ДОСТУЧАТЬСЯ ДО НЕБЕС

Анна ВОЕВОДЕНКО

ЕЙ НЕ ПОРУЧАЮТ ОТВЕТСТВЕННЫХ ДЕЛ, СТАРАЮТСЯ НЕ ЗАДЕРЖИВАТЬ НА
РАБОТЕ И ВООБЩЕ ПО-МЕНЬШЕ ЗАГРУЖАТЬ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ДЕЛАМИ. ЗАТО ЧАСТО ПРОСЯТ «СГОНЯТЬ ПРИНЕСТИ»,
«СБЕГАТЬ ПЕРЕДАТЬ» И
РЕДКО — «ПОСИДЕТЬ ПОДУМАТЬ». КОНЕЧНО, ЕЙ
ЭТО НЕ НРАВИТСЯ. НО ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ ОНА
НЕ МОЖЕТ, ССЫЛАЯСЬ НА
«СТЕКЛЯННЫЙ ПОТОЛОК»:
ВИДНО, НО НЕ ДОСЯГАЕМО. ОНА И НЕ ДОГАДЫВАЕТСЯ, ЧТО ПОТОЛОК ЭТОТ
УСТАНОВИЛА СЕБЕ САМА.

ИЗ КЛАНА МАКЛАУДОВ

Знакомая проблема? Когда сослуживцы считают кого-то из коллег Вечно Молодым Сотрудником, этаким Дунканом Маклаудом, они
напрочь игнорируют тот факт, что на фирму
этот самый Дункан пришел «не-скажу-сколько» лет назад. И у него в наличии имеется и
опыт, и множество курсов повышения квалификации.

Да, в день собеседования сотрудник действительно был «молодым и неотесанным». И
многие это помнят.

Но теперь-то все иначе. Так почему же отношение к нему в компании не изменилось за
эти «не-скажу-сколько» лет? Потому что —
«стеклянный потолок». И архитектор этого потолка — сам Дункан Маклауд, Вечно Молодой
Сотрудник.

Архитектор этого типа возводит потолки
повышенной прочности. Сам Вечно Молодой
Сотрудник, конечно, этого не знает и от души
надеется, что, когда уйдет на пенсию последний из коллег, который помнит его «молодым
и неотесанным», его сразу заметят и все встанет на свои места.

В деловой литературе часто упоминается
такой эксперимент. В клетку с подвешенным
под потолком бананом посадили группу обезьян. Как только одна из них попыталась достать лакомство, лаборант окатил всех обезьян холодной водой из шланга. После чего одну
из обезьян заменили.

Новенькая еще не знала, что бывает с теми, кто пытается достать банан, и решила сделать это. Однако ее соседкам не захотелось
снова под душ, и они, рыча и щелкая зубами,
оттащили ее от опасного места. Никто не был
облит. Затем другую обезьяну из клетки заменили на новую, которая тоже потянулась за
бананом.

В этот раз обезьяна, которая была помещена в клетку до нее, вместе со всеми приняла участие в оттаскивании новенькой. Затем
произвели очередную замену…
К концу эксперимента в клетке не осталось
ни одной обезьяны, которая была облита из
шланга. Однако все продолжали оттаскивать
новеньких от банана, потому что здесь так
принято.

В данном случае люди ничем не отличаются от подопытных обезьян — многие принципы корпоративной культуры и отношений в
коллективе формируются точно так же. Поэтому надежды архитектора напрасны: к нему будут относиться как прежде.

Сложившиеся в компании отношения уже
устоялись и не собираются меняться из-за
чьего-то ухода на пенсию.


…А СМЕНА НЕ ПРИШЛА

Еще один тип архитекторов собственного потолка — Атланты. Те самые, что «без питья и хлеба,
забытые в веках».

Атланту вовсе не обязательно сидеть в тихом углу, неброско одеваться и вполголоса разговаривать. Достаточно вести себя как Атлант
— молча стоять и держать на плечах свой груз.

Не писать хвалебных отчетов, не говорить вслух
о своих подвигах. По возможности вообще не
распространяться о том, что он делает.

