ПРИНЦЕССА ФАДУ

Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
Фото предоставлено
ИМА «Кушнир Продакшн»

«МЫ ВСЕ ДОЛЖ­НЫ УМЕТЬ ЧУВ­СТ­ВО­ВАТЬ КРА­СО­ТУ И ЛЮ­БОВЬ ДА­ЖЕ В МА­ЛЕНЬ­КИХ И НЕ­ЗНА­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫХ ВЕ­ЩАХ, КО­ТО­РЫЕ ОК­РУ­ЖА­ЮТ НАС В ПО­ВСЕД­НЕВ­НОЙ ЖИЗ­НИ».

Му­зы­ка, в ко­то­рой от­ра­же­на вся па­ли­т­ра эмо­ций – то­с­ка и неж­ность, лю­бовь и на­деж­да… Толь­ко та­кая мог­ла по­явить­ся в ста­рин­ном рай­о­не Лис­са­бо­на Ал­фа­ма, где ис­по­кон ве­ку жи­ли по­эты и му­зы­кан­ты. Днем они ра­бо­та­ли улич­ны­ми тор­гов­ца­ми или то­чиль­щи­ка­ми но­жей, а по ве­че­рам со­би­ра­лись в уют­ных та­вер­нах, где под ак­ком­па­не­мент пор­ту­галь­ской ги­та­ры пе­ли пес­ни соб­ст­вен­но­го со­чи­не­ния.
Ни­кто не зна­ет, кто имен­но и ког­да на­звал эту му­зы­ку фа­ду, а ее ис­пол­ни­те­лей фа­ди­ш­та­ми. Но с тех пор ми­ну­ло не­сколь­ко сто­ле­тий, а фа­ду зву­чит до сих пор.
Как и мно­го лет на­зад, каж­дый ве­чер в уют­ных ка­фе Ал­фа­мы раз­ли­ва­ют по бо­ка­лам ви­но, га­сят свет и, за­та­ив ды­ха­ние, слу­ша­ют пес­ни фа­дишт.
Ли­ри­че­с­кий мо­но­лог Пе­не­ло­пы, ко­то­рая ждет сво­е­го Улис­са…
Жен­ская лю­бовь, пе­ре­хо­дя­щая в го­лос – в крик – в моль­бу – в на­деж­ду…
Не ро­манс и не пес­ня – то­с­ка стра­с­ти на все две­над­цать струн клас­си­че­с­кой ги­та­ры, ко­то­рая на па­ру с ги­та­рой пор­ту­галь­ской ак­ком­па­ни­ру­ет пе­ви­це…
Фа­ду – один из са­мых ха­рак­тер­ных эле­мен­тов пор­ту­галь­ской и, в пер­вую оче­редь, лис­са­бон­ской куль­ту­ры. Судь­ба, пе­ре­ло­жен­ная на му­зы­ку.

