Наталья КАНИШЕВСКАЯ. ДОМ — ЭТО МОЯ ГОРДОСТЬ

Беседу вели Ирина КВАТЕЛАДЗЕ
и Наталия ЛОСЕВА
Фото Олега ЛАЗАРЕВА

Наталья
КАНИШЕВСКАЯ
Руководитель адвокатского бюро
«Канишевская и партнеры»
Почетный адвокат России
Председатель Третейского суда
при Союзе юристов
Член Московского Английского клуба

НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, КОГДА К ВАМ ПРИШЛА
ИДЕЯ ПОСТРОИТЬ ДОМ?

— Идея пришла, когда я разошлась с мужем. Мне хотелось сохранить мой материальный статус, к которому я привыкла за
годы жизни с ним. Он замечательный человек, но так уж получилось, что мы разбежались. Так бывает.

Так вот я привыкла к определенному уровню комфорта, и
мне не хотелось его терять. К тому же я хотела реализовать себя как-то, понять, что я действительно могу в этой жизни. Мне
нужно было доказать, прежде всего самой себе, что я не просто женщина, не просто мужнина жена. Что у меня есть творческий потенциал, который в семейной жизни был как-то не востребован. Вот я и построила этот дом.

НО СНАЧАЛА, НАВЕРНОЕ, КУПИЛИ ЗЕМЛЮ?
— Нет, я купила недостроенный дом на небольшом участке земли —
коробку с фундаментом. Мне очень хотелось жить за городом, но
близко от Москвы — чтобы иметь возможность ездить на работу.

ВЫ САМИ ПРИДУМАЛИ ПРОЕКТ? ИЛИ ЗАКАЗЫВАЛИ У
ДИЗАЙНЕРОВ?

— Все сама. Я долго думала над тем, в каком стиле должен
быть решен дом. То ли в одном — в моем любимом бежевом
цвете, но тогда будет монотонно. И тогда я решила, что каждый
уголок должен быть решен в своем стиле. Поэтому в доме есть
комната в стиле XIX века, восточная комната, комната отдыха
в стиле хай-тек, комната, в которой собрана гжельская коллекция майолики, и камин, который, тоже я сама придумала.

Я практически все сама придумала, мне было просто это интересно. И рождалось это в течение всех трех с половиной лет,
пока строился дом. Потому что это не только сложно, но и практически невозможно заранее решить, что ты хочешь. В противном случае нужно действительно заказывать дизайн-проект.

ТО, ЧТО БЫЛА КОРОБКА, УПРОСТИЛО СИТУАЦИЮ?
— Напротив. Все перестраивалось, переделывалось, даже лестница, чтобы более рационально использовать пространство.

Было бы легче, если бы фундамента не было. Но так уж вышло.

А КАК ДОЛГО ВЫ УЖЕ В НЕМ ЖИВЕТЕ?
— 3,5 месяца. Я переехала в этот дом в конце декабря.

ТО ЕСТЬ ОН НОВЕНЬКИЙ СОВСЕМ?
— Новенький, еще не обжитый.

А ПОЧЕМУ ИМЕННО ТРИ ЭТАЖА?

— 3 этажа было изначально, а еще есть мансарда, которую меня прораб убедил построить. У меня очень хороший прораб,
способный, такой очень творческий человек. Разгильдяй, конечно, но творческий (смеется). И все мои безумные идеи он с
таким же безумием старался воплотить. Кстати, мансарда
очень даже пригодилась — для гостевых комнат. Кроме того,
там я еще устроила бильярдную и еще одну комнату — берендеевскую, в стиле языческой Руси. Как-то так придумывалось
все на ходу… Но мне очень нравится то, что получилось.


ВОСТОЧНАЯ КОМНАТА

Вот эти два деревянных сундука, резной столик, необычные
подсвечники, вазочки и шкатулки в восточном стиле я выписывала в каталоге «OTTO». Я не люблю ходить по магазинам, редко в них что-то покупаю, поэтому выписываю все по каталогу.

Здесь много интересных вещиц, привезенных мною из поездок по Турции. Настенные тарелочки — из Туниса. Я там на
рынке много всяких восточных штук купила. А вот эти шелковые ковры я только что привезла из Эмиратов. И эту замечательную вазу тоже. Эти восточные базары… Я магазины не
люблю, а вот восточные базары мне очень нравятся. Там так много всего — антикварного или просто интересного. Мне
иногда кажется, что даже волшебную лампу Аладдина там можно купить. Каждый из этих предметов мне дорог. Все эти вещи
— воспоминания о поездках, эмоциях, впечатлениях. Все они
либо привезены, либо подарены.


БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН

А это точная копия Бахчисарайского
фонтана. Я не помню, как мне в голову пришла эта идея.


«Фонтан любви, фонтан живой!
Принес я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы…»

Я очень люблю Пушкина и считаю, что фонтан — мое посвящение великому поэту.

Сын мой, конечно, был против — из-за соображений безопасности. Он боялся, что эта мраморная плита весом в
500 кг может рухнуть. Поэтому он много раз все перепроверил, а когда убедился, что бетонное перекрытие этот фонтан
выдержит, было принято решение заказать его в подмосковной гранитной мастерской. Никакой документации по Бахчисарайскому фонтану не сохранилось, поэтому мастера ездили в Крым, успели сфотографировать его и обмерить до
того, как их оттуда выгнали. Где-то полгода они готовились, а
потом еще полгода делали. Они впервые получили такой заказ, но справились с ним замечательно. Мне он очень нравится. Это в духе пушкинского времени.

Вы были на могиле Пушкина? Видели у него такой небольшой памятник, который сделала Наталья Николаевна? Когда
я оказалась там впервые, меня поразило то, сколь он маленький и сколь изящный. Я воспитана на соцреализме, на монументах, которые меня окружали, а тут такому великому человеку — такой маленький памятник.

Когда я приехала в Бахчисарай, меня пленил
этот пушкинский дух. Мне кажется, Наталье Николаевне удалось его сохранить. И я поняла, почему
Пушкин восхищался этим фонтаном. Сложная, конечно, цепочка, но тем не менее…

ХОЛЛ

Вот эти кони — гордость моего дома. Они специально для
меня сделаны. Рисунок и формы изготавливала девочка из
Абрамцевского училища, студентка. Я даже не знаю ее фамилии,
меня с ней не познакомили. Она ходила на ипподром, смотрела
долго на лошадей и только потом изваяла вот нечто такое…
Я люблю лошадей. Не знаю почему. Это очень трудно понять.

Мне нравятся эти животные. Однажды, на заре перестройки, я
была на даче у одного предпринимателя, под Рузой. И вдруг он
из сарая выводит такого коня, ахалтекинского — я чуть язык
не проглотила. Я сказала: «Ах!».

Это было что-то совершенное. Такая необыкновенная красота. Я ничего не понимала в лошадях, да и сейчас не понимаю, но это было удивительно красиво. Совершенные формы,
прекрасные глаза…

Я говорю этому человеку: «Зачем вы держите в сарае такого коня?» А он отвечает: «Ну, какие сейчас времена? Его либо съедят, либо продадут за бешеные деньги». — «А зачем
вам это вообще?» — «А затем, чтобы пришли вы и сказали
«ах». Я сказала.

КОМНАТА ОТДЫХА

Здесь обычный женский набор: сауна, душ, ванна SPA, массажное кресло. Из этой комнаты
есть дверь в бассейн с гротом. Бассейн с противотоком, можно долго плыть на одном месте.

Потолок здесь задумывался как звездное небо. Это натяжной потолок и из него торчат лампочки и светодиоды, которые,
когда нагреваются, начинают мерцать. На стенах картины —
это, в основном, папирусы из Египта. Мне кажется, они довольно неплохо подходят сюда. У меня была идея сделать так, чтобы
в доме было все. После работы так устаешь, да и времени особо нет в спорт-клуб ездить, но ведь хочется же. Я сделала так,
чтобы все было под рукой — для здоровья и для отдыха. Тем более, что яма под бассейн уже была.


ПОГРЕБ

Еще в доме есть погребок. Он маленький,
но симпатичный. Вино, продукты, варенья,
соленья… Я всю жизнь занималась тем,
что сама консервировала и варила варенье. Мне это доставляло удовольствие.

Мне вообще очень нравится заниматься
домашним хозяйством, но сейчас я не могу себе такую роскошь позволить. Я должна работать, зарабатывать деньги, я
должна как-то состояться, себя реализовать в общественной
сфере. Иначе будет какое-то чувство нереализованности, неудовлетворенности…
Изначально погребок не предполагался. Но я считаю, что в
собственном доме без погреба жить просто невозможно. Так что
это моя и идея, и затея. А его художественное оформление — это
уже фантазия прораба.

