е-ШОПИНГ ПО-МАЛЕНЬКОМУ

Иван ГЛУШКОВ

ИНТЕРНЕТ-ШОПИНГ ДАВНО СТАЛ ПРИВЫЧНЫМ ЯВЛЕНИЕМ. ПОКУПАТЬ, НЕ ОТХОДЯ
ОТ КОМПЬЮТЕРА, УДОБНЕЕ, БЫСТРЕЕ И ВЫГОДНЕЕ. ПРИЧЕМ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ
ЛЮБИМОЙ, НО И ДЛЯ СОБСТВЕННОЙ КОМПАНИИ — ТОЖЕ, БЕЗУСЛОВНО, ЛЮБИМОЙ.

СМЕНА ОРИЕНТАЦИИ

Рост покупательной активности в сети привел
за последнее время к заметным изменениям в
сетевой аудитории. «Усредненный» пользователь сети становится старше, и один из первоочередных его интересов — шопинг.

В то же время в самой интернет-торговле в
последние годы начала стираться грань между
двумя принципиально различными ее сегментами: B2B (корпоративные продажи) и B2C (розничные продажи). Если раньше для осуществления корпоративных закупок существовали специальные торговые площадки и специальные же
платежные инструменты, а розничные интернетмагазины вообще не работали с корпоративными клиентами, то сегодня модель меняется. Разумеется, запросто купить в сети вагон сахара любой желающий по-прежнему не может, но вот
обеспечить в какой-то мере нужды своего офиса, благодаря закупкам через интернет, компания, особенно небольшая, вполне в состоянии.

В сети появился целый ряд услуг, направленных
именно на потребности малого бизнеса, а ассортимент многих розничных интернет-магазинов
пополнился соответствующими товарами.

Экономика сетевой торговли очень проста:
не имея торговых площадей, а часто и даже
склада, можно предложить огромной аудитории огромный ассортимент товаров. В то же
время так любимая россиянами оплата наличными курьеру (сначала потрогать — потом отдать кровные) позволяет онлайновому продавцу легко уходить от налогов. Все это дает
возможность интернет-магазинам предлагать
наилучшие цены, которые гораздо ниже офлайновых. Однако именно в этой простоте кроется немало подводных камней, о которых
должны знать покупатели. Об этом — ниже.

А начнем с того, что, собственно, компания может купить в интернете.


СКУПАЕМ ВСЕ

Одним из первых направлений интернет-торговли была продажа товаров класса хай-тек.

Именно этот сектор эволюционирует особенно
быстро и уже вполне повернулся лицом к корпоративному клиенту.

Купить можно все — готовый компьютер,
принтер, факс, копир, телефон и т. п. Однако наиболее интересное предложение онлайновых
продавцов электроники — «конструкторы». Прямо на сайте компании-продавца у вас есть возможность «собрать» компьютер требуемой конфигурации, причем из тех комплектующих, которые вам нравятся. Как правило, весь процесс
покупки от конструирования до доставки собранной техники занимает лишь пару дней.

Еще быстрее, буквально в течение нескольких
часов, онлайновые продавцы реагируют на наши
потребности в области расходных материалов. Заказ через интернет — едва ли не самый быстрый
способ решения проблемы внезапно закончившегося картриджа в принтере, бумаги в факсе или
даже кофе и чая для представительских нужд.

Широкое распространение в сети получают
магазины, торгующие всевозможным промышленным, банковским и торговым оборудованием. А офисная мебель, купленная в онлайне, зачастую обходится на 20—25% дешевле.

Очень удобно покупать в сети и всевозможные деловые подарки. Если про сюрпризы для
домашних мы все всегда знаем заранее, то необходимость подарить что-то деловому партнеру или поздравить с днем рождения коллегу часто возникает внезапно. Здесь именно интернет оказывается незаменимым помощником,
позволяя решить проблему, не отходя от компьютера.

Проще всего купить цветы — от банальных
роз в подарочной упаковке до сложных цветочных композиций, специально составленных для
тех или иных торжественных случаев. Виртуальные флористы всегда быстро доставят букет по
указанному адресу и даже напишут за вас, если
нужно, поздравительную открытку. Крупные
сайты предлагают заключение договора на корпоративное обслуживание: во многих цветочных магазинах можно выбрать и несложный, но
одновременно солидный подарок — бутылку хорошего вина, дорогую зажигалку, булавку для
галстука, духи или коробку сигар.

