ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПИССАРРО

Импрессионизм
(Impressionism, франц. Impression — впечатление)
Направление в живописи, зародившееся во Франции в
1860-х годах. Сыграло определяющую роль в развитии
искусства XIX века.


Наиболее яркие представители —
Сезанн, Дега, Мане, Моне, Писсарро, Ренуар, Сислей.


Импрессионисты выступали против условностей
классицизма, романтизма
и академизма, утверждали красоту повседневной
действительности, сюжетную простоту и достоверность.


Каждая картина импрессионистов —
это «впечатление» от того, что человек видит
в некий конкретный момент.

Камиль ПИССАРО
(Camille PISSARRO)
1830—1903 гг.

Французский живописец
и график, известный представи
тель импрессионизма.

Считался духовным отцом
и наставником этого движения,
единственный участвовал
во всех восьми выставках
импрессионистов.

Творческое наследие
художника составляют,
главным образом, пейзажи.

С 1895 года у Писсарро
ухудшается зрение, он
вынужден отказаться
от работы на пленэре
и начинает писать виды
Парижа из окон своей
мастерской.

ВЕСНОЙ 1864 ГОДА ГРУППА МОЛОДЫХ
ФРАНЦУЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ПИКУ ОФИЦИАЛЬНОМУ ПАРИЖСКОМУ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ САЛОНУ УСТРОИЛА СОБСТВЕННУЮ ВЫСТАВКУ.

Реакция на этот в общем-то эпатажный шаг со
стороны ценителей искусства, и особенно критиков, была крайне враждебной.

Хоть сколько-то снисходительные считали
это просто насмешкой, не воспринимая всерьез выставленные картины. Или как неудачную, а главное — неудавшуюся шутку.

Более того, Ренуар, Моне, Моризо, Сезанн,
Писсарро считались дилетантами в искусстве.

Известный художественный критик Луи Леруа,
стремясь побольнее высмеять «неумех», в одной из своих статей обозвал их «впечатленцами» (импрессионистами).

Их осмеивали за «вульгарную» близость к
жизни, за плебейский тип натурщиц, за отсутствие узаконенного идеала красоты и простоту
мотивов, которыми они намеренно заменили
претенциозные сюжеты.

«Бульвар Монмартр.
Ночь», 1987. Холст, масло,
53,5х65. Национальная
галерея, Лондон

Понадобились годы упорного труда и необычайного мужества и стойкости, а также верности избранному пути, прежде чем маленькая
группка убедила благородную публику и в своем таланте, и главное — в своей искренности.

Единственное, от чего они так и не смогли
избавиться — это от обидного прозвища. В истории искусства они так и остались импрессионистами.

Сложнее всех пришлось именно Камилю
Писсарро, единственному художнику, который
посмел и смог участвовать во всех восьми выставках импрессионистов.

Он начинал с пейзажей, которые писал не
пленэре. Солнечный свет, изменчивый и подвижный, трепещущий воздух, бесконечное
движение природы, не знающей полного покоя,
шелест листвы, скользящая синева теней на белом снегу…

Одним из первых он практически полностью
отказался от черной краски, как несуществующей в чистом виде в природе. Подчиняясь влиянию Моне, он высветляет палитру…

Наиболее сильный и яркий период Писсаро
— поздний период. Именно в это время он пишет свои знаменитые парижские пейзажи —
утонченные по цвету и виртуозные по технике.

Писсарро, подобно Моне, любил обращаться к одному и тому же мотиву, создавая целую
серию картин на один и тот же сюжет. Особенно
знамениты его циклы, посвященные бульвару
Монмартр и Оперному проезду.

Специально для этого Писсарро снял номер
в «Гранд Отеле де Рюсси», из которого хорошо
были видны Большие Бульвары. Один и тот же
вид он писал в разную погоду, в разное время
суток, в разном настроении. Солнечный день и
пасмурный день, дождь, утро, ночь изображены
во всей красочной сложности. Это не парадный,
не официальный Париж. Это просто обычный
город, современный, шумный, живой, в котором живут люди. То, что раньше было повседневностью, становится предметом искусства.

«Бульвар Монмартр.
После полудня,
солнечно», 1897.
Холст, масло, 74х92,8.
Эрмитаж,
Санкт-Петербург
«Бульвар
Монмартр.
Дождливая
погода,
после полудня», 1897.
Холст, масло,
52,5х66.
Частная
коллекция
«Бульвар
Монмартр.
Утро, пасмурно», 1897.

Холст,
масло, 73х92.
Национальная
галерея «Виктория»». Мельбурн, Австралия
«Оперный проезд
в Париже. Эффект
снега, утро», 1898.
Холст, масло,
65х82.
ГМИИ
им. А.С. Пушкина,
Москва
«Бульвар Оперы.
Площадь
Французского
театра.
Туманная
погода», 1898.
Холст, масло,
74х91,5.
Частная коллекция,
Нью-Йорк
«Бульвар Оперы.
Солнечное утро»,
1898.
Холст, масло,
65х81.
Частная коллекция,
Филадельфия

 

Запись опубликована в рубрике 2004 №3. Добавьте в закладки постоянную ссылку.