АЛЛА ГРЯЗНОВА. «РЕКТОР – СЛОВО МУЖСКОГО РОДА»

Александр РОМАНОВСКИЙ

«МНОГИЕ МУЖЧИНЫ ДО СИХ ПОР НЕ ИЗБАВИЛИСЬ ОТ ДОМОСТРОЕВСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ЖЕНЩИНЕ, И ПОЭТОМУ, ЧТОБЫ БЫТЬ УВАЖАЕМЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ, ЖЕНЩИНЕ НАДО БЫТЬ ВЫСОКИМ ПРОФЕССИОНАЛОМ, МУДРОЙ, С ТВЕРДЫМ ХАРАКТЕРОМ, ТО ЕСТЬ ЗНАЧИТЕЛЬНО ПРЕВОСХОДИТЬ ОКРУЖАЮЩИХ ЕЕ МУЖЧИН ПО ЦЕЛОМУ РЯДУ ПАРАМЕТРОВ».

В журнале для успешных женщин, естественно, невозможно не уделять значительного внимания сфере, которая касается каждой семьи, – образованию. И здесь обнаруживается немало ярких имен тех женщин, которые плодотворным трудом вписали свои имена в золотые страницы истории российского образования.
Сегодня на наши вопросы отвечает доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ Алла Георгиевна Грязнова. Этот год для нее юбилейный. Ровно 50 лет назад она стала студенткой Московского финансового института и ровно 20 лет успешно, твердо стоит у руля управления одним из самых престижных вузов России – Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

АЛЛА ГЕОРГИЕВНА, ЖЕНЩИН-РЕКТОРОВ В НАШЕЙ СТРАНЕ НЕ ТАК
УЖ МНОГО. С ЧЕМ ЭТО СВЯЗАНО, НА ВАШ ВЗГЛЯД? ТРУДНО ЛИ
БЫТЬ РЕКТОРОМ ТАКОГО КРУПНОГО И ИЗВЕСТНОГО ВУЗА, КАК ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ?

– Положение женщины-администратора, педагога и ученого в системе образования сложнее, чем аналогичное положение мужчины. Ректор – слово мужского рода. Но когда этот высокий пост занимает женщина, то у нее к бесконечным заботам «мужским» добавляются и бесконечные заботы «женские» (дом, семья, дети – эти заботы в значительной степени ложатся на женские плечи). Именно у женщины-ректора предельно обостряется проблема времени. И когда удается обеспечить рачительный подход к использованию времени, преодолевается, пожалуй, одна из самых больших трудностей, возникающих у женщины-ректора, посвятившей себя образованию и науке. Думаю, что это одна из причин того, что среди ректоров женщины встречаются так редко.
Отвечая на вторую часть вашего вопроса, отмечу следующее: быть у руля управления Финансовой академии мне лично не трудно, хотя это сложная, исключительно ответственная и многогранная работа. Причин этому несколько.
Во-первых, прежде чем стать ректором, я прошла буквально все ступеньки институтской жизни: студентка, аспирантка, ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, зав. кафедрой, проректор по научной работе и международным связям и вот уже 20 лет ректор. Прошла все формы и ступеньки общественной работы в вузе. Это дало знание всех участков работы изнутри, научило разбираться в людях, позволило накопить педагогический и жизненный опыт.
Во-вторых, мне крупно повезло с учителями. Профессора, у которых я училась, были настоящие эрудиты, умеющие вовлечь нас в творческую лабораторию интеллектуального труда. Они зажгли в нас жажду знаний, дали образцы демократичного, простого делового общения, подарили нам так много душевной теплоты и сердечности, что до сих пор я чувствую их огромный вклад в становление меня как личности!
В-третьих, у меня есть команда высококвалифицированных коллег, верных друзей – проректоров, директоров институтов, заведующих кафедрами, со многими из них меня связывают десятилетия дружной совместной работы. Я уверена, что они никогда не подведут. Именно благодаря этой команде мне как ректору удается ставить и решать многие сложные стратегические задачи.
В-четвертых, у нас прекрасные студенты. Это очень интересный и творческий народ. Наверное, сказывается высокий конкурс (7–10 человек на место, причем более половины абитуриентов имеют золотые или серебряные медали, или дипломы с отличием), который позволяет отобрать в академию лучшие кадры. Не случайно именно по их инициативе были созданы «Клуб отличников», «Клуб политического диалога», театральная, вокальная, хореографическая студии… Общение с ними доставляет мне море удовольствия, от них заряжаюсь молодым задором, хотя как ректор я человек очень строгий и требовательный, бездельникам спуску не даю и безжалостно исключаю из академии. Но у нас это все-таки редкое явление. Горжусь нашими выпускниками, их удачным карьерным ростом, умением честно идти по жизни, сохранять верность своей альма-матер, уметь поддерживать коллег-выпускников в трудную минуту. Это же великое счастье – видеть такие результаты своего труда!
В-пятых, это надежный домашний тыл – моя дружная семья. И муж, и дети, и даже внучки всегда меня поддерживали, помогали. Мои удачи в значительной мере связаны именно с ними.

