ЧТО ПОЗВОЛЕНО ЮНОНЕ…

Ольга ВОРОНОВА

ПОСТРОИТЬ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ИЛИ ВЗОБРАТЬСЯ НА ВЕРХНИЕ СТУПЕНЬКИ КАРЬЕРНОЙ ЛЕСТНИЦЫ ВАМ, НАВЕРНЯКА, БЫЛО ТРУДНО. ТЕПЕРЬ
ЗАВОЕВАННЫЕ ПОЗИЦИИ
НАДО УДЕРЖАТЬ. УДЕРЖАТЬ И ИДТИ ДАЛЬШЕ, НЕ
ПОТЕРЯВ ПРИ ЭТОМ «СЕБЯ». ОСТАВАЯСЬ «СВОЕЙ»
В БИЗНЕСКРУГАХ, НЕ ПРЕВРАТИТЬСЯ В БЕСЧУВСТВЕННОГО РОБОТА, ДУМАЮЩЕГО ТОЛЬКО О ДЕЛЕ. И
НЕ ВПАСТЬ В ДЕПРЕССИЮ,
УВЫ, СТОЛЬ ХАРАКТЕРНУЮ
ДЛЯ ЖЕНЩИН, ПОСВЯТИВШИХ ЗНАЧИТЕЛЬНУЮ
ЧАСТЬ «СЕБЯ» КАРЬЕРЕ.

НЕ СТОИТ БЫТЬ МУЖЧИНОЙ

За все приходится платить. За удачно сложившуюся карьеру и собственный успешный биз нес тоже.

Необходимость управлять другими людьми,
постоянно контролировать их действия, быстро
принимать решения, рисковать, брать на себя
ответственность за персонал, за деньги, постоянно доказывать, что ты лучшая — непременные
условия успеха в карьере или удачи в создании
собственного дела. Но именно эти факторы вынуждают постоянно проявлять твердость харак тера, быть жесткой. А это не проходит бесследно
— отражается на характере, поведении, манерах
и, к сожалению, на отношениях с близкими — детьми, мужем, друзьями. Зачастую женщина-ру ководитель превращается в непреклонную «железную леди», сама не осознавая этого.

А между тем превращение в «железную леди»
негативно сказывается не только на сфере личных отношений, но и на профессиональной деятельности.

«Мужчин-бизнесменов отталкивают женщины-партнеры, которые действуют по-мужски, —
считает Наталья Точилкина, PR-директор компании «Психология и бизнес онлайн», автор и
ведущая тренинга «Имидж деловой женщины». —
Можно привести сколько угодно примеров, когда именно женственность, причем строго в рам ках деловых отношений, играла решающую роль
в заключении выгодного контракта или сделки».

«Бизнес построен по мужской логике. Жен щину здесь не учли, — говорит психолог Жанна
Завьялова, автор и ведущая тренинга «Женщина в бизнесе», директор по развитию Института бизнеса и кадровых технологий IBT. — Но
это не значит, что нужно вести себя по-мужски.

Сама природа женщины, ее логика, интуиция,
взгляд на жизнь намного шире, чем те рамки, в
которых действует бизнес. Поэтому надо вести
бизнес-игру по своим правилам».

Наверняка, почти каждой женщине, ведущей
дела, приходилось сталкиваться с «грубой мужской силой», когда партнер (или возможный партнер) по бизнесу воспринимает совместное ведение дел или деловые переговоры как бокс, все
время действуя через силу и ультиматумы. Противопоставлять этой нахрапистости собственную
жесткость и непреклонность — не лучшая тактика. Мужчина в этом все равно сильнее — ничего
не поделаешь, это физиология. А вот исконно
женское умение обтекать, сглаживать острые углы, наоборот, принесет наилучшие результаты. К
тому же мужчина, какой бы «акулой» он ни был, будет мягче, если увидит, что перед ним сидит именно женщина, а не «железная леди».

Главное, быть полностью уверенной в себе
не только как в бизнесмене, но и как в Женщине. Эта уверенность дает внутреннее спокойствие, и тогда удается увидеть, что это просто его
стиль общения.


О ПОЛЬЗЕ ЖЕНСКОГО ТЕПЛА

Сила женщины в ее слабости. В бизнесе этот закон, как ни странно, тоже действует.

