ТРЕБУЕТСЯ СПЕЦКОМИССАР ПО МАЛОМУ БИЗНЕСУ

Александр ЛИВШИЦ

Экономика называется рыночной, когда в ней много продавцов. Именно продавцов, потому
что покупателей и так всегда достаточно. А много продавцов может обеспечить как раз малый и
средний бизнес. И только в этом
случае экономика имеет право
называться рыночной. Наша —
не рыночная. Мы просто так себя
называем, а на самом деле она
по-прежнему переходная.

Развитие малого бизнеса могут обеспечить соответствующие
законы. Которые у нас, к слову
сказать, уже есть — приняты в
2001 году. Но просто принять законы мало. Мы немного забываем о русской специфике.

Россия, как это ни банально
звучит, не Британия. Это там достаточно принять закон, чтобы обеспечить его выполнение. У нас даже
если закон принят, это вовсе не
значит, что он будет исполняться.

В решении этой проблемы могли бы сыграть свою определенную
роль полпреды, прокуроры на местах — Центр ведь сместился в федеральные округа. И почему бы им
всерьез не заняться поддержкой
малого бизнеса — не на словах, а
на деле.

На что жалуются предприниматели? Главное — засилье проверок. И наиболее усердны в этом
милиционеры. Причем им вообще
трудно возражать. Ну а тем, кто
все-таки решается, дают почитать
закон о милиции. В котором написано, что имеют право войти, составить протокол, опечатать. А
значит, остановить работу любого
киоска, палатки, магазинчика, чего угодно. Нужен же закон такой,
чтобы делать это можно было
только по решению суда.

Когда три года назад, в 2001 году, принимались законы, регулирующие малый бизнес, то было сказано:
либо у предпринимателя должна
быть лицензия и тогда его не мучают
проверками, либо его проверяют, но
уже не требуют лицензии.

Анализ прошедших трех лет показывает, что в реальности делается и то, и другое. Причем проверки
проводятся с исключительной интенсивностью, тогда как по закону
они разрешены один раз в два года. Но последние данные свидетельствуют, что порядка трети
предприятий проверяются ежемесячно. Совершенно очевидно, во
что это выливается.

Малый бизнес у нас довольно
непрозрачный, а стало быть, заведомо уязвимый для разного рода
придирок. Он всегда что-то не сделал, не получил на что-то разрешение, не обзавелся очередной
справкой, что-то не доделал, какую-то инструкцию не выполнил.

В общем, всегда в чем-то виноват.

И начинается: брат, не губи, скажи,
сколько там… И так далее.

Еще раз повторяю. Это в Англии, Германии и во Франции принятие закона гарантирует его стопроцентное выполнение. В России
принять закон — это только 20%
выполнения. И дело не в том, что
законы не работают, отнюдь. Они
работают, но не так, как хотелось
бы тем, кто их придумал.

Нам нужен кто-то, кто бы за это
отвечал, какой-нибудь спецкомиссар правительства по малому бизнесу. Чтобы заставил всех работать — прокуроров, полпредов,
чтобы к нему можно было обратиться и чтобы с него можно было
потребовать отчета. Тогда, возможно, что-то сдвинется.

ЛИВШИЦ Александр Яковлевич
профессор, доктор экономических наук
Автор одного из первых учебников
по рыночной политике — «Введение
в рыночную экономику».


В 1994—1996 гг. — руководитель группы
экспертов при президенте РФ Борисе
Ельцине, помощник президента
по экономическим вопросам.


В 1996—1997 гг. — вице-премьер
Правительства РФ, министр финансов
РФ, заместитель управляющего
от России в МВФ.


В 1999—2000 гг. — министр РФ и
представитель президента РФ по делам
индустриально развитых стран,
входящих в «группу семи».


В настоящее время — заместитель
генерального директора компании
«Русский алюминий».


57 лет, женат, имеет двоих детей.

Запись опубликована в рубрике 2004 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.