«РУССКАЯ РАПСОДИЯ»

Беседу вела Наталия ЛОСЕВА

18 АПРЕЛЯ 2004 ГОДА В ЛОНДОНЕ СОСТОИТСЯ ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ
ГАЛА%КОНЦЕРТ «РУССКАЯ РАПСОДИЯ», В КОТОРОМ ПРИМУТ УЧАСТИЕ ВЫ%
ДАЮЩИЕСЯ ДЕЯТЕЛИ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. О ПРОГРАММЕ ПРЕД%
СТОЯЩЕГО ТОРЖЕСТВЕННОГО ВЕЧЕРА МЫ ПОБЕСЕДОВАЛИ С ДИРЕКТО%
РОМ «РУССКОЙ РАПСОДИИ» СЕРГЕЕМ КОЛУШЕВЫМ.

СЕРГЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ, В ЭТОМ ГОДУ
«РУССКАЯ РАПСОДИЯ» ПРОЙДЕТ
В ТРЕТИЙ РАЗ. А С ЧЕГО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

— «Русская Рапсодия» — это сравнительно новый элемент в программе Российского экономического форума, ежегодно проходящего в
Лондоне. Поскольку основная задача форума —
продвижение имиджа России и привлечение интереса к российской экономике, мы тщательно
изучаем настроение наших партнеров на Западе, смотрим, на что они особо реагируют.

Оценив прошлые наши встречи, мы решили
сделать такую программу, которая бы служила
всемерному освещению богатого культурного наследия России. Разумеется, при непосредственном участии предпринимательского сообщества.

Мы пробовали различные варианты — от
выставок и галерей до организации концертов
отдельных музыкантов. А затем родилась идея
создания уникального светского мероприятия.

Мы применили западную, в частности британскую, модель общения бизнеса — кулуарного,
закулисного, светского.

Посмотрите, что творится с Уимблдоном. Он
превратился из спортивного события для поклонников тенниса в многочисленные геймы
деловых встреч. Плохо ли, хорошо ли, но это реальность.

Мы, конечно, не стали экспортировать из
России наш национальный спорт или какие-то
другие особенности. Мы решили привезти искусство. Можно сказать, что искусство — это
один из немногих российских продуктов, который воспринимается на Западе так, как он
должен восприниматься.

ЗНАЧИТ, ВЫ ПОПЫТАЛИСЬ СОЕДИНИТЬ В ОДНОМ МЕСТЕ И В ОДНО ВРЕМЯ ИСКУССТВО И БИЗНЕС?
— Да, и это единение приносит пользу и бизнесу, и искусству. Мы даем площадку Башмету,
Спивакову, Бородиной, Третьякову… Они выступают перед серьезными и влиятельными людьми. Бизнесмены же в свою очередь получают ту
атмосферу, которая удобна для их потенциальных клиентов или партнеров, — на их территории и в соответствии с их правилами игры. Ведь
это светское мероприятие. Представляете, как
будет скучно, если сядут одни «галстуки» и будут
обсуждать свои проблемы? В подобной же неформальной обстановке общение становится
более естественным.

Есть у «Русской Рапсодии» и еще одна особенность. Не секрет, что стереотипов о России
во всем мире достаточно много. И ваши коллеги на Западе не прилагают усилий для того, чтобы мир от них избавился. Здесь же деловая Россия предстает совершенно на другом уровне, в
другом свете: оказывается, что наши бизнесмены ценят музыку, хорошо разбираются в искусстве, слушают джаз, умеют танцевать…

КОГО ВЫ ОЖИДАЕТЕ В КАЧЕСТВЕ
ГОСТЕЙ?

— Если на первой «Рапсодии» в 2002 году присутствовало 200 человек, то в этом ожидается
уже более 400. Среди гостей председатель
правления BP лорд Браун, председатель правления Shell сэр Филип Уотсс, советник Конституционного суда РФ Тамара Морщакова, председатель правления Delta Capital Патриция Клоэрти, губернатор Санкт-Петербурга Валентина
Матвиенко, президент Bank of America Вильям
Фолл, директор SAV Entertainment Надежда Соловьева и многие другие. Мы очень тщательно
выбираем своих гостей. Стараемся приглашать
людей, которые действительно влияют на ситуацию в истеблишменте.