После вручения двойных дипломов (российского
и американского) выпускникам академии.
В центре ректор Блумсбургского университета Джессика Козлофф.

А ЕСТЬ ЛИ ПРЕИМУЩЕСТВА У ЖЕНЩИНЫ НА РУКОВОДЯЩЕМ ПОСТУ?

– У женщины на руководящей должности значительно больше сложностей, чем преимуществ. Многие мужчины до сих пор не избавились от домостроевского отношения к женщине, и поэтому, чтобы быть уважаемым руководителем, женщине надо быть высоким профессионалом, мудрой, с твердым характером, то есть значительно превосходить окружающих ее мужчин по целому ряду параметров. Сложность связана и с миссией женщины как жены и матери, что требует значительного времени на домашние дела; при этом, несмотря ни на какие сложности на работе, умение дарить женскую ласку и нежность мужу, заботу детям и внукам.
Что касается некоторых преимуществ, то они, пожалуй, связаны с женской более тонкой интуицией, умением доводить начатое дело до конца, не гнушаться черновой работы и не стесняться влезать в мелкие детали, в которых часто зарыты главные «подводные камни неудач». Порой помогает решать вопросы и чисто женское обаяние, умение мудрых, умных мужчин-джентльменов подставить свое плечо, оказать помощь и советом, и делом.

ВАМ ЧАСТО ПРИХОДИТСЯ ОКАЗЫВАТЬСЯ ОДНОЙ СРЕДИ МАССЫ
МУЖЧИН-РЕКТОРОВ, КАК ВЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕТЕ?

– Очень комфортно, потому что меня окружают умные, интеллигентные мужчины. Каждый из них – достойная личность, высокий профессионал в своей области, приятный собеседник. Я многому учусь у них. Наше общение происходит на равных, часто они обращаются за советом по отдельным вопросам, нередко меня по профессиональным соображениям просят возглавить подготовку отдельных принципиальных вопросов, вести сложные научные дискуссии, выступать в роли консолидирующего начала…

ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ СВЯЗАТЬ СВОЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ
ЖИЗНЬ С ТАКОЙ НЕПРОСТОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ – ФИНАНСАМИ?
ВЕДЬ ВЫ КОГДА-ТО СЕРЬЕЗНО ЗАНИМАЛИСЬ БАЛЕТОМ И МОГЛИ
ПОСВЯТИТЬ СЕБЯ ЭТОМУ ВЫСОКОМУ ИСКУССТВУ?

– Так сложились обстоятельства. В школе я была отличницей, писала стихи, рисовала, занималась балетом и мечтала стать преподавателем русского языка и литературы. Но… когда я закончила 7 классов, случилась беда. Мама тяжело заболела, и врачи не гарантировали ей жизнь. Мы с папой решили, что мне надо идти в техникум, чтобы поскорее приобрести профессию и «встать на ноги», пополнять скромный семейный бюджет – ведь я старшая дочка, а остальные детишки намного моложе меня. Когда самый дорогой человек – мама – находилась при смерти, мне было не до выбора профессии. Рядом с папиной работой в школьном здании временно (на период ремонта) находился финансовый техникум. Туда и отдали мои документы. К тому же, поскольку школьники занимались днем, то в техникуме занятия начинались вечером. Это было очень удобно: я целый день могла находиться около мамы, а вечером меня сменял папа.
Первые две недели мне было очень грустно на уроках: дебет, кредит, баланс, сальдо, какие-то счета… Ох, как занудно звучали эти слова! Но вот в класс пришла яркая, элегантная Татьяна Борисовна Щелокова, преподаватель по русскому языку и литературе. В классе взошло для меня солнышко. Своими лучами оно осветило даже занудные термины, и вдруг зазвучала поэзия цифр на уроках по бухучету, сберегательному делу, финансам… Учиться стало очень интересно, и я благодарна судьбе за эти счастливые три года.
Ну, а после окончания техникума в числе 5% выпускников-отличников была рекомендована для продолжения обучения в Московский финансовый институт.
Я считаю, что каждый должен заниматься своим делом, а если оно к тому же приносит радость, то зачем же ему изменять? Ведь это огромное счастье иметь возможность передавать свои знания, общаться с талантливой молодежью, помогать им овладевать сложной и ответственной профессией экономиста, способствовать формированию разносторонних личностей. И пусть не по русскому языку и литературе, а по экономической теории, экономике и финансам, но я все же пришла на педагогическую работу.