Атлант сидит на рабочем месте всегда. У
каждого из коллег имеется смутное подозрение, что он здесь живет. Приходят утром — он
уже сидит. Уходят вечером — еще сидит. Иногда
кажется: случись потоп, землетрясение, налет
преступных группировок — на руинах будет стоять стол с компьютером, а за ним — невозмутимый Атлант.

Его никто не игнорирует. Напротив, очень
уважают и по самым острым вопросам обязательно идут с ним советоваться. Атланта не замечают только тогда, когда кто-то должен пойти
на повышение. Вот тут его в упор не видят. Потому что — «потолок».

Атлант надеется, что если будет работать
еще лучше, то, может быть, в следующий раз…
Однако у начальства на этот счет свое мнение. Если Атлант уйдет на другую должность, кто
будет исполнять его обязанности? Не исключено, что понадобится несколько человек… Нет,
пусть лучше будет здесь.


НЕ БЕЙ КОПЫТОМ

Архитектор Савраска очень талантлив. У него
солидный опыт и высокая квалификация. Трудолюбив, но в меру. В отличие от Атланта он вовсе
не стремится взвалить на собственные плечи
работу целого отдела. При всех своих достоинствах выглядит неброско, охарактеризовать его
можно коротко — «как все». Точнее, «как все рядовые сотрудники».

Да, Савраска работает на порядок лучше
коллег по цеху, но ведет себя точно так же, как
они. Может опоздать на работу, бросить неосторожное слово в кого не следует, иногда не прочь
и «сачкануть». Савраска обсуждает сериалы и
своих детей, предпочитая не смущать коллег беседами на высокие темы. Может, но не будет.

Потому что твердо уверен: его место здесь. Его
коллектив — этот, а не тот, что над головой. Так
чего выпендриваться?
«Потолок», спроектированный Савраской,
самый хрупкий. Он создается всем коллективом
(Савраска все делает коллективно), где каждый
уверен: повышения ему не добиться. Только вот
штука в том, что способностей Савраски вполне
хватит и на большее. Просто он привык жить, думать, вести себя как Савраска.


ПРАВИЛА
НЕХОРОШЕГО ТОНА

Вечно Молодой Сотрудник стал таковым еще в
детстве. Он привык во всем полагаться на старших — на их мнение, опыт, чувства. Собственному опыту он не доверяет. Зачем, когда есть старшие? Он с детства отучен отстаивать собственное мнение и собственную позицию. Он тот, кем
его хотят видеть. А начальство и коллеги хотят
видеть его Вечно Молодым Сотрудником.

У Атланта похожая проблема. Однако в отличие от Вечно Молодого Сотрудника Атлант вполне самостоятельная личность. Он способен отстоять свои убеждения, он доверяет своему
опыту. Но опыт Атланта таков: «Чтобы тебя любили, нужно быть лучше всех». Возможно, в детстве ему нередко ставили в пример соседа-отличника. Возможно, он любил спорт и часто участвовал в соревнованиях, где побеждает сильнейший. Вариантов масса.

Так или иначе Атланту обязательно нужно
быть в чем-то лучше всех. Погрязший в условностях социума, он старается быть «правильным»,
боится совершать нестандартные поступки и
делать ошибки. Эта старательность и сделала
Атланта незаменимым работником на своем
месте. Начальство не решается продвигать его
по служебной лестнице: где найдется еще один
Атлант, который его заменит?
Савраска же ведет себя таким образом,
будто ему все время скучно, и это действительно так. Ему скучно с коллегами, которые
ниже его интеллектуально, но сделать он ничего не может. Его проблема прямо противоположна проблеме Атланта. Жизненная позиция Савраски: «Не высовывайся». Советское
воспитание в духе коллективизма наложило
сильный отпечаток на ранимого и реактивного Савраску. Он боится быть «не как все». Сделав свою работу, Савраска ждет, пока ее закончат остальные, чтобы представить результаты «вместе со всеми». Он невольно старается быть неброским, незаметным в своем коллективе и добивается этого. Какое уж тут повышение…

ВТОРОЕ
ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

Первое впечатление — это то, что формирует
отношение к человеку в дальнейшем. Если вы
пропустили такой момент, как в случае с Вечно
Молодым Сотрудником, то есть риск сохранить
это отношение к себе навсегда.

