ДЕЛО РУК САМИХ УТОПАЮЩИХ

Сергей БОРИСОВ,
президент Общероссийской общественной организации
малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ»

Кто будет отвечать за регулирование деятельности малого
бизнеса в России после проведенной президентом реформы
правительства? Появится ли наконец реальное действующее лицо, с которого можно спрашивать?

Этими вопросами сегодня задаются все российские
предприниматели. Действительно, реформа правительства
внушала определенные надежды
на то, что новый Кабинет министров сосредоточит хотя бы некоторую часть своего внимания на проблемах и запросах российского
малого и среднего бизнеса. К сожалению, даже тщательное изучение новой структуры правительства не дает ответа на вопрос: «С кого спрашивать»? По-видимому, как
всегда, с самого предпринимателя. А этому российских чиновников
учить не нужно.

Действительность такова, что
нормативно-правовых актов в нашей стране огромное множество.

И для малого предпринимателя, для
которого зачастую недоступна даже
юридическая консультация, слишком высок риск нарушить положения какого-либо из этих актов.

А ведь нормотворческой деятельностью, помимо федеральной власти,
занимается еще и власть местная.

При этом существующая законодательная база для малого и
среднего бизнеса, безусловно, несовершенна. И это несовершенство — один из барьеров на пути его
нормального развития. Законодательство вкупе с тяжелейшим административным прессингом и высокой налоговой нагрузкой сами
предприниматели называют в числе основных проблем.

Сегодня в нашей стране практически нет механизмов воздействия гражданского общества на местную исполнительную и законодательную власть. Между тем, 90%
жалоб в Бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей при «ОПОРЕ РОССИИ» — именно на действия местных органов
самоуправления. Вот почему нужны Законы «Об отзыве депутатов»,
«Об общих принципах проведения
местного референдума». Они позволят гражданам России самостоятельно защищать свои права, а
также будут способствовать образованию системы общественного
контроля за деятельностью муниципальной власти.

Предприниматели часто спрашивают, почему у контролеров и
проверяемых разная степень ответственности за допущенную
ошибку? Почему масса возбужденных против предпринимателей дел
рассыпается, а за причиненный
ущерб никто не отвечает? Ведь для
экономики выявление «нарушителя» — несомненный плюс, а ошибка контролера — конечно, минус.

Поэтому в законодательство необходимо внести ряд поправок, чтобы
за свои действия государственные
и муниципальные служащие несли
персональную ответственность.

Что касается решения традиционных проблем малого бизнеса
(засилья проверок, неэффективной системы налогообложения и
т.д.), то легче всего сказать, что это
зависит только от власти. Но решение многих проблем находится и в
зоне влияния самого бизнеса.

С российским предпринимательством будут считаться только тогда,
когда оно консолидируется. Пока
это чуть более 5%. Но один, как известно, в поле не воин.

Только объединившись в рядах
бизнес-объединений, союзов,
гильдий и ассоциаций, предприниматели смогут оказывать влияние
на принятие решений, касающихся
всего российского бизнеса, причем на самом высоком государственном уровне. К малому бизнесу
это относится в первую очередь,
ведь, по определению, он — самый
массовый.

На наш взгляд, власть должна
поддержать консолидацию предпринимательского сообщества
России. Членство в предпринимательском объединении должно
стать своего рода знаком качества, подтверждающим чистоту бизнеса, гарантирующим государству
и обществу, что они имеют дело с
законопослушным, честным предпринимателем.

Однако для того чтобы «уговорить» бизнес выйти из тени, недостаточно призывов «заплатить налоги и спать спокойно». Тем более
что налоговое бремя на малый и
средний бизнес неоправданно высокое.

В стране сложилась парадоксальная ситуация. Коррупционный
бюджет сопоставим с федеральным и составляет более $30 млрд.

Эта цифра — фактическая констатация факта существования некоего парагосударства, существующего по собственным, «теневым» законам, правилам, «понятиям».

Нельзя не отметить ту роль, которую играют в формировании этого
парагосударства чиновники самых
разных мастей и уровней. На смену криминальному беспределу
пришел беспредел чиновничий, и
это, к сожалению, факт.

Думаю, что для того чтобы малый
бизнес вышел из тени, необходимо
сделать его одним из основных национальных приоритетов России.

Именно это неизбежно должно будет
привести к формированию в нашей
стране благоприятного предпринимательского климата.