ВСЕ ЦВЕТЫ КОРОЛЕВСТВА

Елена БАТЫРЕВА
Амстердам,
специально для журнала «БЛИКИ»

НЕСМОТРЯ НА СВОИ СКРОМНЫЕ РАЗМЕРЫ, КОРОЛЕВСТВО
НИДЕРЛАНДОВ СЧИТАЕТСЯ КРУПНЕЙШИМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ
И ЭКСПОРТЕРОМ ЦВЕТОВ.

ГОЛЛАНДСКИЕ ВЫСОТЫ

Каждый небольшой регион имеет здесь свою специализацию. В 30 километрах к юго-западу от Амстердама, в районах Лиссе и Киркенхофа, раскинулись бескрайние поля, где выращивают тюльпаны, нарциссы и гиацинты. На бывших песчаных
дюнах осушенного Хаарлемского моря разводят
луковичные растения. Вокруг городка Боскоопа тянутся тепличные комплексы, в которых культивируют вечнозеленые и хвойные деревья. При этом основная часть производимых в Нидерландах растений предназначена, конечно же, на экспорт.

Российский рынок, на котором сегодня на долю Голландии приходится порядка 60% всех поставок срезанных цветов, 50% цветов в горшках
и 90% посадочного материала, играет для этой
страны исключительно важную роль. Если обратиться к статистике последних лет, то с момента
кризиса 1998 года, когда доля голландских растений в общем объеме цветочных продаж на
российском рынке сократилась до 44%, этот показатель неуклонно растет. Так, в 1999 году он
составил 52%, в 2000-м — 60%, а в 2001-м —
62%. По оценкам Голландского совета цветоводства, в 2002 году Нидерланды инвестировали в
цветочный бизнес порядка 95 миллионов евро.

А по прогнозам Ассоциации голландских цветоводов, до 2006 года российский рынок будет увеличиваться ежегодно на 25%, что выведет Россию на второе место (после Германии) среди импортеров голландских цветов и растений.


ГОРЕ ЛУКОВОЕ

В XVII веке спекулятивные цены на луковицы
тюльпанов привели к краху Амстердамскую
биржу, однако страсть голландцев к цветочным
торгам осталась непоколебимой. С начала
ХХ века в стране складывается система цветочных аукционов, через которую сегодня ведется
практически вся торговля декоративными растениями. Задача этих аукционов — обеспечить
максимальные удобства для всех участников
рынка столь деликатного товара.

Производители, которые часто выступают в
качестве организаторов таких торговых площадок, посылают на аукционы свой товар, прошедший специальный контроль санитарных
служб. Даже в случае полной неудачи торгов
они получают за него минимальную сумму. Не
говоря уже о торгах успешных.

В свою очередь оптовый покупатель на аукционе может сделать закупки в любой момент и
в любом количестве. Взаимодействие сторон
осуществляют специально аккредитованные на
аукционах посреднические компании. Кроме
того, такие торговые площадки часто предоставляют банковские услуги, а также обеспечивают санитарный контроль, демонстрацию и
транспортировку растений.

В настоящее время в Нидерландах действует
порядка двух десятков цветочных аукционов разного масштаба. Однако признанным лидером не
только в стране, но и во всем мире, бесспорно,
является аукцион в Алсмеере — Bloemenveiling
Aalsmeer, VBA (www.vba-aalsmeer.nl). Через эту
торговую площадку, расположенную в пригороде
Амстердама, проходит более половины всех культивируемых в стране декоративных растений.

Свою официальную историю аукцион ведет с
1968 года, хотя возник он в результате слияния
двух крупных цветочных бирж, на которых торги
шли еще с 1912 года.


WATERDRINKER — ЭТО ПО-НАШЕМУ

О том, что такое Bloemenveiling Aalsmeer, корреспонденту журнала рассказал технический менеджер VBA Андрей РУСАКОВ.

— В принципе, любой голландский цветочный аукцион — это акционерное предприятие,
которое находится в совладении производителей или фермеров. Не является исключением и
VBA. Это кооператив, в который входят 3500
членов. Раз в несколько лет они выбирают руководство в составе 9 человек, определяющее
политику VBA. Так как VBA создан и функционирует на взносы этих членов, то именно они пользуются привилегией продавать здесь свою продукцию. Другие производители торговать на
нем не имеют права.


ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ ФЕРМЕРЫ ПОСТАВЛЯЮТ СВОЮ ПРОДУКЦИЮ?


— Профессиональные цветоводы, которые находятся на рынке не одно десятилетие, прекрасно представляют потребности мирового цветочного рынка — в какое время и какой именно
товар будет пользоваться наибольшим спросом. Пики торгов приходятся на международные праздники — Рождество, День святого Валентина и т. д. Исходя из такого календаря, фермеры закладывают цикл выращивания разнообразных сортов цветов. Кроме того, они ориентируются и на конкретные страны. Например,
если в России на 7 Ноября популярна красная
гвоздика, то ее выращивают именно для российского рынка. Причем с таким расчетом, чтобы за две-три недели до праздника требуемый
сорт набирал свой максимальный цвет. Естественно, у каждого производителя существует и
своя специализация, и свое know-how.

А КАКОЙ СТАТУС ИМЕЮТ НА АУКЦИОНЕ
ПОКУПАТЕЛИ?

— Покупатели в число совладельцев, разумеется, не входят. Стоит сразу подчеркнуть, что
покупателем здесь считается лишь та компания, которая входит в список аккредитованных
на аукционе. За аккредитацию платятся ежегодные взносы. Помимо этого компании оплачивают необходимые им услуги, предоставляемые VBA: доставку товара в залы или в холодильные камеры, его погрузку и т. д. В комплексе аукциона они могут иметь свои боксы для
хранения растений, их демонстрации. В торговых залах за каждым их представителем (брокером) закреплено определенное место, на котором указывается индивидуальный номер или
название компании.

С Россией наиболее активно сотрудничает
компания Waterdrinker. У нее есть на аукционе
свой офис, бокс и демонстрационный зал. Импортеры связываются с Waterdrinker напрямую
и делают заказы по оптовым ценам, исходя из
представленного ею ассортимента. По договоренности с клиентом компания может организовать и транспортировку закупленного груза
до указанного пункта.

Кроме того, VBA имеет собственные посреднические фирмы. Демонстрационный зал одной
из таких посреднических компаний — МВА — находится в комплексе аукциона. Как правило, цены на представленный здесь ассортимент эквивалентны стоимости, установленной на момент
окончания предыдущих торгов. К услугам подобных компаний часто прибегают и аккредитованные на аукционе покупатели, которым необходимо срочно докупить какое-то количество товара,
уже снятого с аукциона. С тем, например, чтобы
полностью выполнить заказ клиента.

Иногда подобные фирмы работают с производителями и напрямую. Для удобства покупателей на самом аукционе имеются отделения
четырех крупнейших банков страны, таможня и
фитосанитарная служба.


ГДЕ ВЫ БЫЛИ С 7 ДО 11?

Сами цветочные торги, которые здесь называют
«торги под часами», и в самом деле работают
как хорошо отлаженный часовой механизм.

Товар, который прибывает в Алсмеер, осматривается специалистами и размещается в холодильных камерах. За несколько часов до начала торгов поступление цветов на аукцион
приостанавливается. Партии растений, доставленные позже обозначенного времени, встают
в очередь, чтобы быть распроданными на следующий день. Кстати, максимальный срок хранения срезанных цветов составляет 20 дней.

Само же действо разворачивается ежеднев-
но с 7.30 до 11.00, кроме субботы и воскресенья.

И проходит в пяти специально оборудованных
залах, вмещающих до 2 тысяч покупателей.

В одном из них (порядка 600 мест) торгуют цветами и растениями в горшках, в остальных —
срезанными цветами.

«Самое горячее время — раннее утро. Основной товар распродается уже где-то к 9.00, — рассказывает Андрей Русаков. — По сложившейся
традиции торги на аукционе идут на понижение.

По сигналу оператора на электронном табло, напоминающем циферблат часов (а в одном зале их
несколько), на отметке “100” загорается лампочка, указывая цену за один цветок. В это время по
залу на специальной транспортерной ленте движутся образцы предлагаемого товара. Лампочки
загораются и гаснут, передвигаясь от “100” к “1”.

