БЕЗДУШНЫЕ ТОРГОВЦЫ

Ольга ВОРОНОВА

ПРОДАЖА ТОВАРОВ ЧЕРЕЗ ТОРГОВЫЕ АВТОМАТЫ — ИЛИ
ВЕНДИНГ — ВИД БИЗНЕСА ДЛЯ РОССИИ ОТНОСИТЕЛЬНО НОВЫЙ. ИМЕННО ЭТОТ ФАКТ СУЛИТ НЕПЛОХИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ И ХОРОШИЙ ДОХОД (ДО $1000 В МЕСЯЦ C ОДНОГО АВТОМАТА) ПРИ МИНИМУМЕ РИСКА И ОТНОСИТЕЛЬНО НЕБОЛЬШИХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯХ.

ХОЧЕШЬ СЛАДКИХ АПЕЛЬСИНОВ?

На западе автоматизированная торговля (vending) весьма и весьма популярна. Кофе, газировку,
орешки, конфеты, шоколадки, игрушки и прочую
мелочь уже давно и не без успеха продают торговые автоматы буквально на каждом шагу. И такое
положение дел устраивает всех. Потребитель получает возможность купить что угодно, где угодно
и в любое время. Например, таблетку от головной
боли в общественном туалете или плюшевого зайчонка в ночном клубе. А продавец — отличный
шанс заработать неплохие деньги, избавляясь
при этом от многих хлопот. Автоматы работают 24
часа в сутки, не болтают с коллегами, не просятся
в отпуск, не сидят с детьми на больничном и не требуют повышения заработной платы.

В постперестроечной России вендинг только
начинает набирать обороты. И пахнет он сильнее всего растворимым кофе. Именно кофейные аппараты пользуются у нас наибольшей популярностью.

Торговые автоматы отличаются друг от друга
по нескольким параметрам. Они бывают механические и электрические, настольные и стационарные, предназначенные для продажи штучных товаров или напитков в розлив.

Самые простые и, соответственно, самые дешевые — механические. Стоимость — $150—500.

Основной товар — жвачки, конфеты, маленькие
капсулы с такими же маленькими игрушками. Благодаря невысокой стоимости окупаются такие автоматы довольно быстро — в среднем за 3—6 месяцев. Но и прибыль с них будет не так уж велика —
максимум $50—100 в месяц с одного автомата.

Гораздо выгоднее иметь дело с электрическими аппаратами. Обойдутся они вам в несколько раз дороже, при этом цена будет зависеть от типа и модели. Довольно простая кофейная машина стоит порядка $3000, комбинированный автомат для продажи штучного товара,
холодных и горячих напитков — до $10000. Окупаются они, соответственно, дольше. Кофейный
в среднем за 9—18 месяцев, снэковый (тот,
что торгует, например, шоколадными батончиками и напитками в стандартных упаковках) —
за 2—4 года. Зато и прибыль приносят хорошую
— от $200 до 1000 в месяц с автомата.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОРГОВЫХ АВТОМАТОВ

ВОПРОС ПРОХОДИМОСТИ

Как и в любом торговом бизнесе, определяющую роль в развитии собственной вендинг-сети
играет место установки торговых аппаратов.

Чем больше людской поток, тем, естественно,
лучше. Идеальный вариант — вокзалы, аэропорты, торговые и бизнес-центры, учебные заведения, то есть места массового скопления людей.

Установка автомата в подобном месте практически гарантирует хороший доход, а правильно выбранная специфика товара способна увеличить
его в несколько раз. Например, в офисных центрах и вузах отлично пойдут кофе и другие напитки, в школах — снэки и жевательная резинка.

Главное — суметь договориться с владельцем площади. Как платить, сколько платить и
будете ли вы вообще это делать, напрямую зависит от вашего обаяния и умения убеждать.

В принципе, возможно несколько вариантов. Самый распространенный, разумеется,
аренда. Причем ставка аренды зависит не только от проходимости места, но и от типа автомата, который планируется устанавливать.