УЧАСТОК

Я очень люблю цветы, много цветов. На участке уже есть горка
с ручейком и будет много клумб.

Посажу дикий виноград. С другой стороны можно розы посадить, тоже красиво будет.

В беседке у меня печка. Они это называют барбекю… Но
мне прораб просто посоветовал нанять печника, который все
это сделает. Я вообще предпочитаю наших русских мастеров.

Им просто надо дать возможность работать и развиваться.

Когда была возможность дать работу нашим российским мастерам, я старалась это сделать… А вот буква «К» на фасаде
означает Канишевская… Ну, и внучка Катя.


ЛЕСТНИЦА

Вот здесь, например, на стенах вдоль лестницы, у меня висят три картины на керамике. Эти потрясающие вещи лет
10 тому назад сделала еще одна моя знакомая, очень талантливая художница-керамистка Маша Орлова. Я сейчас
ей заказала еще такие картины, хочу украсить ими офис.

А вот сама лестница — это отдельная история. Я увидела в
одном магазине французскую металлическую лестницу, очень
красивую, утонченную, но безумно дорогую. 4 тысячи долларов
за погонный метр. Я когда цену узнала, сказала: мне весь этот
дом дешевле обойдется.

И тогда мой прораб нашел чеканщиков, очень способных
ребят. Все очень долго готовилось, долго идея созревала: как
это будет, что… Но так, как получилось, мне нравится. Вообще
это виноградная лоза, внизу корни, здесь где-то улитка была…


КОМНАТА В СТИЛЕ XIX ВЕКА

Вообще эта комната задумывалась для
игры в карты. Если обратите внимание,
паркет на полу изображает карточные
масти. Я люблю играть в преферанс,
эта любовь от моих родителей. Они ушли уже, к сожалению…
Вот здесь, кстати, стоит фотография моего папы. И всю эту
часть я планирую оформить портретами родителей, предков —
всеми теми фотографиями, которые сохранились в семье.

КОМНАТА В СТИЛЕ ХАЙ-ТЕК. ГЖЕЛЬСКАЯ МАЙОЛИКА

А это самое интересное место в доме, самое мое любимое. Я обожаю отдыхать, сидя на этом диване.

В этих стеклянных витринах находится моя гжельская коллекция, которую я собираю десять лет. Все
вещи — авторские. Коллекция началась, наверное,
вот с этой дамы, которая не лубошная красавица, но
тем не менее она мне очень понравилась.

Мне нравится, как они сумели раздвинуть пространство. Здесь не только сама скульптура, но и лес, поле, урожай. Вот другая скульптура — парень с девушкой
сидят на лавочке. Вот мальчик, который читает молитву.

Все это работы Оксаны Талагаевой, необыкновенно одаренного автора. К сожалению, сейчас она делает очень мало вещей. Многие лица у нее некрасивые, но в них есть жизнь и
смысл. Оксана очень набожная женщина, даже в монастырь,
по-моему, собиралась. В ее работах много духовных тем.

Вот еще одна интересная художница — Катасонова. У нее
кадрильно-городская тема: «Девочка с цветами», «Купец»,
«Ожидание». Эти вещи все очень легкие и изящные.


КАМИН

Камин немножечко по-другому задумывался. Но приблизительно они все-таки сделали то, что я хотела. Такого камина нет
больше нигде, это моя авторская задумка. Она была навеяна
впечатлениями о Барселоне, об искусстве Гауди. Я в Барселоне была много раз в своей жизни, но Гауди до меня дошел только на третий раз. И потом я уже не могла от него оторваться, поняла, что это гениальный художник, самородок. И вот формы
этого камина навеяны его искусством.


МАНСАРДА

Сначала вам покажу берендеевскую комнату. Ее рисовали года два. Можно, наверное, уже раскопки делать старых слоев.

Мне все не нравилось, все было не то, что я задумала. Теперь
получилось почти то, что хочу. Хотя еще кое-что надо подделать.

Двери здесь делали тоже наши «чурошники». Мы увидели такие итальянские двери, безумно дорогие — несколько тысяч долларов, а дверей должно быть шесть… И я сказала: давайте чтонибудь придумаем. Придумали. И сделали.

Рядом бильярдная. Турниры проходят здесь (смеется).

На этом этаже находятся еще две гостевые спальни, гардеробная и библиотека. В одной из спален стоит мебель под старину. Другая оформлена в японском стиле. Необычно, но мне
очень нравится. Главное — не бояться смелых идей.