Слева направо: первый ректор академии
М.А. Эскиндаров,
А.Г. Грязнова,
министр финансов РФ А.Л. Кудрин.

ВСЯ ВАША ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ СВЯЗАНА С ФИНАНСОВОЙ АКАДЕМИЕЙ, В КОТОРОЙ ВСЕГДА УЧИЛОСЬ НЕМАЛО МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН. НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ CРАВНИТЬ СТУДЕНТОК – ВАШИХ
СОКУРСНИЦ, ТЕХ, КТО УЧИЛСЯ У ВАС МНОГО ЛЕТ НАЗАД, И ТЕХ, КТО
УЧИТСЯ СЕГОДНЯ. СИЛЬНО ЛИ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА?

– Да, отличия огромные! Хотя есть и много общего – ведь студенты всегда остаются студентами. Это веселый, вольнолюбивый, жизнерадостный народ, у которого вся жизнь впереди.
Мои студенческие воспоминания относятся к 50-м годам. Особенности быта в те годы еще были связаны с отголосками войны, бедностью. Многие студенты занимали деньги до очередной стипендии, подрабатывали: девочки – уборщицами, мальчики – грузчиками. Жить было трудно, но по тем временам это воспринималось нормально, без психологических стрессов – ведь так жили все окружающие. Были свои дружные компании, с которыми продолжается общение и сейчас. Были свои любимые преподаватели, наивные диспуты о любви и дружбе, подмосковные работы на «картошке», летние стройотряды, освоение целины, кипучая комсомольская жизнь, многочисленные походы и экскурсии. Это поколение студенток отличала жажда знаний, коллективизм, чистота и наивность суждений, вера в светлое будущее, патриотизм, а по внешнему виду – скромность в одежде и естественность в облике. Мальчики в среде будущих финансисток были большой редкостью. В то время престижными являлись технические вузы.
Нынешние студентки отличаются и внешним обликом, и жизненными установками. Они модно, добротно одеваются, с помощью макияжа подправляют «недоделки» природы, свободны, раскованны в своем поведении, нет никакой зашоренности. Они более разносторонне развиты (многие занимаются на курсах иностранных языков, в музыкальных школах, спортивных секциях, художественных студиях), у них огромный информационный ресурс. В своих жизненных установках они весьма прагматичны. Главный их недостаток – мало читают, недостаточно знают классическую литературу и историю, получая значительный объем информации в готовом виде через СМИ, особенно телевидение, видео, Интернет. Между тем, именно чтение дает значительную пищу для ума, стимулирует развитие образного мышления, помогает формировать собственное суждение и восприятие жизни.
Переход на рельсы рыночной экономики в корне изменил отношение к финансовым профессиям. Они стали одними из самых востребованных, перспективных и высокооплачиваемых. Появились новые финансовые профессии и финансовые институты. Востребованными стали специалисты в области антикризисного управления, финансовые менеджеры, аудиторы, оценщики бизнеса. Изменился и демографический состав студентов. Сегодня соотношение женщин и мужчин в академии 57% и 43% (в 50-е годы оно соответственно было 85%и 15%).
Немало выпускниц Финансовой академии занимают высокие посты в законодательной и исполнительной власти, в финансово-банковской системе. Это депутаты Госдумы РФ Н. Максимова и Е. Панина, начальник Службы экономики и финансов Министерства обороны РФ Л. Куделина, руководитель Департамента международных связей Правительства РФ Т. Валовая, член Национального банковского совета России Н. Иванова, заместители председателя Сбербанка РФ А. Алешкина, Б. Златкис и многие другие.
Среди самых юных талантливых студентов бесспорными лидерами являются представители «слабого» пола. В возрасте 10 и 11 лет поступили в Финансовую академию Анжела и Диана Князевы, которые за три года закончили пятилетний учебный план и, получив дипломы с отличием, были приняты в аспирантуру на кафедру Международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Ныне они проходят стажировку в Станфордском университете США и пишут кандидатские диссертации. В 2004 году в Институт международных экономических отношений Финансовой академии на специальность «Мировая экономика» поступила в возрасте 12 лет Ксения Лепешкина из села Буранное под Магнитогорском. Девочка отлично учится, уже стала лауреатом конкурса на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу.