Для кофейных автоматов арендная ставка в
Москве в среднем составляет от $30 до 100 с
машины в месяц. Это чуть ниже, чем стандартная арендная плата за 1 квадратный метр торговой площади, который требуется для установки автомата и который вы будете арендовать у
владельца или арендатора.

В дорогих торговых центрах за каждую машину могут запросить и больше — до $300 в месяц,
но соглашаться на это вряд ли стоит. Так как
аренда может легко «сожрать» всю прибыль. Зато договариваться и вообще торговаться имеет
смысл всегда. Вот здесь-то и понадобятся обаяние и умение убеждать, о которых говорилось
выше.

Аренда места под снэковые автоматы обойдется их владельцу дешевле — от 500 до 1000
рублей в месяц. А все потому, что их рентабельность ниже.

Иногда владельцы торговых площадей предпочитают арендной ставке процент с продаж.

Пока эта практика распространена меньше, так
как вендинг — бизнес новый, и арендодатель
не хочет рисковать, предпочитая получать гарантированные договором аренды деньги. Однако некоторые «продвинутые» владельцы так
необходимой вам площади настаивают именно
на таком сценарии развития ваших отношений.

Нормальная ставка 10 — 20% ( не забыли про
обаяние и умение убеждать?).

Если же проявить сообразительность, то
можно умудриться поставить торговый автомат
и вовсе бесплатно. Этот вариант может пройти,
допустим, в вузах и офисах. То есть в тех случаях, когда подкрепиться кофе или шоколадкой
местным обитателям просто жизненно необходимо. Например, в каком-нибудь учреждении,
где нет ни буфета, ни кафетерия, напитки и простенькая еда будут идти на ура, а его дирекция
получит замечательный шанс доказать своим
сотрудникам свою любовь и заботу о них. Причем без хлопот и совершенно бесплатно.


ВНЕ ЗАКОНА

Автоматизированная торговля в нашей стране
только-только начинается, так что до насыщения рынка еще очень далеко. А стало быть, и
конкуренция практически отсутствует. По некоторым вполне формальным подсчетам, сейчас
в Москве действуют около 5 000 автоматов, в
то время как столица, по мнению специалистов,
способна «поглотить» в несколько раз больше.

«В ближайшие пять-десять лет в Москве будут
десятки тысяч торговых автоматов, — считает Роман Хабисов, генеральный директор компании «Рус-Вендинг». — Это современно, это удобно, это востребовано. А главное — выгодно».

Того же мнения придерживается и Екатерина Полушина, коммерческий директор компании «VеndoRus», оперирующей в Москве крупной сетью снэковых автоматов: «Сейчас в нашей сети около 300 машин. Через 5—7 лет мы
планируем выйти на уровень 10 000 торговых
аппаратов».

Но несмотря на это правовая база по торговым автоматам на сегодняшний день в России в
принципе отсутствует. То есть относительно торговых автоматов четких нормативных документов
пока не разработано. Более того, ни в одном документе такой вид торговли просто не значится.

«Ни одна налоговая не может утвердительно
что-то сказать, но такое положение развитию
бизнеса, как бы это странно ни звучало, не мешает», — говорит Роман Хабисов.

Но несмотря на то, что внятно никто ничего не
скажет, налоги платить все равно придется. И
здесь возможны традиционные варианты. Либо
платить налог на вмененный доход, либо выбрать
упрощенную схему налогообложения (6% от выручки или 15% от прибыли), либо платить налоги
согласно общему налоговому законодательству.

Владельцы торговых автоматов предпочитают, как показали неофициальные опросы, платить налог на вмененный доход. Причем все как
один заметили, что выбор остается, как правило, не за самим налогоплательщиком, а за налоговым инспектором. Как ему покажется удобнее, так, увы, и будет.

