­ЦИИ

Место Название книги. Автор %
1. Библия 3,7
2. «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков 2,1
3. «Технология жизни. Книга для героев» Владимир Тарасов 2,1
4. «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты
развития личности» Стивен Р. Кови
2
5. «Алхимик» Пауло Коэльо 2
6. «Бизнес – это психология: психологические координаты жизни
современного делового человека» Марина Мелия
1
7. «Думай и богатей» Наполеон Хилл 1
8. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричард Бах 1
9. «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале 1

 

Ес­ли взгля­нуть на пол­ный спи­сок, вклю­ча­ю­щий еди­нич­ные упо­ми­на­ния,
ста­но­вит­ся оче­вид­но яв­ное пре­об­ла­да­ние в нем ху­до­же­ст­вен­ных про­из­ве­де­ний.
По мне­нию мно­гих уча­ст­ни­ков оп­ро­са, функ­цию под­держ­ки спо­соб­на вы­пол­нить
прак­ти­че­с­ки лю­бая кни­га, не име­ю­щая от­но­ше­ния к пред­ме­ту пе­ре­жи­ва­ний
– «ве­се­лая» или, на­про­тив, «де­прес­сив­ная», фан­та­с­ти­ка, ис­то­ри­че­с­кий
ро­ман, сти­хи лю­би­мо­го по­эта или кни­га по ис­кус­ст­ву. Глав­ное тре­бо­ва­ние
– что­бы кни­га бы­ла по-на­сто­я­ще­му ув­ле­ка­тель­ной.
По мне­нию не­ко­то­рых уча­ст­ни­ков оп­ро­са, в дей­ст­ви­тель­но­с­ти не
сто­ит воз­ла­гать по­доб­ную функ­цию на кни­ги, а луч­ше об­ра­тить­ся за
под­держ­кой к дру­зь­ям и близ­ким. Один из ре­с­пон­ден­тов, на­при­мер, дал
та­кой со­вет: об­ра­ти­тесь к кни­ге соб­ст­вен­ных вос­по­ми­на­ний, вспом­ни­те
о си­ту­а­ци­ях, ког­да вам бы­ло еще тя­же­лее.
Мне­ния от­но­си­тель­но то­го, ка­кая кни­га спо­соб­на от­влечь и под­дер­жать
в тя­же­лой жиз­нен­ной си­ту­а­ции, рас­пре­де­ли­лись в за­ви­си­мо­с­ти от
по­зи­ций, ко­то­рые ре­с­пон­ден­ты за­ни­ма­ют в ком­па­ни­ях, сле­ду­ю­щим
об­ра­зом.

Таб­ли­ца 14.
КНИ­ГИ, СПО­СОБ­НЫЕ ПО­МОЧЬ В ТЯ­ЖЕ­ЛОЙ СИ­ТУ­А­ЦИИ –
В ЗА­ВИ­СИ­МО­С­ТИ ОТ ДОЛЖ­НО­СТ­НОЙ ПО­ЗИ­ЦИИ РЕ­С­ПОН­ДЕН­ТА

Название книги Менеджеры Начальники департаментов Директора направлений Руковод. компаний

Библия

    7,3% 6,9%
«Мастер и Маргарита» 1,6%   2,4% 3,4%
«Семь навыков
высокоэффективных людей»
  2,3% 2,4% 3,4%
«Алхимик"   2,3%   3,4%
«Бизнес – это психология»     2,4%  
«Думай и богатей» 1,6%   2,4%  

 

Дан­ные, пред­став­лен­ные в таб­ли­цах 13 и 14, сви­де­тель­ст­ву­ют, что Биб­лия
бы­ла на­зва­на в ка­че­ст­ве «кни­ги, спо­соб­ной под­дер­жать в тя­же­лую
ми­ну­ту» бла­го­да­ря мне­нию ди­рек­то­ров на­прав­ле­ний и ру­ко­во­ди­те­лей
ком­па­ний. Ру­ко­во­ди­те­ли так­же в тя­же­лых жиз­нен­ных си­ту­а­ци­ях об­ра­ща­ют­ся
к «Се­ми на­вы­кам вы­со­ко­эф­фек­тив­ных лю­дей», ког­да-то ока­зав­шей вли­я­ние
на их ми­ро­воз­зре­ние.
Сле­ду­ет от­ме­тить, что ча­ще дру­гих функ­цию «от­вле­че­ния и уте­ше­ния»
для уча­ст­ни­ков оп­ро­са вы­пол­ня­ют та­кие ху­до­же­ст­вен­ные про­из­ве­де­ния,
как «Ма­с­тер и Мар­га­ри­та», «Ал­хи­мик», «Чай­ка по име­ни Джо­на­тан Ли­винг­стон»,
не­су­щие по­зи­тив­ный за­ряд.

