АЛЛЕГОРИЯ БЛАГОРАЗУМИЯ

Анна КОНСТАНТИНОВА

АВТОПОРТРЕТ.
1567—1568
86 х 69 см
Мадрид,
Прадо

В 1508 ГОДУ В ВЕНЕЦИИ ТРИДЦАТИЛЕТНИЙ ХУДОЖНИК ДЖОРДЖОНЕ
ОКОНЧИЛ РОСПИСИ ФАСАДА НЕМЕЦКОГО ПОДВОРЬЯ, ПОРАЗИВШИЕ
СОВРЕМЕННИКОВ. НО ОСОБЕННО ЗНАТОКИ ХВАЛИЛИ ФРЕСКИ БОКОВОГО ФАСАДА, АВТОРОМ КОТОРЫХ БЫЛ НЕ САМ МАСТЕР, А ЕЩЕ СОВСЕМ ЮНЫЙ УЧЕНИК ДЖОРДЖОНЕ — ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИ ИЗ КАДОРЕ.
ТАК В ВЕНЕЦИИ ВПЕРВЫЕ ПРОЗВУЧАЛО ИМЯ, СТАВШЕЕ ВПОСЛЕДСТ$
ВИИ ЦЕЛОЙ ЭПОХОЙ В ИСКУССТВЕ ИТАЛИИ.

Творческая жизнь Тициана охватывает почти три четверти
бурного XVI столетия. Он пережил и годы наивысшего
подъема духовных сил Италии, и годы глубокого кризиса
всей культуры Возрождения.

Около 1505 года Леонардо да Винчи пишет знаменитую
«Джоконду», в 1508 году молодой Микеланджело начинает
роспись Сикстинской капеллы. А уже через несколько лет
современники ставят рядом с именами этих прославленных мастеров имя Тициана.

Созданное великим художником по своим масштабам
превосходит творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и
Микеланджело, вместе взятых. Но величайшие шедевры
Тициана рождаются во второй половине XVI века—в эпоху драматических потрясений, ознаменовавшую гибель
того прекрасного мира, который создали в своем воображении мастера Ренессанса. Глубокий старик, давно потерявший популярность в Венеции и почти не получающий
заказов, он пишет теперь картины для себя.

Одна из работ позднего Тициана—«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие». Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и внука Марко соединены
с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой
прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia
(«знание»), prudentia («опыт»).

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается
в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» — «Опираясь на
прошлое, настоящее поступает благоразумно, чтобы не
навредить будущему».

АЛЛЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ,
КОТОРЫМ УПРАВЛЯЕТ
БЛАГОРАЗУМИЕ.
1565—1570
75,6 х 68,7 см
Лондон,
Национальная
галерея

«Аллегорию Благоразумия», как и все поздние работы
Тициана, отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и тончайшее эмоционально-психологическое толкование религиозных и мифологических тем. Поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняющих друг друга, взаимопроникающих или контрастирующих тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски.

Один из учеников Тициана оставил подробное описание того, как мастер работал в последние годы:
«Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как
бы служившей ложем или фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично
сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной
кистью либо в чистом красном тоне, который призван был
наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная
ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим
умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал
он из небытия обещание прекрасной фигуры… Он покрывал затем эти остовы, представляющие своеобразный экстракт из всего наиболее существенного, живым телом, дорабатывая его посредством ряда повторных мазков до такого состояния, что, казалось, ему не хватало только дыхания… Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам
и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место, либо же лессировал красным тоном, точно каплями
крови, для оживления живописной поверхности… К концу
он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».

Поздний Тициан. Где посмотреть

Эскориал, монастырь Сан Лоренцо
Мученичество Святого Лаврентия. 1567
Рим, галерея Боргезе
Венера, завязывающая глаза Амуру. Ок. 1565
Санкт$Петербург, Эрмитаж
Кающаяся Мария Магдалина. Ок. 1565
Святой Себастьян. 1575
Мадрид, Прадо
Несение креста. 1570—1575
Испания приходит на помощь Религии. Ок. 1575
Вена, Музей истории искусства
Портрет Якопо Страда. 1567—1568
Пастух и нимфа. 1575—1576
Лондон, Национальная галерея
Мадонна с младенцем. 1565—1570

Мюнхен, Старая Пинакотека
Коронование терновым венцом. 1570—1575
Сент$Луис, Художественный музей
Поругание Христа. 1570—1575
Кембридж, Музей Фитцвильям
Тарквиний и Лукреция. 1571
Роттердам, Музей Бойманс ван Байнинген
Ребенок с собаками. 1575—1576
Кромержиж, Картинная галерея
Наказание Марсия. 1575—1576
Венеция, Галерея Академии
Оплакивание Христа. 1576

 

Запись опубликована в рубрике 2004 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.