СПЕТЬ ДУ­ШУ ПОР­ТУ­ГА­ЛИИ…

Фа­ду – тра­ди­ци­он­ный го­род­ской ро­манс, по­лу­чив­ший не­о­бы­чай­ную по­пу­ляр­ность в Пор­ту­га­лии в XIX ве­ке. О его про­ис­хож­де­нии до сих пор спо­рят му­зы­ко­ве­ды, на­хо­дя­щие в нем от­го­ло­с­ки пе­сен мо­ря­ков, вли­я­ние ма­в­ри­тан­ских и араб­ских тра­ди­ций и да­же юж­ноаф­ри­кан­ских тан­це­валь­ных рит­мов. Но ка­ким бы ни бы­ло про­ис­хож­де­ние фа­ду, се­го­дня этот стиль по­все­ме­ст­но при­знан как на­ци­о­наль­ная му­зы­ка – зер­ка­ло пор­ту­галь­ской ду­ши.
Пи­шут­ся фа­ду в сво­бод­ной ма­не­ре в ви­де че­ты­рех­строч­ных стан­сов, в ос­но­ве ко­то­рых ле­жит ка­кая-то ис­то­рия или про­сто чув­ст­во.
Му­зы­ка фа­ду мно­гим обя­за­на пор­ту­галь­ской кон­цеп­ции «saudade», ко­то­рая оз­на­ча­ет то­с­ку по без­воз­врат­но ушед­ше­му и не­до­стиг­ну­то­му. Имен­но это и объ­яс­ня­ет эмо­ци­о­наль­ную си­лу фа­ду. Пор­ту­галь­цы взра­щи­ва­ли свою го­ре­ст­ную му­зы­ку в улич­ных ка­фе и ре­с­то­ра­нах бо­лее ста пя­ти­де­ся­ти лет. Ду­шев­ная боль не де­ла­ет раз­ли­чий ни для ко­го, а по­то­му ис­пол­нять фа­ду мо­гут как муж­чи­ны, так и жен­щи­ны. Все фа­ди­ст­ки на­де­ва­ют на кон­церт чер­ную шаль в па­мять о Ма­рии Се­ве­ре – са­мой пер­вой ис­пол­ни­тель­ни­це пе­сен пе­ча­ли.
В са­мой Пор­ту­га­лии го­во­рят, что для ис­пол­не­ния фа­ду не­об­хо­ди­мы лишь по­лу­мрак и две­над­ца­ти­с­т­рун­ная ги­та­ра.
Фа­ду ис­пол­ня­ет­ся од­ним со­ли­с­том – муж­чи­ной или жен­щи­ной, ко­то­ро­му ак­ком­па­ни­ру­ет не­боль­шой ан­самбль, со­сто­я­щий, как пра­ви­ло, из од­ной или двух не­мно­го из­ме­нен­ных обыч­ных ги­тар и од­ной или не­сколь­ких пор­ту­галь­ских ги­тар. В Пор­ту­га­лии су­ще­ст­ву­ет бо­лее де­ся­ти раз­но­вид­но­с­тей это­го му­зы­каль­но­го ин­ст­ру­мен­та. Глав­ные из них – лис­са­бон­ская ги­та­ра и ги­та­ра Ко­им­б­ры, древ­не­го уни­вер­си­тет­ско­го го­ро­да, ку­да фа­ду при­шло не­мно­го по­зд­нее. Впер­вые эти ги­та­ры по­яви­лись во вто­рой по­ло­ви­не XVIII ве­ка. Из-за сво­ей не­о­быч­ной фор­мы, на­по­ми­на­ю­щей не столь­ко клас­си­че­с­кую ги­та­ру, сколь­ко ман­до­ли­ну, пор­ту­галь­ская ги­та­ра об­ла­да­ет глу­бо­ким, не­о­быч­ным зву­ком. Ее де­ка сде­ла­на из ред­кой по­ро­ды аф­ри­кан­ско­го де­ре­ва, гриф вы­пол­нен из эбо­ни­та, кол­ки и стру­ны – сплав се­ре­б­ра и ме­ди.
В раз­лич­ных угол­ках стра­ны в ак­ком­па­ни­ру­ю­щий со­став мо­гут быть вклю­че­ны так­же скрип­ка, ак­кор­де­он и да­же фор­те­пь­я­но. Впро­чем, ак­ком­па­не­мент все­гда ос­та­ет­ся на зад­нем пла­не, от­те­няя пар­тию ис­пол­ни­те­ля – про­стую и очень тро­га­тель­ную.
Есть та­кая ка­те­го­рия лю­дей – слу­ша­те­ли фа­ду. Она не име­ет чет­ких воз­ра­ст­ных или со­ци­аль­ных гра­ниц. В фа­ду это не­важ­но. Важ­но толь­ко од­но – спо­со­бен ли ты со­пе­ре­жи­вать то­му, что слы­шишь…