Зато у автоматов не возникает проблем с
санэпидемстанциями. Торговый аппарат —
вещь сертифицированная. Ингредиенты, которые он использует (или готовая продукция, если
речь идет о снэковом чуде техники) — тоже. Поэтому придраться попросту не к чему. Но все
сертификаты должны быть под рукой. По словам операторов, представители санитарно-эпидемиологических служб довольно часто проявляют интерес к торговым автоматам и их владельцам. Так что стоит быть во всеоружии.


ДАЕШЬ РЕНТУ!

Вопрос: сколько торговых аппаратов нужно купить или взять в аренду (многие компании предоставляют и такую услугу), чтобы бизнес был
рентабельным?
Ответ: все зависит от типа автомата. Если
кофеварка — то сколько угодно, если снэковый
— то однозначно более 10.

В случае с кофейным автоматом, купив/взяв в аренду всего одну машину, уже можно рассчитывать на прибыль. Но при таком раскладе обслуживать его придется или самому,
или договариваться с другой компанией и, соответственно, делиться прибылью.

А теперь давайте посчитаем возможный доход с двух самых популярных в России автоматов — кофейного и снэкового.

Среднесуточные продажи «кофеварки» в зависимости от места колеблются, в среднем, от
40 до 120 порций в день.

В себестоимость напитка входят:
сырье (стаканчик, кофе, сливки, сахар) —
примерно 2 руб.;
аренда ($60 в месяц) — примерно 0,5—1,4
руб. (продажа 40—120 порций в день);
зарплата персоналу (1200 руб. за 1 автомат в
месяц) — примерно 0,3—1 руб.;
налоги (вмененный — 900 руб. месяц) — примерно 0,25—0,75 руб.

Чистая прибыль при использовании одного
автомата может составлять приблизительно от
$166 до 893 в месяц. Таким образом, простейший автомат ценой в $3000 окупится примерно
за 4 месяца. Если его, конечно, поставить в очень
хорошее место, а конкуренции не случится.

Такое, разумеется, бывает крайне редко. Потому что в бойких местах всегда есть конкуренция, а покупатели предпочитают не простейшие
автоматы, а многофункциональные машины с
красивыми витринами.

Так что более реальная цифра, по мнению
владельцев торговых автоматов, составляет
примерно $300—400 в месяц с аппарата.

То есть, если взять 10 кофейных машин, нанять хорошего человека для их обслуживания

(как показывает практика, один рабочий вполне справляется с 30—40 машинами), платить
ему неплохую зарплату (чтобы не искушать),
то получится вполне функциональная минисеть, которая будет приносить доход порядка
$2—2,5 тысячи в месяц. При этом от вас лично
особых хлопот не потребуется. В общем, что-то
вроде ренты.

ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ДОХОДНОСТИ КОФЕЙНОГО АВТОМАТА (руб.)

Что касается снэковых автоматов, то они существенно менее доходны. Они работают со штучной продукцией, которую приходится закупать у
производителя, а это повышает себестоимость.

При этом серьезно увеличить торговую наценку не получится, потому что разница в цене
с аналогичной продукцией в обычных розничных точках не может быть слишком большой.

Итак, среднесуточная продажа торгового автомата, продающего сок в пакетиках по 0,2 л,
составляет примерно 30—50 единиц в день.

В себестоимость товара входят:
стоимость пакетика у производителя — примерно 7 руб.;
аренда (700 руб. в месяц) — примерно
0,5—0,7 руб.;
налоги и обслуживание (от 1500 руб. в месяц) — примерно 1—1,7 руб.

«По нашим расчетам, — говорит Екатерина
Полушина, — чтобы сеть снэковых машин себя
оправдала, потребуется не менее 20 автоматов. Ведь окупаются они гораздо медленнее,
чем кофейные, прибыль тоже приносят существенно меньшую. Зато они отлично дополняют сеть кофейных автоматов, а кроме того, являются отличным маркетинговым инструментом. Ведь помимо канала сбыта вы получаете
сравнительно недорогой, но эффективный
рекламный носитель. А этот фактор можно
очень хорошо использовать, договариваясь с
производителем».