«Если женщина в чем-то сильна, — утверждает Жанна Завьялова, — то она с помощью
конкретных примеров, скажем, цифр, графиков, может доказать, что она права. Здесь она
опирается на свои профессиональные качества. Но если она в чем-то слаба, то она может
просто сказать: «Я — женщина». Она может закапризничать, она может не вспомнить какие-то обязательства только потому, что она женщина. И, что самое интересное, деловой партнер мужчина готов это принять и принимает».

В подтверждение этих слов можно привести
такой пример.

На деловой встрече женщина-бизнесмен в
течение долгого времени пыталась уговорить
своего партнера на определенные условия поставки товара. Тот никак не соглашался. Исчерпав все доводы, она просто расплакалась прямо в его кабинете. После чего вытерла слезы и
заявила, что в таком виде она от него уйти не
может — ей надо успокоиться, привести себя в
порядок, припудриться. И вообще, пока она
вновь не будет выглядеть так, как выглядела,
когда в кабинет входила, она никуда не уйдет.

Возникла пауза, а потом он согласился на ее условия и в будущем очень лояльно и с большим
уважением к ней относился.

«Дело в том, — комментирует этот случай
Жанна Завьялова, — что у мужчины есть определенный набор вариантов реагирования, на
основании которого и базируются все бизнес-правила. А если женщина ведет себя таким образом, что ее поведение не попадает ни под одну из этих схем, он не знает, как себя вести. У него нет сценария, потому что женщина застала
его врасплох. В этот момент он открыт и готов
сделать все, о чем его просят, только для того,
чтобы избавиться от этого гнетущего состояния,
когда он не владеет ситуацией».

Людям вообще не хватает душевного тепла.

А людям бизнеса вдвойне. Поэтому когда в
партнере видят живого человека, женщину, которая к тому же «живет» в момент общения, —
это завораживает.

Этой же точки зрения придерживается и
Наталья Точилкина: «То, что женщина считает
своими слабыми, уязвимыми местами — эмоциональность, забота о своей семье, на самом деле играет ей только на руку. Мужчина
не только не откажется вести дела с такой
женщиной, он будет предпочитать вести их
именно с ней».

То есть, когда женщина становится самой собой и может, например, заявить партнеру, что
перенести встречу на девять вечера им не
удасться, потому что «после семи я работаю мамой», он вполне может отнестись к этому с пониманием и уважением, и бизнес от этого вовсе не пострадает.

Конечно же, о крайностях здесь речь не идет.

Закатывать истерики или заводить ни с того ни
с сего речь о проблемах своих детей ни в коем
случае нельзя. Но подчеркнуть именно свою
женскую сущность бывает очень полезно.


ОЩУЩЕНИЕ ЖЕНСТВЕННОСТИ

Классическая схема «правильного» внутреннего развития женщины в бизнесе выглядит так.

Сначала женщина оттачивает в себе жесткость
и «удароустойчивость». То есть культивирует в
себе мужские качества, необходимые, чтобы
быть успешной в мире бизнеса — «мужском»
мире. После достижения определенного уровня
происходит переоценка ценностей, и она начинает видеть себя со стороны и стараться воспринимать себя как женщину.

Так происходит довольно часто, но, к сожалению, не всегда. Не у всех хватает энергии на вторую фазу. Иногда женщина просто отождествляется с процессом. Ей кажется, что решить вопрос,
скажем, закупок — просто жизненная необходимость. И все силы она бросает на это, забывая о
семье, интересах, увлечениях. Но главное, о том,
что бизнес — это работа, а значит — только часть
жизни. Забывая это, женщина теряет себя.

Любая фальшь улавливается окружающими
быстро и безошибочно. Особенно в бизнесе,
где интуиция и повышенное внимание играют
далеко не последнюю роль. Поэтому «надеть»
женственность не получится. Это должно быть
настоящим, идти изнутри. Женственность важно не только подчеркивать, но и ощущать.


БИЗНЕС ИЛИ КАРЬЕРА?

Говоря о деловой женщине, или женщине в бизнесе, нужно учитывать, что есть два понимания
этого словосочетания: женщина — владелица
собственного бизнеса и женщина, занимающая высокий пост в «чужой» компании. Иными
словами, «хозяйка» и «карьеристка».

Свой Бизнес. Владелице собственного дела
сохранять равновесие в жизни несколько легче.

Она вращается в широком кругу, принадлежит к
другой «тусовке», члены которой не только ведут
свой бизнес, но и часто отдыхают, ездят на семинары и тренинги (иногда просто для того, чтобы
развлечься), посещают разные гламурные мероприятия — презентации, открытия ресторанов, бутиков, церемонии вручения премий и наград. То есть, с одной стороны, хозяйке приходится «отстраивать» своих сотрудников и отстаивать интересы дела на переговорах, пусть и не
всегда простых и приятных, но с другой — она
видит, как люди наслаждаются результатами
своего труда и теми материальными благами,
которые они приносят. Ей легче приподняться
над ситуацией и увидеть все со стороны.