ВЫ НЕОДНОКРАТНО ГОВОРИЛИ, ЧТО РАБОТА ЗНАЧИТ ДЛЯ ВАС
ОЧЕНЬ МНОГО. ПОРОЙ ВЫ РАБОТАЕТЕ С РАННЕГО УТРА И ДО ПОЗДНЕЙ НОЧИ. НО ПРИ ТАКОМ ГРАФИКЕ РАБОТЫ ХВАТАЕТ ЛИ ВАМ ВРЕМЕНИ НА ЛИЧНУЮ ЖИЗНЬ? И ЧТО ВЫ ВООБЩЕ СЧИТАЕТЕ «ЛИЧНОЙ
ЖИЗНЬЮ»?

– Должность ректора – огромная ответственность за многотысячный коллектив, нередко работа по 12 часов в сутки, огромное хозяйство, которым приходится управлять. Но когда ты знаешь и любишь свою работу, видишь, что она приносит значительную пользу людям, когда рядом твои друзья и коллеги, готовые работать в единой команде, когда ты имеешь счастье общаться с молодыми талантливыми студентами и аспирантами, то работа становится не в тягость, а в радость. Академия для меня – это мой родной дом.
Свободного времени у меня очень мало; посвящаю его своим очаровательным внучкам. Среди моих последних достижений: научила Машеньку играть в теннис. Теперь с ней единой командой «вызываем на бой» родителей. А еще люблю, забравшись с ногами на диван, «проглотить» исторический роман. В свое время мы с мужем решили, что должны обязательно выкраивать время, чтобы хотя бы один-два раза в месяц выбираться в театр, кино, на концерт… Но бывают, правда, и «театральные загулы» – так муж назвал время разных международных конгрессов, когда мы вместе с их участниками 2–3 дня подряд ходим в театры или на концерты.
«Счастливой личной жизнью» считаю ситуацию, при которой утром хочется идти на интересную творческую работу, на встречу с коллегами, а вечером с неменьшей радостью торопиться домой, где ждут родные, близкие люди. У меня именно так. И я благодарна судьбе за мою личную жизнь.

А.Г. Грязнова с внучкой Машей и Героем Советского Союза легендарной летчицей Н.В. Поповой.

КАКОЕ, В ПРИНЦИПЕ, МЕСТО В ЖИЗНИ ЖЕНЩИНЫ ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ РАБОТА, А КАКОЕ – СЕМЬЯ? КАКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ ВАМ БЛИЖЕ: ТРАДИЦИОННАЯ, ФЕМИНИСТСКАЯ ИЛИ ЖЕ НЕЧТО СРЕДНЕЕ,
КОМПРОМИССНОЕ?

– Мне ближе разумная точка зрения. Каждая женщина сама должна решать, какое место на разных этапах ее жизни должна занимать работа, а какое – семья. Мне всегда приходилось сочетать работу с делами семейными. Поэтому приучила себя к жесткой внутренней дисциплине, к рациональному использованию времени. У человека должен быть уютный дом, в котором он смог бы на время забывать обо всех проблемах и трудностях. Мне очень повезло: моя семья – моя надежная опора. Правда, хотелось бы уделять больше времени своим очаровательным внучкам.

ЧТО ТАКОЕ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, «УСПЕШНАЯ ЖЕНЩИНА»?

– Если говорить кратко, «успешная женщина» – это та, которая реализует свой творческий потенциал и получает от этого удовольствие.

КАКИЕ КАЧЕСТВА В ЛЮДЯХ ВАМ БОЛЬШЕ ВСЕГО ИМПОНИРУЮТ, А
КАКИЕ, НАПРОТИВ, ВЫ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ ПРИЕМЛЕТЕ?

– Ценю в людях доброту, порядочность, целеустремленность, принципиальность, коммуникабельность. Терпеть не могу лжи. Не прощаю ее никому и никогда. Все мои студенты и аспиранты знают, что говорить мне нужно только правду. Я и сама никогда не вру. И если даю обещание, то всегда его выполняю. Одной из самых отвратительных черт считаю зависть. Она разъедает человека изнутри.