ВАНДАЛИЗМУС ОБЫКНОВЕНИУС

Торговый автомат — продавец не только бездушный, но и беззащитный. Кое-кто этим пользуется.

Да, иногда несознательные граждане автоматы нарочно ломают, опрокидывают или просто разбивают. Нужно не только быть к этому
морально готовым, но и попытаться себя обезопасить. Например, не ставить автомат непосредственно на улицах, особенно на тех, которые обычно затрагивают «народные гуляния». И
как огня сторониться общежитий военных училищ и прочих мест подготовки и обитания «сильных» кадров. Несмотря на плотность потока и
безусловную востребованность кофе, напитков
и снэков, долго автомат здесь, скорее всего, не
простоит.

Каждый оператор, с которым нам довелось
побеседовать, привел пример из своей или чужой практики. Кто-то рассказал случай, когда
над несчастным кофейным автоматом злостно
надругались прямо в отделении милиции, кто-то
пожаловался на общежитие строителей, которым не угодил торговец соками, кто-то со вздохом вспоминает автомат, установленный в общежитии курсантов одного из военных училищ.

Хотя объективности ради следует отметить,
что в России автоматы от вандализма страдают
не чаще, чем в других странах, так что серьезной помехой бизнесу это не становится. Если
соблюдать предосторожности, конечно.

Кстати, некоторые страховые компании могут застраховать ваш источник дохода. Правда,
на не очень выгодных вам условиях — 5—7% от
стоимости автомата в месяц. Получается дороговато, так что эта услуга среди российских операторов пока не пользуется популярностью.

К тому же страховые компании уж точно не
страхуют от воровства. Такое хоть и не часто, но
все же случается.

В принципе, большинство автоматов снабжено фискальной памятью и учетом продаж, что
позволяет избегать обмана со стороны персонала. А также специальными устройствами,
позволяющими определить подлинность банкнот и отличить монеты от монетоподобных предметов (вариант с пуговицей, жетоном и даже
монеткой на веревочке уже не пройдет). Так что
существенных потерь от доморощенных кулибиных ожидать не приходится.

Как бы то ни было, вендинг на российской
почве не только прижился, но и начал давать
первые ростки. Уже появляются первые относительно крупные сети. Такие как Nescafe (имеет
несколько операторов сетей по 100 и более автоматов), Coca-Cola, VendoRus, ibox и др.

Расширяется и ассортимент торговых автоматов. Этим летом в столице должны появиться
машины, предлагающие не только горячий кофе и чай, но автоматы для продажи мороженого, машины для изготовления напитков со
льдом — дабы вовремя охладить измученных
жарой и жаждой москвичей.

Рынок торговых автоматов в России развивается очень динамично, но пока абсолютно не
насыщен. Так что, возможно, это действительно
шанс завести свой бизнес. Или хотя бы проявить заботу о сотрудниках.

ПРИМЕРНЫЙ РАСЧЕТ ДОХОДНОСТИ СНЭКОВОГО АВТОМАТА (руб.)

 

Список наиболее
популярных товаров
выглядит примерно так:

  • кофе и другие горячие напитки — чай,
    бульон и т.д. (около 70% торговых автоматов в России предлагают именно их);
  • фасованные холодные напитки (соки,
    минеральная вода, сладкая газировка и
    т.д.);
  • шоколадки, чипсы, конфеты и прочее;
  • карточки экспресс-оплаты услуг операторов сотовой связи и интернета, жевательная резинка, конфеты и мини-игрушки в капсулах.

Очень старая
идея

Идея продавать что-либо через автомат далеко не нова. В документах, дошедших к нам со
времен Древнего Египта, встречаются описания некоего
устройства, торговавшего святой
водой в храмах Александрии.

В Европе машины появились в
начале ХХ века и торговали в основном конфетами, водой и прочей мелочью, пользующейся огромным повседневным спросом.