Своя Карьера. Женщине, добравшейся до
верхних ступенек карьерной лестницы, приходится сложнее. Она видит других людей — наемных. Она понимает, что многого достигла, но впереди лестница тоже ого-го! И ей надо карабкаться. К тому же, помимо ответственности перед собой, ей приходится отвечать за свои действия,
решения и их результаты перед вышестоящим
руководством, что добавляет нервозности.

Карьеристки редко ездят в отпуск, приходят
на работу в выходные, а значит, возможностей
для восполнения сил и энергии меньше. То есть
«не дойти» до второй фазы рискует в первую
очередь женщина, строящая карьеру. Ей как никому важно постоянно помнить о других аспектах своей жизни и не бояться не оправдать возложенных на нее ожиданий.

«Когда человек начинает работать на новом
месте (не важно, новая ли это должность или новая компания), на него наваливают очень много
работы и смотрят, сколько он сможет сделать, —
говорит Жанна Завьялова. — На самом деле,
атланты никому не нужны. Нужны люди стабильные, на которых можно рассчитывать, то есть те,
которые поддаются планированию. Если вы сделаете небольшой объем работы, но сделаете его
на 100%, — вы хороший сотрудник. Если вы сегодня сделали много, а завтра ничего, а работать на пределе постоянно не может никто, — вы
плохой сотрудник. Не давайте себя перегрузить,
чтобы не заявлять шефу, когда уже дышать от работы нельзя: «Я так больше не могу, я — женщина», и слышать в ответ логичное и жесткое: «Ага,
вспомнила! А у меня план горит!»
ВОСТОК — ДЕЛО ТОНКОЕ. НО НУЖНОЕ
Звучит странно, но чтобы оставаться собой, приходится тратить много сил. И к этому тоже нужно
быть готовым: стараться постоянно быть в центре жизни и уделять время своим любимым занятиям, будь то семейные прогулки, путешествия,
тренинги, фитнес, лыжи, домоводство или разведение кактусов. Обязательно должна быть отдушина, иначе пропадет ощущение жизни.

Психологи в один голос утверждают, что идеальной отдушиной может стать обращение к
Востоку. Бизнес нацелен на результат, Восток
— на процесс. К тому же это очень по-женски:
йога, медитации, массажи, ароматерапия, танец живота…
«Восток возвращает женственность, — говорит Наталья Точилкина. — Например, после занятий танцами живота начинаешь ощущать себя совсем по-другому: меняется походка, появляется огонек в глазах».

Бизнес ради бизнеса или карьера ради карьеры — это не правильно. (Да простят нам карьеристки столь очевидную категоричность!) В голове всегда нужно держать конечные цели и ни
в коем случае не упускать из виду, что самореализация себя как женщины тоже очень важна.


НЕМНОГО О ФИЗИОЛОГИИ

«Как должна выглядеть Деловая Женщина?» —
вопрос, успевший уже набить оскомину.

Как только он озвучен, в сознании тут же
всплывает образ этакой бизнесвумен из рекламного ролика, голливудского фильма или со
страниц модного глянцевого журнала: идеально сидящий дорогой деловой костюм с юбкой по
колено, идеальная прическа, идеальный маникюр, не менее идеальный макияж, ослепительная улыбка в 32 белоснежных зуба и счастливый блеск в глазах.

Это далеко не главное, это лишь малая
часть. Но все же это архетип, образ-идеал, обложка, символизирующие успех. С этим приходится считаться.

Воплотить этот образ в жизнь на все 100%
вряд ли кому удавалось, да и стремиться к этому
не стоит. Но помнить о нем надо всегда. Чем ближе бизнес-леди к нему приблизилась, тем с большим уважением и доверием относятся к ней партнеры: это возникает на уровне эмоций, даже на
уровне физиологии. В мире бизнеса тоже встречают по одежке — от этого никуда не деться.

Вот почему при катастрофической нехватке
времени, в преддверии важных переговоров
иногда имеет смысл отправить на не особо важную встречу или семинар заместителя или помощника, проведя освободившийся час-полтора в солярии, салоне красоты, массажном кабинете.