ВАША РАБОТА И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ У ВСЕХ НА ВИДУ, НО МНОГИМ ИНТЕРЕСНА И ВАША ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ. НЕ МОГЛИ БЫ ВЫ НЕМНОГО РАССКАЗАТЬ О СВОИХ РОДИТЕЛЯХ, О ТЕХ, КТО СФОРМИРОВАЛ ХАРАКТЕР АЛЛЫ ГРЯЗНОВОЙ?

– Родилась я в Москве в простой трудовой семье. И на всю жизнь сохранила в сердце ту неповторимую атмосферу, которая царила в родительском доме: полное взаимное уважение, доверие и любовь, трепетное отношение мамы и отца друг к другу. Эта атмосфера и сегодня является для меня примером того, как нужно строить семью.
В семье росло четверо детей. Родители шутили: «У нас полный баланс – две девочки и два мальчика, двое родились в ноябре и двое – в декабре, двое с голубыми глазами и двое – с карими». Баланс сохранился и в последующей профессиональной жизни – двое занялись умственным (сестры), а двое – физическим трудом (столяры-краснодеревщики).
Жили мы в коммунальной квартире, в комнате площадью около 12 квадратных метров. Поскольку в такой комнате больше двух кроватей не умещалось, то на одной из них (полуторной) спали родители, а на другой (двуспальной) – мы «валетиком» (девочки в одну сторону, мальчики – в другую). До сих пор удивляюсь, как в этих условиях маме удавалось обеспечивать безукоризненную чистоту и порядок, уют в доме. И уж полной фантастикой является то, как удавалось создавать комфортную обстановку для учебы. Маленький двустворчатый платяной шкаф имел большое зеркало на дверце. Так мама разрешила мне превратить его в школьную доску. Готовя с младшими детьми домашние задания, чтобы не допускать исправлений в тетрадках, я сначала вызывала их по очереди «к доске» и с помощью мела мы решали на зеркале задачи. Мел, конечно, крошился, да и зеркало можно было повредить, но маминой мудрости хватало на все. Для нее важнее было создать условия для учебы. Вот с этих детских лет и зародилась, видимо, моя любовь к преподавательскому труду.
А еще у родителей я научилась терпимому отношению к чужим недостаткам и к жесткой самооценке собственных поступков, умению прийти на помощь людям, не дожидаясь, когда тебя об этом попросят, и не ожидая ответных шагов с их стороны. Железное правило «Дал обещание – сдержи его, чего бы тебе это ни стоило» и железное кредо «Разделенное горе – это горе наполовину, а разделенная радость – это радость вдвойне» стали и моими жизненными установками.
В 1959 году я впервые перешагнула порог Московского финансового института. С тех пор у меня одно место работы – родной МФИ, ныне Финансовая академия. Здесь судьба свела меня со многими замечательными людьми – крупными учеными, талантливыми организаторами, героями и скромными тружениками. Например, был в моей жизни человек, который оказал самое сильное влияние – Мариам Семеновна Атлас, женщина с совершенно удивительной судьбой. Она читала нам самые первые лекции в Финансовой академии, и как читала! Мы, студенты, в нее просто влюбились. Это блестящий оратор, талантливейший преподаватель-методист, добрый и отзывчивый старший друг. Крупный ученый, автор многих учебников по развитию банковской системы страны, экономической теории. Она имеет энциклопедические экономические знания, музыкальное образование, прекрасно знает историю, мировую литературу, читает наизусть Пушкина, Лермонтова, Шекспира, Гете. Мариам Семеновна Атлас стала не только моим самым любимым преподавателем, но и учителем по жизни, «научной мамой». Она была моим научным руководителем при подготовке кандидатской диссертации, которую я защитила в 1964 году, и научным консультантом по докторской диссертации (1975 г.). М.С. Атлас доверила мне свою любимую кафедру экономической теории, которой бессменно руководила почти 30 лет, а когда я стала заведующей кафедрой, по-матерински помогала мне. До 90 лет она читала лекции, руководила научными семинарами, организовывала крупные международные конгрессы. Сейчас ей 94 года, возраст дает себя знать. Когда я навестила ее дома, она с прежним задором спела две песни – «Катюшу» и «По долинам и по взгорьям», причем спела от начала и до конца, а не так, как поем мы – один-два куплета, и все. Вот что значит старая гвардия! От нее я переняла гибкий стиль управления (порой лучше не приказать, а попросить; легче выполнять решения, которые созрели в результате предварительного демократичного обсуждения), умение отделять главное от второстепенного, не гнушаться черновой работы. Она научила радоваться за успехи других больше, чем за свои собственные. А сколько житейской мудрости проявляла она, выстраивая свою семейную жизнь! Мне до нее очень далеко, но я старалась перенимать многое и благодарна судьбе, что 50 лет смогла идти рядом с этой чудесной женщиной.