Мода на «бездушных» продавцов не обошла стороной и дореволюционную Россию. Приблизительно в то же время в Петербурге
успешно работали автоматы, предлагавшие шоколадки. В СССР идея
автоматической торговли тоже, в
общем-то, прижилась. Наверняка
все помнят уличные автоматы серо-голубого цвета с простой газировкой по 1 копейке и газировкой
с сиропом по 3, а также гранеными
стаканами и нехитрым устройством для их мытья. Была даже воплощена в жизнь идея открытия
автоматизированного гастронома.

Так, в 1954 году в Ленинграде
он с помпой распахнул свои двери
для ленинградцев и гостей города
на Неве. Но ничего путного из этого начинания так и не вышло. Продукция (пакеты с молоком и сметаной, пачки с маслом и т.д.) заканчивалась в самый разгар торговли, а бесперебойной ее подачи ответственные за проект организовать так и не смогли.

Современные торговые автоматы на территории нашей страны
появились совсем недавно. Пионером в России стала Cоca-Cola.

Еще в 1988 году первый современный торговый автомат с продукцией этой корпорации был установлен в гостинице «Международная». А спустя несколько лет, в
1996-97 гг., российское представительство компании установило
в Первопрестольной десятки подобных автоматов. Но в то время
москвичи к подобным экспериментам готовы не были. Автоматы
постоянно подвергались нешуточным пыткам, и корпорация сочла
за лучшее некоторые автоматы
вообще убрать с улиц.

Куда мы катимся?

Это в производстве водки мы пока
еще первые. А вот в сфере «автоматной» торговли числимся в отстающих. Адаптированные для
России автоматы на сегодняшний
день предлагают весьма скромный набор товара. В отличие от
давно загнивших от капитализма
стран, где автоматы скоро станут в
буквальном смысле соперничать с
супермаркетами.

Итак, несколько примеров того,
что автоматы уже продают «там» и
еще не продают «здесь»:
горячую пиццу и сэндвичи (сами
греют);
мягкое мороженое (сами делают);
свежевыжатые соки (сами выжимают);
таблетки от головной, зубной и
прочей боли (это уж вы сами);
средства личной гигиены;
попкорн;
резиновые шапочки, очки и прочие атрибуты для бассейна;
проездные документы (хоть на
день, хоть на месяц, хоть на год);
колготки, гольфы, носки;
зубные щетки, нитки, зубочистки;
нижнее белье (это в Японии до
такого додумались);
косметику;
одноразовые фотоаппараты и
пленка для многоразовых;
батарейки всех видов и типов.

Также автоматы могут оказать и
услуги, например:
почистить обувь;
постирать и высушить одежду;
подзарядить севший аккумулятор вашего телефона или фотоаппарата.

Карты в руки…
или из рук?

Автоматы, торгующие карточками IT-операторов (для оплаты интернета, IT-телефонии) и операторов сотовой связи, относятся к типу снэковых аппаратов. То есть, как и все подобные агрегаты, они позволяют «накручивать» около
30% от стоимости товара. При достаточно высокой стоимости карт (от 150 рублей и выше)
такое положение вещей сулит неплохие выгоды владельцу, тем более что данный товар может пользоваться довольно хорошим спросом.

Особенно в местах, где офисов оплаты операторов связи поблизости нет.

Однако здесь есть свои подводные камешки, которые со счетов лучше не сбрасывать. Вопервых, сами операторы не всегда своевременно доставляют карточки. Во-вторых, воровство
и вандализм при этом виде торговли представляют серьезный риск. В случае с автоматом,
продающим кофе, потери от вандализма в самом наихудшем случае не превысят стоимости
аппарата, а от воровства будут вообще минимальны. А вот содержимое «карточного» автомата стоит совсем недешево.

Именно поэтому ставить такие автоматы советуют только в очень хорошо охраняемых местах — магазинах, торговых центрах и т.д.

Запись опубликована в рубрике 2004 №3. Добавьте в закладки постоянную ссылку.