МОНТРЁ. ГОРОД ПЕНСИОНЕРОВ

Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
Фото автора

ТОЛ­СТЫЕ ВО­РО­БЬИ, СКЛЕ­ВЫ­ВА­Ю­ЩИЕ ЧТО-ТО С ПА­РА­ПЕ­ТА НА­БЕ­РЕЖ­НОЙ, НЕ­СПЕШ­НЫЕ ПЕН­СИ­О­НЕ­РЫ, ВЫ­ГУ­ЛИ­ВА­Ю­ЩИЕ СВО­ИХ ПО­ЖИ­ЛЫХ СО­БАК, ЖАД­НО-СКАН­ДАЛЬ­НЫЕ КРИ­КИ ЧА­ЕК, ПЛЕСК ВО­ДЫ, ТРО­ГА­Ю­ЩЕЙ БОЛЬ­ШИЕ ПРИ­БРЕЖ­НЫЕ ВА­ЛУ­НЫ, СКРИП ЗА­ЩИТ­НЫХ БУЙ­КОВ, НА­ВЕ­ШЕН­НЫХ ПО БО­КАМ ЯХТ, СЛЕ­ПЯ­ЩЕЕ ОТ­РА­ЖЕ­НИЕ СОЛН­ЦА, УДИВ­ЛЕН­НЫЕ ЛИ­КИ АНЮ­ТИ­НЫХ ГЛА­ЗОК, ПЛЕ­ТИ РАЗ­НО­ЦВЕТ­НЫХ ХРИ­ЗАН­ТЕМ, СТУ­ДЕ­НЫЙ ВЕ­ТЕ­РОК, НЕ­ПРИ­ЯТ­НО ХО­ЛО­ДЯ­ЩИЙ СПИ­НУ, МАЛЬ­ЧИШ­КА, КА­ТА­ЮЩИЙ НА ЛОД­КЕ ТОЛ­СТО­ГО БЕ­ЛО­ГО КО­ТА С ОГ­РОМ­НОЙ ГО­ЛО­ВОЙ, ПЛАВ­НО ПЕ­РЕ­ХО­ДЯ­ЩЕЙ В РАС­ШИ­РЯ­Ю­ЩЕ­Е­СЯ КНИ­ЗУ ТУ­ЛО­ВИ­ЩЕ, МИ­НУЯ ШЕЮ, – ВСЕ ЭТО МОН­Т­РЁ…

Монтрё называют жемчужиной Швейцарской Ривьеры. Но это почти официальное название. Неофициальное, и довольно популярное среди местных жителей, – город пенсионеров-миллионеров. Тихий, приветливый, в меру изысканный, в меру – скучноватый…
Кто-то едет сюда за красотой, кто-то за здоровьем, кто-то – за покоем… Здесь отдыхали Жан-Жак Руссо и лорд Байрон, Петр Ильич Чайковский и Игорь Стравинский. Жил и работал в последние свои годы последний великий изгнанник России Владимир Набоков. Впрочем, Монтрё всегда был излюбленным местом отдыха европейской и русской аристократической богемы.
Здесь множество великолепных отелей в стиле Belle Epoque, масса уютных ресторанов, ресторанчиков и уличных кафешек. И тихие спокойные пригороды – Кларанс, Веве, Корсо…
Город, а точнее городок, фантастически красив – широкая тихая бухта с причалами для яхт, берег, уходящий террасами вверх к холмам, поросшим лесом, изящные частные особняки, утопающие в зелени элегантных лавров, магнолий, кипарисов, пальм, миндаля… Набережная – «золотая миля» Женевского озера – простирается в обе стороны на несколько километров и буквально создана для долгих неспешных прогулок.
Мягкий климат, горный воздух, тишина и покой – все это как нельзя лучше подходит под ту систему налогообложения, которую более полувека назад швейцарские власти специально разработали и узаконили для Монтрё. Именно она обеспечила приток денег в город – европейским миллионерам, да и просто состоятельным людям, удалившимся от дел, было выгодно вкладывать деньги в местные банки. Поэтому город так и прозвали – город пенсионеров-миллионеров.
К югу от Монтрё (чуть более часа спокойным шагом по набережной) расположен Chateau de Chillon – один из самых знаменитых исторических памятников Швейцарии. Никто не знает точную дату его постройки. Известно лишь, что первое укрепление было построено в IX веке, а первое письменное упоминание относится к веку XIII. С Chateau de Chillon связано множество легенд прошедших столетий. Самая известная – поэма Джорджа Гордона Байрона «Шильонский узник».
В старые времена Chateau de Chillon имел стратегическое значение. Стены замка с одной стороны окружает Женевское озеро (Лак Леман), с другой – Альпы. И его целью было наблюдать за дорогой, шедшей от Аванша (Бургундия) в Италию через перевал Гран-Сен-Бернар.
Поначалу замок был собственностью епископа Сиона.
А затем, с 1150 года, перешел во владение графов Савойской династии. И свои теперешние черты приобрел именно в XIII веке.
Замок и его подземелья несколько раз служили государственной тюрьмой. Ее самый знаменитый узник – Франсуа де Бонивар, настоятель собора Св. Виктора в Женеве. Его тезисы, имевшие целью проведение реформации в Женевской церкви, не понравились герцогу Савойскому, у которого были свои виды на город и который был ярым сторонником католицизма. Бонивар был арестован и брошен в подземелье замка, которое носит его имя. Четыре года он оставался прикованным цепью к колонне. На камне до сих пор еще видны следы шагов пленника, освобожденного бернцами в 1536 г. Будучи проездом в Шильоне в
1816 году, совершая паломничество на родину Жан-Жака Руссо, родившегося в Женеве, английский поэт Байрон воспел узника Бонивара в лирической поэме «Шильонский узник». После этого Шильон стал
одной из самых посещаемых туристами достопримечательностей в Швейцарии.