АЛЛА ГЕОРГИЕВНА, ВЫ 20 ЛЕТ У РУЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВУЗОМ. КАКИЕ
СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ ЗАДАЧИ УДАЛОСЬ РЕШИТЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ?

– Если говорить кратко, то вместо хорошего маленького камерного вуза с учебной площадью в 9 тыс. квадратных метров и двумя тысячами студентов, которые учились на 4 факультетах, мы сейчас имеем один из ведущих и наиболее престижных вузов страны.
Во-первых, это крупный учебный центр с 19 институтами. В нем одновременно обучаются 10 тыс. студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов из 40 стран мира; 20 тыс. специалистов ежегодно проходят повышение квалификации.
Во-вторых, это крупный центр научных исследований, в котором ведутся фундаментальные и прикладные исследования, готовятся учебники и учебные пособия для экономических вузов России и других стран СНГ; проводится большая экспертная работа по заданиям Госдумы, Совета Федерации, Правительства РФ; выполняются научные разработки по заказам отдельных министерств и ведомств, фирм.
В-третьих, это крупный методологический центр, возглавляющий Всероссийское учебно-методическое объединение по группе экономических специальностей, в который входит 702 вуза и их филиала. Здесь разрабатываются государственные образовательные стандарты, учебные программы и планы, проводится обмен опытом с целью совершенствования содержания и методики преподавания.
В-четвертых, это центр реализации многих международных программ. Финансовой академией заключены соглашения с вузами и финансово-банковскими структурами 50 стран мира, происходит обмен студентами и преподавателями, готовятся совместные научные разработки. С вузами ряда стран мы вышли на уровень «двойных дипломов». Так, 8 июля 2004 года в торжественной обстановке большой группе студентов, успешно прошедших годичную стажировку в Блумсбургском университете (США), были вручены ректорами одновременно два диплома: российский – Финансовой академии при Правительстве РФ и американский – Блумсбургского университета.
В-пятых, это центр интеллектуального воспитания. Большое внимание уделяется формированию многогранной интеллигентной личности. Многочисленные научные кружки, дискуссионные клубы, литературно-музыкальные лектории, шахматный клуб, многочисленные спортивные секции, студенческий театр, вокальная и хореографическая студии, конкурсы КВН, «Мисс и Мистер Академия», Клуб выпускников…
Большое значение придаем патриотическому воспитанию. Регулярно проводим вечера-встречи ветеранов войны и труда; доброй традицией стали новогодние благотворительные концерты для детей детских домов, новогодние елки, которые готовят сами студенты. Финансовая академия возглавила подготовку и проведение в ГЦКЗ «Россия» московского фестиваля песен прошлых лет «Это было недавно, это было давно», на который приглашаем ветеранские организации Москвы и Подмосковья. В общем, кипит настоящая студенческая жизнь, в которой формируются личности, вырабатываются их гражданские позиции.
В-шестых, в корне изменилась материально-техническая база. Общая площадь – свыше 120 тыс. квадратных метров, библиотечно-информационный комплекс с 1 млн книг на 40 языках, спортивно-оздоровительный центр с бассейном, тренажерными залами, комбинат общественного питания, собственная поликлиника, общежития. В учебном процессе задействовано 40 компьютерных классов, создана мультимедиатека, широко используются технические средства обучения, разработаны электронные учебники по всем базовым и выпускающим кафедрам.
Все это стало возможным благодаря дружной и слаженной работе всего коллектива.

ЧТО БЫ ВЫ ПОЖЕЛАЛИ ЖЕНЩИНАМ, РАБОТАЮЩИМ В ВЫСШЕЙ
ШКОЛЕ?

– Прежде всего, низкий им земной поклон за их благородный труд, который, к сожалению, пока недостойно оплачивается. От всей души желаю всем женщинам, работающим в высшей школе, творческого вдохновения, богатырского здоровья, хороших студентов, талантливых аспирантов, большого личного счастья, удачи, успехов и … надежного финансового благополучия.

 

Запись опубликована в рубрике 2005 №3. Добавьте в закладки постоянную ссылку.