В ОЖИДАНИИ ПАРИТЕТА

Наталья СУЧКОВА

Заниженное представительство женщин в органах исполнительной и законодательной власти открыто признается
недостатком современных либеральных демократий.

Конвенцию о ликвидации всех
форм дискриминации в отношении
женщин Российская Федерация ратифицировала более 22 лет назад.

Современная Конституция России
гарантирует женщинам право голосовать и быть избранными. Однако
в Государственной думе только 7,6%
женщин, а в региональных законодательных органах — не более 10%.

Ни в одном из 89 регионов России
нет женщины — главы субъекта федерации. Поэтому стоит ли удивляться, что в Государственной думе закон о пчеловодстве рассматривается прежде, чем, к примеру, законы,
касающиеся домашнего насилия
или безработицы среди женщин.

Многочисленные исследования
ООН показывают, что только когда в
составе депутатского корпуса той
или иной страны более 20% женщин, законодатели всерьез начинают разрабатывать законопроекты в
интересах детей. И только тогда, когда их доля приближается к 30%, появляются законы и государственные программы, отвечающие насущным интересам женщин.

Но главный вывод ООН заключается в том, что только паритетное
участие мужчин и женщин в структурах государственной власти гарантирует принятие ответственных политических, социальных, экономических решений, а потому обеспечивает
устойчивое развитие любой страны.

Не имея общественной и государственной поддержки, женщины
оказываются неконкурентоспособными в сферах, где принимаются решения. И, следовательно, их опыт и
воля не учитываются ни в реальной
политике, ни в законотворческой
деятельности.

На руководящих постах предпочтение также отдается мужчинам.

Женщины принимают на себя роль
исполнителей, занимая места специалистов низшего уровня, а мужчины — на высокопоставленных
должностях: начальники, заведующие отделами, председатели комитетов, главы или их замы. И в итоге
на сегодняшний день женщинам руководящие должности во властных
структурах практически недоступны.

На пути в политику российские
женщины сталкиваются с большим
числом препятствий. Во-первых, в
настоящее время большинство избирателей не готово голосовать за женщин. За них не голосует, казалось бы,
«естественный электорат» — женщины-избиратели. Во-вторых, женщины, идущие во власть, не готовы к
участию в политике как профессиональном виде деятельности. В-третьих, в стране отсутствует целенаправленная политика по продвижению
женщин во власть. Такая политика не
проводится ни федеральными властями, ни партиями, ни общественными организациями.

Но это не только российская
проблема. С подобными проблемами сталкиваются женщины во
многих странах мира. Апробированный механизм, позволяющий
реально изменить ситуацию с
представительством женщин во
власти, есть. Это механизм квотирования. Он позволяет эффективно устранить не только явные препятствия, но и скрытые барьеры.

После советского опыта аргументы
против квотирования чрезвычайно
распространены в российском обществе. Главный из них сводится к
тому, что количество женщин в том
или ином органе власти не переходит в качество принятия решений.

Доля здравого смысла в этом есть.

Но это вовсе не значит, что от данного механизма следует отказаться
полностью. Отнюдь. Просто он должен быть дополнен системой целенаправленной подготовки женщин
к политической деятельности.

Мы можем обратиться к опыту
передовых зарубежных стран. Например, Норвегии. Там действующая
система квотирования обеспечивает представительство женщин в исполнительных органах власти до
40%. При этом страна является первой в мире по социальной обеспеченности ее граждан. Премьер-министр Норвегии выступил с предложением вести такую систему квотирования и в экономике. Я считаю это
государственным решением с позиций здравого смысла: видим, что хорошо и полезно — это и делаем.

Международная федерация деловых женщин ставит перед собой
задачу добиваться активного участия женщин в общественно-политической жизни России и мирового сообщества, содействовать их продвижению на все уровни власти. Мы хотим объединения женщин, определения общей позиции и действенного влияния на формирование общественного мнения по актуальным
проблемам социально-экономического и политического развития страны и мирового сообщества.

СУЧКОВА Наталья Сергеевна

Внучатая племянница всемирно известного русского борца Ивана Поддубного.


Генеральный директор холдинговой компании «Кротберс».


В 1989 году организовала один из первых
в Рязанской области строительных кооперативов, в 1990 году создала частное предприятие «Березка». В 1993 году она возглавила строительно-производственную фирму «Кротберс», которая была образована
путем слияния названных предприятий.


Президент Международной федерации
деловых женщин.


Член Союза промышленников и предпринимателей.


Вице-президент Международного клуба
лучших менеджеров имени Петра Великого.


Кавалер ордена «Почетный знак Петра Великого».