КАКОВА ПРОГРАММА ПРЕДСТОЯЩЕЙ
«РУССКОЙ РАПСОДИИ»?

— В этом году будут свои сюрпризы, но все раскрывать пока не буду. Юрий Башмет, который
стоял у истоков этого проекта, традиционно
возглавит группу прославленных музыкантов и
артистов. Среди них звезда Мариинского театра Ольга Бородина, пианист Лексо Торадзе, а
также хор мальчиков из Итон-Колледжа. Аккомпанировать Юрию Башмету будет камерный ансамбль «Солисты Москвы», составленный из нового поколения талантливых музыкантов. Ну а
Игорь Бутман — это завершающая, джазовая
часть. А также коньяк, сигары…

А КАК ЗАПАДНАЯ ПУБЛИКА РЕАГИРУЕТ
НА НАШИХ АРТИСТОВ?

— Ну, с оперой и балетом у нас все понятно и
предсказуемо. А вот Игорь Бутман в свое время
произвел колоссальный фурор. В Англии отношение к джазу немного другое, чем в Америке, но
никто не ожидал, что в России умеют играть джаз.

Да еще так играть! На прошлом вечере завел публику, и серьезные, влиятельные бизнесмены, люди, которые уже в возрасте, члены королевской
семьи — они просто танцевали.

ГДЕ В ЭТОМ ГОДУ БУДЕТ ПРОХОДИТЬ
«РАПСОДИЯ»?

— В этом году мы остановились на Национальном музее естествознания Лондона. Объясню
почему. Каждый год мы ищем самые лучшие залы Лондона — по значимости, по историческому значению, по акустике и, я бы сказал, по
духу. В первый раз «Рапсодия» проходила в знаменитом зале Драйперс Холл, «Русская Рапсодия — 2003» прошла в великолепном Гилдхолле. Но залов такого масштаба и уровня в Лондоне очень мало, поэтому в этом году мы набрались, может быть, наглости и договорились об
аренде этого музея. Он своеобразен, необычен,
уникален в своем роде и, безусловно, отвечает
духу нашего мероприятия. Я думаю, что гостям
он очень понравится.

Я ЗНАЮ, ЧТО БОЛЬШИЕ СРЕДСТВА ОТ
ВАШЕГО МЕРОПРИЯТИЯ ПОСТУПАЮТ
НА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. КАК ЭТО
ПРОИСХОДИТ?

— Как и в любой стране, в Англии существует масса благотворительных организаций. И сложности
в том, кому отдать деньги на благотворительные
нужды, нет. Но есть некоторая доля скептицизма
по отношению к благотворительным организациям, которые работают на территории России. Поэтому нам хотелось создать что-то свое и видеть
окончательные итоги этой деятельности, знать, на
что конкретно идут деньги.

В прошлом году в Великобритании была создана Российско-британская культурная ассоциация, цели и задачи которой — помощь
молодым одаренным музыкантам и художникам из России, которые учатся в Англии. Эти ребята — наша гордость. Они тоже являются теми,
кто создает имидж России на Западе. Вся прибыль, собранная на «Русской Рапсодии», идет на
их поддержку.

А отличие нашей ассоциации от других в том,
что у нас ни один сотрудник не получает зарплату. Этим, я думаю, все сказано.

КАКИМ ВЫ ВИДИТЕ БУДУЩЕЕ
«РАПСОДИИ»?

— Есть далеко идущие планы превратить этот
гала-концерт в большой культурный фестиваль.

Но пока, я думаю, это не нужно, потому что может произойти смывание самой идеи, концепции. Будем делать «Рапсодию» более эксклюзивной, более элитной и более компактной. Мы
очень чутко ориентируемся на потребности клиентов. Если поступит предложение работать в
каком-то новом направлении, если оно будет
аргументировано и финансово поддержано, то
почему бы и нет? Почему бы, например, не организовать те же скачки?

ИДЕЯ КРАСИВАЯ…
— Конечно, красивая. Ведь один и тот же фрукт
можно продать по-разному. Правильно?

Запись опубликована в рубрике 2004 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.