Покупатель должен быстро оценить товар и, увидев приемлемую цену, нажать расположенную
рядом с его местом кнопку, остановив таким образом торги. Номер счастливчика тут же высвечивается на табло. Он сообщает в микрофон нужное ему количество цветов, после чего их остаток
вновь выставляется на продажу». По такой схеме
за один час совершается приблизительно до
1500 сделок, информация о которых немедленно
вводится в компьютер.

Существует и такое понятие, как минимальная цена, различная для разных сортов цветов.

Если отметка на циферблате дошла до нее, а
желающих приобрести растения не нашлось,
цветы снимают с аукциона и немедленно уничтожают.


ЦВЕТЫ ONLINE

Последние годы VBА пользуется и системой
электронных торгов. В одном из пяти залов аукциона торги ведутся под «проецируемыми часами», которые действительно проецируются с
компьютера на экран, размещенный перед
аудиторией. Такая система дает возможность
вести удаленную торговлю, т. е. покупать в реальном времени и иметь равные права с обычными игроками аукциона, физически не присутствуя на нем.

Кроме того, покупатель может изучить информацию о товаре, присылаемую производителями, до того, как часы начнут отсчет.

Как правило, участники аукциона используют для переписки либо защищенную сеть
Florinet network, либо Интернет. Также специалисты VBA разработали систему оповещения
«транзакций электронных часов». Ее суть заключается в том, что информацию об итоговой
стоимости, по которой товар продан, абонент
получает через 1—3 минуты после объявления цены. Средняя абонентская плата подключения к сети — 22,5 евро в месяц и 0,03 евро
за передачу единицы информации.

С 1996 года ежедневные индексы аукционов Aalsmeer Flower Index (цветы) и Aalsmeer
Plant Index (растения), отражающие состояние
цветочного рынка, регулярно публикуются
в СМИ.

Масштабы комплекса Bloemenveiling Aalsmeer настолько впечатляющие, а сам ход аукциона столь захватывающий, что его посещение даже входит в маршруты туристических поездок. Естественно, что для доступа любознательным за 4 евро открыта лишь часть комплекса. Но святая святых — «торги под часами» — входит в нее. С крытой стеклянной галереи, расположенной на высоте 6 метров над
залами, где кипит работа, можно наблюдать,
как бьется цветочное сердце Нидерландов.

Цветоводство является
одной из старейших
отраслей сельского
хозяйства Голландии.

В 1599 году ботаник
Клузий основал в Лейдене
первую оранжерею
экзотических растений.

Россия же впервые
познакомилась
с голландскими растениями еще в 1653 году.

Прибывшие в Москву
по приглашению царя
Алексея Михайловича
иноземные гости привезли
с собой в дар неведомые
семена и диковинную
карету-теплицу с цветочными луковицами,
цветами, розовыми
и фруктовыми кустами.

Согласно данным VBA, в среднем в стенах этого крупнейшего в Европе торгового комплекса (более 5 тыс. кв. м) ежедневно реализуется около 19 млн срезанных цветов и 2 млн растений. Их поставляют сюда порядка 7 тыс. производителей, 25% из которых — зарубежные компании, и закупают 1,5 тыс. оптовых фирм. В 2002 году годовой оборот аукциона составил примерно 1,5 млрд евро, из них 1021
млн евро пришелся на срезанные цветы и 563 млн — на растения.

Как только хрупкий
цветочный товар закуплен,
его пакуют и в специальных
контейнерах самолетом
или автотранспортом
доставляют заказчику.


При необходимости цветы
могут собрать в букеты.


В среднем ежедневно
из Алсмеера выезжает
2 тыс. грузовиков
с растениями.


Сроки транспортировки
цветов — минимальные.


Проданные на аукционе
утром, они вечером того же
дня или утром следующего
выставляются в цветочных
магазинах Европы,
Америки или Канады.


Правда, таможенные
пошлины на ввоз цветов
и расходы на перевозку,
как правило, увеличивают
стоимость каждого стебля
в 4—5 раз.