Та­ким об­ра­зом, под­во­дя ито­ги все­го опи­сан­но­го вы­ше, мож­но сде­лать
сле­ду­ю­щее крат­кое ре­зю­ме:

по мне­нию уча­ст­ни­ков оп­ро­са, зва­ние «кни­ги, по­вли­яв­шей на ми­ро­воз­зре­ние»,
сле­ду­ет при­су­дить тру­ду Сти­ве­на Ко­ви «Семь на­вы­ков вы­со­ко­эф­фек­тив­ных
лю­дей: мощ­ные ин­ст­ру­мен­ты раз­ви­тия лич­но­с­ти». Эта кни­га бы­ла осо­бо
от­ме­че­на ру­ко­во­ди­те­ля­ми ком­па­ний, но у ря­до­вых ме­не­д­же­ров она
не поль­зу­ет­ся по­пу­ляр­но­с­тью;
«са­мой по­лез­ной кни­гой по биз­не­су», по мне­нию уча­ст­ни­ков оп­ро­са,
яв­ля­ет­ся «Ка­рь­е­ра ме­не­д­же­ра» Ли Якок­ка. Кни­га за­слу­жи­ла при­зна­ние
у ме­не­д­же­ров, за­ни­ма­ю­щих са­мые раз­ные по­зи­ции – от ря­до­во­го со­труд­ни­ка
до ру­ко­во­ди­те­ля ком­па­нии;
«на­столь­ной кни­гой ме­не­д­же­ра», по мне­нию уп­рав­лен­цев, при­няв­ших
уча­с­тие в оп­ро­се, дол­жен стать труд Джи­ма Кол­линза «От хо­ро­ше­го к
ве­ли­ко­му». К со­жа­ле­нию, эта кни­га так­же не вы­зы­ва­ет от­кли­ка у ря­до­вых
ме­не­д­же­ров;
«кни­гой, по­вли­яв­шей на ка­рь­ер­ную стра­те­гию», бы­ла на­зва­на «Ка­рь­е­ра
ме­не­д­же­ра» Ли Якок­ка;
«са­мой вдох­нов­ля­ю­щей кни­гой», по мне­нию уча­ст­ни­ков оп­ро­са, яв­ля­ет­ся
«Биз­нес в сти­ле фанк» Кьел­ла Норд­с­т­ре­ма и Йо­на­са Рид­дер­ст­ра­ле,
ко­то­рая так­же поль­зу­ет­ся осо­бым при­зна­ни­ем у ря­до­вых ме­не­д­же­ров.
Уди­ви­тель­но, но эта же кни­га бы­ла на­зва­на «са­мой бес­по­лез­ной и бес­тол­ко­вой»;

«кни­гой, спо­соб­ной по­мочь в тя­же­лой жиз­нен­ной си­ту­а­ции», со­глас­но
пред­став­лен­ным вы­ше дан­ным, яв­ля­ет­ся Биб­лия.

 

АУ­ДИ­ТО­РИЯ E-XECUTIVE
(по дан­ным на 01.01.2006)

Сред­ний воз­раст ау­ди­то­рии – 25–35 лет
Муж­чи­ны – 62%
Жен­щи­ны – 38%
98% чле­нов Со­об­ще­ст­ва име­ют выс­шее об­ра­зо­ва­ние.
Чле­ны Со­об­ще­ст­ва E-xecutive.ru – од­на из са­мых ак­тив­ных групп по­тре­би­те­лей.
Они ин­те­ре­су­ют­ся по­яв­ля­ю­щи­ми­ся на рын­ке но­вин­ка­ми, от­кры­ти­я­ми
и изо­б­ре­те­ни­я­ми, лю­бят по­ку­пать по­след­ние, толь­ко что вы­шед­шие
на ры­нок то­ва­ры и ис­поль­зо­вать но­вей­шие тех­но­ло­гии, хо­ро­шо раз­би­ра­ют­ся
в тор­го­вых мар­ках.
При вступ­ле­нии в Со­об­ще­ст­во каж­до­му уча­ст­ни­ку при­сва­и­ва­ет­ся
ста­тус в за­ви­си­мо­с­ти от его про­фес­си­о­наль­но­го ма­с­тер­ст­ва.

В на­сто­я­щий мо­мент в Со­об­ще­ст­ве:

Претен-денты
31%
Профи
3%
Мастера, гуру
1%
Новички
65%

Статус

Кол-во членов Сообщества Зарплата,
в долларах
Новички 64% От 500 до 2500
Претенденты 32% От 2500 до 5000
Профи 3% От 5000
Мастера, гуру 1% От 10000

Ге­о­гра­фия
Еже­ме­сяч­ная по­се­ща­е­мость – бо­лее 280 тыс. уни­каль­ных по­се­ти­те­лей.
Еже­днев­ная по­се­ща­е­мость сай­та – бо­лее 15 тыс. уни­каль­ных по­се­ти­те­лей.

Об­щее чис­ло по­се­ти­те­лей

Россия, СНГ 35% Зарубежные
страны 3%
Москва,
Московская область
53%
Санкт-Петербург 9%

За­ре­ги­с­т­ри­ро­ван­ные по­се­ти­те­ли

  Зарубежные
страны 23%
Москва,
Московская область
50%
Россия, СНГ 19%
  Санкт-Петербург 8%

 

Чле­ны Со­об­ще­ст­ва – 94 414 чел.
Ко­ли­че­ст­во под­пи­с­чи­ков еже­днев­ной рас­сыл­ки – 76 514 чел.

Запись опубликована в рубрике 2006 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.