Если же сувенир нужен особенный — идите
в интернет-магазины, специализирующиеся
именно на подарках. Там вы всегда найдете чтонибудь действительно оригинальное на любой
вкус и кошелек.

Интернет позволяет решить и массу проблем, связанных с деловыми поездками. Специальные сайты делового туризма помогут вам
разработать оптимальный по времени и стоимости маршрут, забронировать места в отелях,
заказать авиа- и железнодорожные билеты,
арендовать автомобиль или организовать
трансфер из аэропорта.

Наконец, в интернете можно покупать и самое необходимое для бизнеса — информацию.

Существуют три класса информационных источников, покупать которые удобно именно через
интернет. Во-первых, специализированную
книжную литературу, и если в книжных магазинах рунета ее не слишком много, то у зарубежных онлайновых букинистов вы найдете почти
все, включая книги, изданные много лет назад
и практически недоступные в офлайне.

Во-вторых, подписку на периодические издания. Подавляющее большинство научных и
других специализированных журналов давно
выходит в электронных версиях. Тем самым
издатели экономят на печати и распространении тиражей, а читатели — получают номера практически тут же после их подписания в
печать.

Часто приходится слышать о том, что
«светить» номер кредитки в интернете
небезопасно. Это далеко не так при условии соблюдения двух элементарных правил:

  • На сайте интернет-магазина должен
    быть сертификат безопасности, подтверждающий его право работать с
    кредитками.


  • До запроса данных о карте ваш броузер должен автоматически перейти в
    защищенный режим (на его панели появляется замок).

В мире, где скорость получения информации
становится все более критичной, удобство интернета как среды ее распространения по достоинству оценили все. Сегодня в электронном
виде существуют даже столь консервативные
издания, как, например, научные журналы Королевского физического общества Великобритании, не говоря уже о более популярных Nature
или New Scientist.

Что же касается специализированной деловой прессы, то для нее выпуск электронных версий стал обычным явлением еще лет пять назад.

Наконец, в-третьих, все большую роль в качестве источников самой разнообразной информации начинают играть «чистые» интернетиздания, вообще не выходящие в виде бумажных копий. Часть из них, например, всевозможные новостные бюллетени, распространяются
так же, как электронные версии печатных изданий — рассылаются по электронной почте. Другие предлагают вам доступ к специализированным интернет-ресурсам, содержащим не только новости, но и регулярно обновляемую аналитику, сведения об основных игроках и другую
информацию по интересующим вас рынкам.

Именно потребности людей в информации
интернет обязан столь широкому признанию, и
именно информация постепенно становится
главным онлайновым товаром.


ОСТОРОЖНОСТЬ НЕ ПОВРЕДИТ

На этот вопрос тоже можно дать короткий ответ — незнакомые товары и услуги.

На экране компьютера вы видите обычно
лишь фотографию предлагаемого товара, в
крайнем случае — «трехмерный» рекламный ролик, в котором предмет поворачивается и демонстрируется с разных сторон. Однако даже в этом
случае вы не можете реально оценить ни размеры вещи, ни ее вес, ни эргономику, ни качество
материала, из которого она сделана. Мобильный
телефон может казаться на экране чрезвычайно
красивым и удобным, а на деле окажется громоздким уродцем из дешевой пластмассы.

Так что прежде, чем покупать то, чего вы никогда не видели живьем, постарайтесь, по
крайней мере, собрать в сети как можно больше информации о выбранном товаре. При этом
особенно ценной оказывается обычно информация, собранная за пределами электронного
магазина — в независимых интернет-изданиях, форумах и конференциях.

Помимо вещей незнакомых, не стоит покупать через сеть товары, с доставкой которых
могут возникнуть проблемы. Вы, конечно, можете заказать в Англии, скажем, охотничью
винтовку, но не ждите, что таможня без вопросов пропустит ее через границу.