СВОЙ ПАРЕНЬ

Все не без комплексов и абсолютно все порой
чувствуют себя чужими, «не в своей тарелке». И
это не удивительно: ведь в бизнесе приходится вращаться в полярно противоположных социальных группах. Главный способ преодолеть неловкость — стать «своей», пусть только на время беседы.

«С человеком надо говорить на его языке» —
правило, которое нужно усвоить. Если, конечно,
оно еще не усвоено. Помогут в этом два достаточно несложных приема.

Первый — «отзеркаливание». То есть использование неких специфических слов, жестов и оборотов, характерных для вашего собеседника. И пусть не смущает, что это неискренне и ненатурально. Зато даст возможность
взглянуть на ситуацию со стороны, а значит —
почувствовать свое преимущество.

Второй заключается в том, чтобы постоянно
помнить — любой человек всегда действует из
лучших побуждений. То есть, когда собеседник
ведет себя, как вам кажется, неадекватно, помните, что он стремится к собственной выгоде.

Поставьте себя на его место — и вы все поймете сами. Это добавит внутреннего комфорта и
легкости в общении.

Если же в чуждом мини-обществе вращаться
придется долго, то неплохо бы усвоить те негласные принципы и законы, которые там действуют,
но не всегда видны с первого взгляда. Чтобы постичь эти тонкости, можно завести себе подругу
«оттуда», которая и просветит, и поможет, и подскажет. До определенного момента женщинам
очень нравится наставничество. К тому же друг
в стане «чужака» никогда не помешает.


КОШКИ НА РЫБАЛКУ НЕ ХОДЯТ

Ситуации бывают разные. Несмотря на всеобщую феминизацию, некоторые мужчины (пусть
и очень немногие), обличенные властью или капиталом (или и тем, и другим одновременно), до
сих пор на деловую женщину смотрят как на белую ворону. Типа «не женское это дело деньгами ворочать». Встречаются и те, кто боится женщин («они хитрые и лживые») или обижен на них
(проблемы с матерью в детстве, измена жены).

Комплексов полно у всех, причем самых разных, о которых «носитель» может даже и не подозревать.

В таких случаях придется либо менять переговорщика, либо искать другого партнера. Все
же свобода выбора — главный постулат демократии.

Конечно, есть области бизнес-отношений,
вход в которые для женщины закрыт по объективным причинам. Это встречи в банях, неофициальные переговоры в мужских клубах, рыбалка — сферы, куда женщина не может войти
по определению.

Как с этим бороться? Никак. Это законное
преимущество мужчины. Точно так же, как гибкость, интуиция, плавность жестов и мимики
или стройность ног — законное оружие женщины.

 

Фабрика
звезд

Шоу-бизнес — это тоже бизнес.

Именно в шоу-бизнесе женщины лучше всего понимают, что деньги —
это, прежде всего, имидж. Алла Духова, Лариса Долина, Оксана Пушкина, Тамара Гвердцители, Валерия…

Насколько ты выглядишь, столько и
стоишь. Можно долго рассуждать на
тему, что все они в первую очередь
творческие люди, а не бизнесмены.

Но те, кто видел этот мир изнутри, понимают — это далеко не так.

Шоу-бизнес изначально предполагает, что твой внешний вид — твой главный товар, будь ты певицей, актрисой,
хореографом или поэтессой. Это своего рода культ. И попадая в этот культ,
нужно соответствовать принятой там
религии. Со своим уставом, как известно, в чужой монастырь не ходят.

А вот предпринимательство как таковое в России еще очень молодое и
создали его так называемые «новые
русские». Отсюда и напористость,
порой излишняя, способность идти
на риск, необходимость принимать
сложные решения, а несогласных —
увольнять. Поэтому здесь культа
красоты нет и быть не может. Красота? Да? А как же объем продаж?
Женщину не поддерживает среда —
нет перед глазами «правильных»
примеров и образцов, которым
можно следовать и подражать. То
что она видит перед собой — сильные, жесткие, волевые люди, будь
то мужчины или другие женщины.

Вот почему российской бизнесвумен
приходится намного сложнее, чем ее
западным коллегам. Там-то бизнес,
его законы и «правила движения»
уже давно сложились, более того —
стандарты прописаны. Бери и действуй. Да и человек, что называется,
не тратится весь.

В России же принято окунаться в
этот омут с головой. По-другому и не
получится — ведь возможностей и
для творчества, и для нестандартных ходов, и для уникальных результатов очень много. Поэтому женщины и отдают всю себя. А на то, чтобы
оглянуться и понять, что быть собой
тоже ОЧЕНЬ важно, сил и энергии
просто не остается.