НЕ­ЗЕМ­НОЕ СО­ЗДА­НИЕ

Ши­ро­ко из­ве­ст­ная как на­след­ни­ца ле­ген­дар­ной Ама­лии Ро­д­ри­гез, Ма­ри­за вос­хи­ща­ет слу­ша­те­лей сво­им уни­каль­ным го­ло­сом и уди­ви­тель­ны­ми вы­ступ­ле­ни­я­ми. Ее де­бют­ный диск «Fado Em Mim» за­ра­бо­тал платиновый ста­тус у се­бя на ро­ди­не в Пор­ту­га­лии, что мгно­вен­но сде­ла­ло мо­ло­дую ис­пол­ни­тель­ни­цу од­ной из пе­ре­до­вых пе­виц фа­ду в ми­ре.
Ма­ри­за ро­ди­лась в Мо­зам­би­ке и еще в мла­ден­че­с­ком воз­ра­с­те пе­ре­еха­ла с ро­ди­те­ля­ми в сто­ли­цу Пор­ту­га­лии – Лис­са­бон. Дом, в ко­то­ром жи­ла их се­мья, был по­лон по­клон­ни­ков фа­ду, и пе­ние бы­ло не­отъ­ем­ле­мой ча­с­тью их по­всед­нев­ной жиз­ни.
Ма­ри­за де­ла­ла пер­вые по­пыт­ки петь еще до то­го, как на­учи­лась чи­тать, и ее отец ри­со­вал на бу­ма­ге что-то вро­де ко­мик­сов, что­бы по­мочь ей за­пом­нить тек­с­ты пе­сен. В пя­ти­лет­нем воз­ра­с­те она уже сме­ло при­ни­ма­ла уча­с­тие в спон­тан­ном пес­но­пе­нии, ко­то­рое ре­гу­ляр­но про­ис­хо­ди­ло в ре­с­то­ра­не ее ро­ди­те­лей, на­хо­див­шем­ся в Мо­у­ра­риа – од­ном из са­мых ти­пич­ных квар­та­лов Лис­са­бо­на.
«В фа­ду все ос­но­ва­но на чи­с­тых эмо­ци­ях, – го­во­рит Ма­ри­за, – это очень эмо­ци­о­наль­ная му­зы­ка, ко­то­рая на­пол­не­на стра­с­тью, скор­бью, рев­но­с­тью, го­рем и ча­с­то са­ти­рой».
С са­мо­го на­ча­ла ее ка­рь­е­ры Ма­ри­за срав­ни­ва­лась с од­ной из са­мых вид­ных звезд фа­ду – Ама­ли­ей Ро­д­ри­гез. Бо­го­тво­ри­мый на­ро­дом Пор­ту­га­лии по­эт Ну­но На­за­рет Фер­нан­дез на­пи­сал: «Ма­ри­за – это уди­ви­тель­ное не­зем­ное со­зда­ние, не­кто, по­слан­ный Со­зда­те­лем на Зем­лю с мис­си­ей по­втор­но от­крыть фа­ду».

МА­РИ­ЗА, ВЫ ЧТО-НИ­БУДЬ ЗНА­Е­ТЕ О РОС­СИИ?
– На са­мом де­ле, не осо­бен­но мно­го… Мне го­во­ри­ли, что это очень кра­си­вая стра­на. Ле­са, снег… Да, са­мым ин­те­рес­ным мне ка­жет­ся снег! По­то­му что у ме­ня на ро­ди­не его во­об­ще нет.

РАС­СКА­ЖИ­ТЕ О СВО­ЕЙ ПО­ВСЕД­НЕВ­НОЙ ЖИЗ­НИ? ЕЕ СЛОЖ­НО
СОВ­МЕ­ЩАТЬ С ПО­ПУ­ЛЯР­НО­С­ТЬЮ?

– У ме­ня не мно­го про­блем с мо­ей сла­вой. Ме­ня не силь­но бес­по­ко­ят лю­ди на ули­це. Мне ка­жет­ся, у ме­ня са­мая обыч­ная жизнь, не­смо­т­ря на мою… «не­о­быч­ную» ра­бо­ту.

РАС­СКА­ЖИ­ТЕ О СА­МОМ «ЖИ­ВОМ» ВОС­ПО­МИ­НА­НИИ ИЗ ВА­ШЕЙ
КОН­ЦЕРТ­НОЙ ЖИЗ­НИ?..