Особенно осторожным нужно быть с информацией — никогда не покупайте ее в незнакомых местах и от незнакомых «производителей».

Консалтинговый отчет о состоянии нефтяного
рынка фирмы Hamburger&Cheeseburger, купленный за три тысячи долларов, в лучшем случае на деле окажется сборником газетных вырезок в заданном объеме.

Любой уважающий себя издатель, продающий информацию в сети, обязательно предложит вам тестовую версию товара — trial. Речь
идет о бесплатном ограниченном (по времени
либо категориям информации) доступе к источнику. Даже если вы знаете издание, которое хотите купить, и полностью доверяете издателю,
все равно обязательно воспользуйтесь trial. Это
поможет вам лишний раз удостовериться, что вы
собираетесь купить именно то, что вам нужно, и
что товар стоит тех денег, которых за него просят.


ПОЧЕМ ПРОЦЕСС?

Оплата, пожалуй, самая серьезная проблема
интернет-шопинга. Если вы покупаете что-то себе, расплатиться можно наличными или кредитной картой.

Крупные онлайновые торговцы в рунете
принимают оплату в традиционной безналичной форме «счет — банковский перевод». Однако сама эта процедура занимает несколько
дней и лишает интернет-шопинг его главных
преимуществ — быстроты и удобства.

Так что остается два варианта. Платить наличными или пользоваться услугами специальных платежных интернет-систем. Среди последних есть как ориентированные на частных
лиц (WebMoney, Яндекс. Деньги и т. д.), так и
предназначенные исключительно для корпоративных пользователей (например, CyberPlat).

Использование платежных интернет-систем
имеет одно серьезное ограничение: они работают только в онлайновых магазинах, с провайдерами которых у них заключены соответствующие соглашения на обслуживание. Круг их
весьма ограничен, причем все они, разумеется,
находятся в рунете.

Зарубежные онлайновые торговцы, как правило, ограничиваются приемом к оплате кредитных карточек, не делая в этом смысле различий между корпоративными и розничными
клиентами (само понятие «розница» на Западе
включает в себя продажи малому бизнесу). Дело в том, что западные компании имеют на вооружении арсенал кредитных карточек, предназначенных для оплаты корпоративных расходов (business cards), или даже специально для
закупок всего, что необходимо для их жизнедеятельности (purchasing cards).

В силу особенностей российского банковского законодательства, корпоративные кредитки пока не очень распространены в нашей
стране, и их выпускает лишь ограниченное число банков. Но если интернет-шопинг важен для
вашего бизнеса, вероятно, стоит задуматься о
получении такой карточки.

Безопасность такой системы подтверждают
и Visa, и MasterСard, а риск нарваться на мошенников здесь гораздо ниже, чем, например,
при оплате счета в ресторане, когда карточка
вообще исчезает из вашего поля зрения, и что
там с ней делают, неизвестно.


КАКИЕ БЫВАЮТ ПРОБЛЕМЫ?

Большое достоинство продаж через интернет
состоит в возможности предложить широкий
ассортимент товаров, не имея их в наличии. Как
сказал однажды глава MasterCard Боб Зеландер, «прелесть интернет-коммерции в том, что
очень небольшая фирма в сети может казаться
огромной». Что часто и происходит в действительности.

Так что, увы, можно столкнуться с такой ситуацией: вы выбираете и заказываете товар, а в
результате получаете лишь звонок менеджера
из интернет-магазина: «Извините, но этого у нас
нет и не будет еще три месяца. Купите лучше
наш электрический веник».

Так что же делать? Во-первых, всегда лучше
сразу позвонить в интернет-магазин и поинтересоваться наличием выставленного товара и,
во-вторых, если товара нет и не будет, никогда
больше не ходить в этот магазин.

В любом случае, оценить качество онлайнового продавца можно и по сложности и представительности сайта, и по перечню предлагаемых дополнительных услуг, и по наличию офлайновых контактов и гарантий на приобретаемые
товары. Ну и, конечно, при выборе интернет-магазина прислушивайтесь к мнению коллег и
знакомых и следуйте их рекомендациям.

Запись опубликована в рубрике 2004 №3. Добавьте в закладки постоянную ссылку.