 

Бесплодие деловой женщины —
психология или физиология?

Елена
ПЕЧНИКОВА,
директор
Медико-психологическо го центра «Семья +»

Проблема бесплодия для деловых женщин более чем актуальна. Активно и успешно занимаясь бизнесом и карьерой,
женщина психологически идентифицирует себя с мужчиной. В ее характере получают развитие именно мужские качества
— доминантность, агрессивность. Ею
движут мотивы, направленные на реализацию в карьере — стремление к профессиональному самоутверждению, к
развитию бизнеса, завоеванию рынка,
победе над конкурентами. В результате
постоянных интеллектуальных и эмоциональных нагрузок возникают различные
расстройства функций женской половой
сферы, что в совокупности и приводит к
бесплодию. Для нас это особо трудные
случаи. И успехи здесь достаточно редки.

Деловая женщина относится к своей
карьере и к своему бизнесу как к своему
ребенку. Она его зарождает, растит,
вскармливает, проходит кризисы. Возникает особый формат жизни, специфичная
картина мира. В ней, по сути, нет места реальному ребенку. Он здесь уже не нужен,
поэтому и рождается с большим трудом.

Поэтому первое, чем надо заниматься
с деловой женщиной, это ее мотивация, а
точнее — борьба мотивов. Если наступило
бесплодие, значит, мотив ребенка пока
проигрывает. И с этим нужно разобраться.

Например, все усилия женщины направлены на работу. И вдруг, ближе к 30, у
нее возникает мысль о ребенке. Вариантов много. «Ребенок мне нужен, чтобы доказать всем, что я тоже нормальная женщина». «У подруги уже есть ребенок, а у меня нет — нужно это исправить». «Муж хочет
ребенка, нужно это сделать ради мужа».

«Мне уже много лет. Наверное, пора…»
Как видите, здесь в первую очередь
фигурируют социально-нормативные мотивы. То есть желание родить ребенка
связано со стремлением удовлетворить
свои амбиции или общественные ожидания. По сути, ребенок нужен для кого угодно, но не для нее самой. Нет ничего о любви, о радости материнства, поэтому неудивительно, что дети не очень стремятся
появиться на свет именно у такой женщины. В подобных случаях необходима упорная психологическая работа над собой.

Если деловая женщина действительно
решила родить ребенка, она должна этого
захотеть по-настоящему. В ее жизни должно освободиться место для материнства —
в сознании, эмоциях. И для начала бизнесдаме стоит отбросить мысли, что через месяц после рождения ребенка она отдаст
его нянькам и полностью вернется к работе. Нужно продумать серьезное изменение
формата своей жизни, оценить не столько
свои «потери», сколько свои приобретения.

Например, одна наша клиентка буквально вытащила себя из созданного ею
бизнеса, чтобы подарить себе радость
материнства. Если до того она была владелицей и директором в одном лице, то
теперь она наняла профессионального
управляющего и стала просто акционером, контролирующим основные параметры деятельности. Она решила, что теперь основным делом ее жизни будет ребенок. Клиентка прошла курс индивидуальных психологических консультаций,
позанималась в специальной группе для
женщин, готовящих себя к материнству.

И только после того, как она полностью
прониклась идеей рождения ребенка и
смогла сместить приоритеты в своем
сознании, это стало возможным.

Другая клиентка была так увлечена
своей творческой карьерой, для нее было
так важно постоянно подтверждать свой
успех, что только особая ситуация смогла
изменить ее мировоззрение. Ей было около сорока, когда у сестры мужа родился
сын. Так как наша героиня обычно возвращалась домой с работы поздно, то она поначалу не заметила, что муж вечерами
пропадает у сестры. Но однажды она увидела, с какой нежностью ее муж возится с
племянником. Именно эта «картинка» помогла ей понять, почувствовать, что чегото очень важного в их жизни не хватает.

Ей было не просто решиться на этот
шаг, так как ребенок не вписывался в уже
привычный образ жизни. Она вместе с
психологом подолгу фантазировала о
том, что же изменится в ее жизни, когда
их будет не двое, а трое, как ребенок повлияет на ее творческую судьбу. В результате она призналась, что первые годы
жизни малыша, когда все ее переживания были связаны именно с ним, дали новый импульс ее творчеству. И через несколько лет у нее возникло ощущение, что
ребенок был в ее жизни всегда.

Запись опубликована в рубрике 2004 №3. Добавьте в закладки постоянную ссылку.