А вот в библиотеке я еще не успела разобраться. Но когда
мы переезжали, Ирина Валентиновна (помощница по хозяйству — Ред.) сформировала все по авторам, как квалифицированный библиотекарь: Пушкин в одном месте, Цветаева —
в другом месте, Эфрос — в третьем, Булгаков — в четвертом.

Как-то я не обжила пока библиотеку: читаю в постели, в дороге или на диванчике в гостиной.

— НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА, А ЧТО ТАКОЕ ИДЕАЛЬНЫЙ ДОМ?
— Я думаю, это тогда, когда тебе в нем комфортно, когда ты себя хорошо в нем чувствуешь, когда в доме есть все, что соответствует твоим запросам, не только физиологическим, но и
бытовым, и духовным. Вот когда все это гармонирует, тогда это,
наверное, идеальный дом.

И еще необходимо, чтоб в доме ты не был одинок и не был
перегружен, чтоб все было в гармонии с людьми. Обжитый дом
— это как намоленная церковь. У меня всегда был открытый
дом, и у родителей моих дверь ни днем, ни ночью не закрывалась. Видимо, этот уклад жизни я от них впитала. У меня открытый дом, ко мне приходит много гостей. И вот когда тебе хорошо
в собственном доме со всех этих точек зрения, тогда это идеальный дом. А вообще, такого не бывает, чтобы дом был один.

ОН СКУЧАЕТ ОДИН?
— Угу. Дом должен работать, иначе ему плохо, иначе запустение, пустота, и даже запах дома меняется. Он начинает болеть.

Так что дом оставлять нельзя. Пока я его строила, приезжала
не часто, раз в месяц. А часто стала ездить, когда начались отделочные работы. Я старалась побыть несколько минут в каждой комнате, понять, чего я хочу. То есть все рождалось в процессе и постепенно. Я делала это с удовольствием. Даже приходила идея: а может мне переквалифицироваться в дизайнеры? Но нет, я всю жизнь была юристом и уже как юрист состоялась в этом обществе.

Я не могу сказать, что он у меня идеальный. Есть, конечно,
какие-то недостатки, да и я не всего еще в жизни добилась из
того, что хотела. Потому что когда всего в жизни добьешься,
можно ложиться, стареть и помирать, а этого не хочется. Видимо, не должно быть в жизни все идеально. Должно быть у каждого человека то, к чему он стремится, то, чего он хочет достичь.

НО ЧУВСТВО ГЛУБОКОГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ВЫ
ИСПЫТЫВАЕТЕ?

— Я никогда не испытываю чувства глубокого удовлетворения,
мне кажется, это неприятно. Когда я что-то заканчиваю, то все
— я уже в дальнейших проектах. Я уже двигаюсь дальше.

НО ВЕДЬ ЧУВСТВО ГОРДОСТИ ВЫ ИСПЫТЫВАЕТЕ?
— Да, это есть, это видно по мне (смеется). Я не лишена тщеславия, как любой человек с нормальной психикой. Я горжусь
своим домом. Но это не финал. Будет что-то еще. Но что? Пока
не знаю. Может, участок напротив (смеется).

ЧТО НУЖНО, ЧТОБЫ СОСТОЯТЬСЯ КАК АДВОКАТ?
— Нужно иметь достаточно большой производственный опыт,
потому что ты отвечаешь за судьбу человека, если это уголовный проект; за судьбу бизнеса, если ты защищаешь какой-то
бизнес-проект. У нас были очень крупные клиенты — «Наш дом
— Россия», «Норильский никель», алюминиевые заводы, целлюлозно-бумажные комбинаты и так далее. Поэтому, чтобы
стать хорошим адвокатом, нужно иметь какой-то опыт в этом
деле. Ты должен уметь что-то дать. А если ты не можешь дать, то
нечего и лезть в защитники. Имя — не самоцель. Главное суметь у барьера защитить интересы клиента, уметь пролоббировать какие-то вопросы. Кстати, плохо, что у нас нет закона о
лоббировании — эта деятельность чревата нарушениями этики и права. И поэтому должна быть строго регламентирована.

В России без лоббирования ничего не делается. А для этого надо иметь большие связи, большие возможности, а самое
главное — соответствующую энергетику, опыт работы и
голову на плечах. А без опыта работы это не адвокат
— это просто юрист. Адвокат — это личность прежде всего. Впрочем, как и в любой профессии:
прежде всего личностные качества имеют значение. Если есть личностные качества, значит, будут
и успехи.