ГОРОДСКИЕ БРАТЬЯ

Игорь СОКОЛОВСКИЙ

СЛОЖНО СКАЗАТЬ, КАК ОНИ НАЗЫВАЮТСЯ. КТО-ТО СЧИТАЕТ, ЧТО ОНИ «ЖЕНСКИЕ», КТО-ТО – ЧТО ПРОСТО «ГОРОДСКИЕ»…

Если первое определение может вызвать разве что скепсис, то против второго не поспоришь. Главное, что они точно не малолитражки.

Объем двигателя более полутора литров делает этих «малышек» вполне конкурентоспособными автомобилями. А компактный кузов в запруженной машинами Москве дает неоспоримое преимущество перед громоздкими и не очень собратьями. Проскочить через бесконечные пробки, разъехаться в узком переулке, просочиться в дырочку на парковке, забитой машинами, им много легче, чем длинному «седану» или громоздкому «джипу».

В любом случае подавляющее большинство автопроизводителей не гнушаются выпускать подобные машинки. Тем более что в Европе именно они пользуются повышенным спросом. Да и у нас автолюбители все больше и больше внимания начинают обращать именно на таких вот «малышей».

Для сравнения мы выбрали 10 автомобилей разных марок с компактным кузовом типа хэтчбек. Все они имеют двигатель объемом 1,6 литра, работающий на 95-м бензине (Au-95 Super), механическую коробку передач и передний привод.

Следует заметить, что для некоторых из представленных моделей предусмотрена также автоматическая коробка передач, однако из рейтинга, в целях корректности, они были исключены.

АКПП делает машину немного более прожорливой и менее приемистой, то есть опосредованно снижаются скоростные характеристики и показатели экономичности.

Так, например, Mazda 31.6 с автоматической коробкой передач способна развивать максимальную скорость 174 км/ч, тогда как с механической – 182 км/час. Разгоняется с места до 100 км/ч такой автомобиль за 12,4 секунды, то есть медленнее, чем с механической на 2,4 секунды. У механической разгон с места до 100 км/ч – 11 секунд. Расход же бензина при городском цикле увеличивается до 10,1 литра на 100 км (при механической коробке передач – 9,3 литра на 100 км).

Как составлялся рейтинг
При составлении рейтинга использовались следующие технические характеристики автомобилей:

  • объем двигателя в кубических сантиметрах (V);
  • мощность в лошадиных силах (Q);
  • размеры автомобиля: длина (L1), ширина (L2), высота (L3) в миллиметрах;
  • снаряженная масса автомобиля в килограммах (m1), то есть сколько весит собственно автомобиль;
  • допустимая полная масса автомобиля (m2), то есть сколько весит максимально нагруженный автомобиль;
  • время разгона с места до 100 км/ч в секундах (t);
  • максимальная скорость (S), которую может развивать автомобиль;
  • условный расход топлива на 100 километров в литрах (х);
  • крутящий момент двигателя (Fкр);

    Для определения автомобиля, оптимально сочетающего динамичность и экономичность, использовались следующие коэффициенты:

    К1 = Q:V – показывает отношение вырабатываемой мощности к рабочему объему двигателя. Чем выше коэффициент, тем лучше. Ведь большой объем двигателя хорош не сам по себе, а только тогда, когда имеет реальный результат – значительную мощность. В противном случае двигатель будет работать неэффективно.

    Самый высокий К1 у Mini Cooper 1.6 16V и Volkswagen Golf 1.6 FSI. Это значит, что конструкторы выжали из двигателя по максимуму. Фактически это самые сильные машины. При стандартном для ранжируемых машин двигателе в 1,6 литра автомобили имеют максимальную мощность – оба по 115 лошадиных сил. Точно такой же двигатель Peugeot 206 1.6 дает всего 88 лошадиных сил. Это самая «слабая» машина. У нее минимальный показатель К1. Это значит, что объем двигателя машины слишком велик по сравнению с вырабатываемой мощностью.

    К2 = (L1xL2xL3):m – показывает отношение размеров автомобиля к его массе. Чем коэффициент выше, тем лучше. Это значит, что большая по габаритам машина весит мало. То есть конструкция кузова продумана лучше, его прочность и ресурс обеспечиваются меньшим весом «железа».

    Самый высокий показатель у Suzuki Baleno 1.6 GS. Конструкторы нашли оптимальное сочетание размеров автомобиля и его массы. Заметим, что это далеко не самая маленькая машина из представленных в рейтинге. Зато самая легкая. Ее полная снаряженная масса (то есть собственно вес) – всего 890 кг. И именно она в плане возможных кувырков на дороге на большой скорости – самая безопасная.

    К3 = Q:t – показывает отношение мощности автомобиля к времени разгона с места до 100 км/час. Чем коэффициент выше, тем быстрее автомобиль.