– Да вся жизнь со­сто­ит из ин­те­рес­ных и жи­вых вос­по­ми­на­ний! И да­же не важ­но, сто­ишь ли ты пе­ред де­ся­ти­ты­сяч­ной ау­ди­то­ри­ей или про­сто слу­ша­ешь му­зы­ку – это все да­рит энер­гию.

ЧТО ВАС ВДОХ­НОВ­ЛЯ­ЕТ?
– Ме­ня мо­жет вдох­но­вить бук­валь­но все, что я ви­жу. Я счи­таю, что вся жизнь долж­на прой­ти в дви­же­нии. Лю­бая ме­лочь мо­жет при­не­с­ти и ра­дость, и боль. Это и есть глав­ная и ос­нов­ная идея фа­ду. Мы все долж­ны уметь чув­ст­во­вать кра­со­ту и лю­бовь да­же в ма­лень­ких и не­зна­чи­тель­ных ве­щах, ко­то­рые ок­ру­жа­ют нас в по­всед­нев­ной жиз­ни.

КА­КОЕ ВА­ШЕ СА­МОЕ ЛЮ­БИ­МОЕ МЕ­С­ТО? ГДЕ ВАМ БОЛЬ­ШЕ ВСЕГО НРА­ВИТ­СЯ ОТ­ДЫ­ХАТЬ?
– В мо­ей про­вин­ции в Пор­ту­га­лии. Мне бе­зум­но нра­вит­ся про­во­дить там вре­мя. Ес­ли я очень ус­таю, то я все­гда еду ту­да, и очень бы­с­т­ро мои си­лы вос­ста­нав­ли­ва­ют­ся. А еще в слож­ные мо­мен­ты мне очень по­мо­га­ет му­зы­ка фа­ду.

ВА­ШЕ СА­МОЕ БОЛЬ­ШОЕ ДО­СТИ­ЖЕ­НИЕ?
– Я очень ра­да на­шей сов­ме­ст­ной пес­не со Стин­гом «A thousand years». Я вос­хи­ща­юсь его твор­че­ст­вом и без­мер­но ра­до то­му, что мне это уда­лось. Что еще?.. Не так дав­но вы­шел мой де­бют­ный DVD. И мне нра­вит­ся то, что мой гра­фик за­бит до пре­де­ла. Мне очень нра­вит­ся ез­дить по стра­нам!

КА­КО­ВЫ ВА­ШИ ПЛА­НЫ НА СЛЕ­ДУ­Ю­ЩИЙ ГОД?
– У ме­ня все­мир­ный тур…
…Фа­ду – му­зы­ка чер­ных ша­лей пор­ту­галь­ских мо­ря­чек, бе­лой Ви­ф­ле­ем­ской баш­ни в Лис­са­бо­не на на­бе­реж­ной ре­ки Те­жу, про­во­жа­ю­щей и встре­ча­ю­щей мо­ря­ков и ры­ба­ков.. Это му­зы­ка, со­че­та­ю­щая в се­бе грусть рас­ста­ва­нья и ра­дость дол­го­ждан­ной встре­чи. Как по­ет­ся в од­ной из пе­сен: «Все это су­ще­ст­ву­ет… Все это гру­ст­но… Все это – фа­ду…»

МАРИЗА

Родилась в Мозамбике.
Поет с 5 лет.
1999 – первое крупное публичное
выступление – концерт, посвященный
Амалии Родригез,
на Большом Стадионе
в Лиссабоне.
2000 – приз «Голос Фаду» от Central FM, государственной радиостанции Португалии.
2003 – альбом «Fado Curvo» был издан осенью прошлого года
во всех странах
Европы, приз BBC
за «Лучший альбом
world music».
Дебютный альбом Маризы «Fado Em Mim» недавно удостоился двойного платинового статуса. Благодаря этому Мариза
была награждена Международным музыкальным симпозиумом MIDEM премией за «Альбом, прорвавший границы».
2004 – «Unity» – официальный альбом Олимпийских игр
в Афинах.
10 и 11 декабря впервые в Москве
в Международном доме музыки состоятся два
VIP-концерта Маризы.

 

 

 


 

Запись опубликована в рубрике 2004 №6. Добавьте в закладки постоянную ссылку.