ЛИЦА ДЮРЕРА

Соня ДЮВАЛЬ-ПЕСКОВСКАЯ, искусствовед, доктор философии

Каждый его автопортрет несет на себе печать нарциссизма. Как знак утверждения собственной исключительности, в которой он был уверен сам и в которой его поддерживали друзья.

Эта его исключительность была подтверждена временем. Более чем за 500 лет, прошедшие со смерти Альбрехта Дюрера, в Германии так и не случилось никого в живописи, кто мог бы претендовать на равенство с ним.

Первый известный автопортрет Дюрера был сделан им в возрасте 13 лет. Следующий из дошедших до нас – эрлангенский рисунок, выполненный пером, датируемый примерно 1491 годом, – в 20.

На первом задумчивый подросток смотрит куда-то в сторону – строго и печально. На втором художник изобразил свое лицо, подпираемое рукой. Бросается в глаза его почти страдальческое выражение, резко контрастирующее с юношеским обликом.

Луврский автопортрет – Автопортрет с чертополохом 1493 года – «смягченная копия» эрлангенского рисунка. То же самое отражение мотива душевного разлада, но немного приглушенного. Перед нами человек, который испытующе и тяжело всматривается в себя. В его взгляде заключен вопрос, обращенный то ли к окружающему его миру, то ли к самому себе.

В автопортрете, написанном пять лет спустя – в 1498 году, – нет ни малейшего следа душевных мук эрлангенского рисунка и луврского портрета. Уже не скромный мальчик-ремесленник и не мятущийся юноша, но красавец, очевидно влюбленный в себя, модно, со вкусом и явно дорого одетый, в белых перчатках, скрывающих цеховую принадлежность, исполнен чувства собственного достоинства, по чину ему не полагающегося.

Причина столь резкой перемены отношения к себе указана в одном из писем Дюрера, где он пишет о предстоящем возвращении домой после второго путешествия по Италии: «О, как я буду мерзнуть без солнца. Здесь – господин, дома – дармоед».

Но истинным шедеврам признан Автопортрет в меховом пальто, 28 лет, написанный в 1500 году.

На современников этот портрет производил сильнейшее впечатление. Художник написал себя анфас, что допускалось исключительно в изображении Христа. Статичная треугольная композиция, взгляд сквозь, змеистые линии кудрей, удлиненные «готические» пальцы, теребящие оторочку мехового пальто, оттенок беспокойства и тревоги, едва уловимой грусти…

И отсылающая к бесконечности подпись – «Таким написал я себя, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, вечными красками, в возрасте 28 лет».