    Лучший показатель у Mini Cooper 1.6 16V. Обладая максимальной для такого объема двигателя мощностью в 115 л.с., эта машина стартует быстрее всех своих «одноклассников». Во всяком случае, скорость 100 км/час она развивает за 9,2 секунды.

    Ну, а медленнее всех оказался опять же Peugeot 206 1.6. Ему, чтобы набрать 100 км/час, потребуется 11,7 секунды.

    К4 = S:V – показывает отношение максимальной скорости автомобиля к рабочему объему его двигателя. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что рабочий объем двигателя используется эффективно, он позволяет машине развивать большую скорость.

    Самый высокий показатель у Mini Cooper 1.6 16V. Объем двигателя у машины такой же, как у всех представленных в рейтинге, – 1,6 литра. Но конструкторы умудрились выжать из него целых 200 км/час. Это настоящий рекорд среди автомобилей, представленных в рейтинге.

    Для сравнения: самая медленная машина – Ford SportKa 1.6 – развивает всего 174 км/час.

    К5 = S:Q – показывает отношение максимальной скорости к мощности двигателя автомобиля. Чем коэффициент выше, тем лучше. Это значит, что мощность используется рационально. Максимальный показатель у Peugeot 206 1.6, минимальный – Hyundai Getz 1.6 GLE.

    К6 = V:X – показывает отношение рабочего объема двигателя к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Оптимальное соотношение – больший объем двигателя при меньших затратах топлива. Обычно чем больше у машины объем двигателя, тем «аппетитнее» она «жрет» бензин. Конструкторская же мысль, наоборот, стремится к увеличению объема двигателя при одновременном сокращении расхода топлива.

    В нашем случае данный показатель тем более важен, что объем двигателя у машин одинаковый. Так вот, самой экономичной машиной, то есть с самым высоким коэффициентом, оказалась Volkswagen Golf 1.6 FSI. Самой же прожорливой – Ford SportKa 1.6.

    К7 = S:X – показывает отношение скорости автомобиля к условному расходу потребляемого топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что большая скорость достигается меньшими затратами горючего. Самый высокий показатель – Volkswagen Golf 1.6 FSI, самый низкий – опять же у Ford SportKa 1.6.

    К8 = Q:X – данный коэффициент показывает отношение мощности двигателя к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Идеальный вариант – сильная машина должна быть еще и экономичной. Самый высокий показатель – Volkswagen Golf 1.6 FSI, самый низкий – опять же у Ford SportKa 1.6.

    К9 = m1:X – показывает отношение полной массы автомобиля к условному расходу топлива на 100 км. Чем выше коэффициент, тем лучше. Это значит, что для перевозки своего веса автомобилю требуется немного бензина. Самый высокий показатель – Volkswagen Golf 1.6 FSI, самый низкий – опять же у Ford SportKa 1.6.

    Заметим, что именно высокие показатели экономичности позволили Volkswagen Golf 1.6 FSI стать победителем рейтинга, обогнав лидера в скоростных характеристиках Mini Cooper 1.6 16V. Они же не позволили Ford SportKa 1.6 занять более достойное место, нежели последнее.

    К10 = (L1 x L2):(L3 x m2) – показывает отношение длины и ширины автомобиля к его высоте и допустимой полной массе. Чем длиннее и шире автомобиль, тем он устойчивее и, стало быть, безопаснее. Чем выше коэффициент, тем лучше: выходит, конструкторы нашли оптимальное сочетание габаритов с учетом того, что автомобиль будет предельно нагружен. Именно поэтому в формуле фигурирует не снаряженная масса автомобиля, то есть собственно вес машины, а допустимая полная масса, то есть вес загруженного автомобиля.

    Самый высокий показатель – Suzuki Baleno 1.6 GS, самый низкий – у Mini Cooper 1.6 16V.

    К11 = Fkp:m:t – показывает, насколько эффективно используется мощность двигателя, демонстрирует отношение силы двигателя ко времени, которое требуется для разгона снаряженной массы автомобиля. Самый высокий показатель у Peugeot 206 1.6, самый низкий – у Mini Cooper 1.6 16V.

    К12 = (SxSxL2xL3):Q – коэффициент аэродинамического совершенства машины (отношение квадрата скорости, помноженного на длину и ширину автомобиля, к вырабатываемой мощности). Показывает, насколько эффективно используется мощность двигателя при преодолении автомобилем сопротивления воздуха. Самый высокий показатель опять же у Peugeot 206 1.6, самый низкий – у Ford SportKa 1.6.

    К13 = m2:m1 – показывает отношение допустимой полной массы автомобиля к его снаряженной массе. То есть отношение массы полностью загруженного автомобиля к собственно его весу. Чем выше коэффициент, тем лучше. Так как это означает, что легкий (читай – безопасный) автомобиль может перевозить максимальный вес.

    Самый высокий показатель у Suzuki Baleno 1.6 GS, самый низкий – у Mini Cooper 1.6 16V.

  • Запись опубликована в рубрике 2004 №5. Добавьте в закладки постоянную ссылку.