К тому же помимо первого впечатления в
дело вступает еще такой инструмент, как «феномен выдуманного человека». Попросту —
деспотизм. При чем он здесь? А вот при чем.

Немногие, знакомясь с новым человеком,
стремятся действительно узнать его, понять
его логику, позицию и т. п.

Большинство из нас на основе первого
впечатления создают себе некий абстрактный
образ и самостоятельно «дорисовывают» недостающие детали. То есть выдумывают нового человека. И в дальнейшем все поступки и
все сказанные им слова умело подгоняются
под вымышленный образ.

Выглядит это примерно так. Костюм отглажен — значит, аккуратная. Опрокинула на
стол вазу с цветами — значит, не только аккуратная, но и деликатная (она это сделала специально, чтобы у меня был предлог выйти и
спокойно подумать). И так далее. Из подобных
глупостей и состоит восприятие нового человека. Из них же строится «стеклянный потолок». Но строит его не тот, кто формирует вымышленный образ (все мы такие), а тот, кто
позволяет его формировать.


ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

Если пустить все на самотек и вовремя не внести
поправки в тот образ, который сформировал себе ваш работодатель, то превращение в Атланта,
Савраску или Вечно Молодого Сотрудника окажется еще не самым худшим вариантом. Можно
незаметно для себя стать и Сотрудником, Который Любит Далекие Командировки, и Сотрудником, Которому Не Нужны Деньги. Мало ли до чего
может додуматься зарвавшийся выдумщик.

Как же подвергнуть образ коррекции? Довольно просто. Выдумщики выдают себя фразами, в которых пытаются вас характеризовать,
навязать вам выдуманную ими роль. Они говорят так, как будто все за вас знают: «У вас сегодня счастливый день», «Продолжим завтра, вы
уже устали» и прочий абсурд.

Но выдумщик не может (и не хочет) знать, устали вы на самом деле или нет. Устал его выдуманный человек. Чтобы не поддаваться, реагировать надо соответственно, как на любую чепуху, — посмеяться, переспросить, одернуть. В
американских материалах по популярной психологии советуют переспрашивать ровно столько раз, сколько потребуется, пока выдумщик не
замолчит или не сформулирует фразу по-другому. Однако практика показывает, что этот способ не для русского терпения.

Сила противодействия должна быть прямо
пропорциональна статусу выдумщика в компании. С коллегой можно и посмеяться. У вас еще
будет не одна возможность «прорисовать» вместе ваш образ. А вот начальника, от которого в
конечном итоге зависит наличие-отсутствие
над вами «стеклянного потолка», лучше одернуть. Это не страшно, если умеючи. Например,
на фразу: «У вас сегодня счастливый день», можно поведать «жуткую» историю о том, как вы
потеряли зонтик (сломали каблук, попали под
дождь). Не важно, что именно рассказывать.

Главное — подчеркнуть, что это было сегодня, а
значит, день вовсе не счастливый.

А теперь самое интересное. Возможно, что
реакция выдумщика — коллеги или шефа — будет неадекватной. Хотя ничего особенного вы
не сказали, выдумщик может обидеться. И это в
лучшем случае. А в худшем — начать метать
молнии. Потом, правда, тут же одумается, но это
уже не важно. Если реакция была, значит, он
уже довольно прочно утвердил ваш вымышленный образ. И разрушать этот образ теперь нужно долго и тщательно. Нельзя в принципе пропускать такие фразы. Иначе вы будете поощрять выдумщика, укреплять его веру в придуманный образ. Тот, кто сегодня сказал: «Вы еще
молоды, у вас нет опыта», может повторить это
с большей уверенностью и через год, и через
два, проигнорировав тот факт, что опыта с тех
пор прибавилось. Поэтому реакция должна
быть незамедлительной. Поведайте выдумщику
о своем опыте (даже если его и правда нет), расскажите какой-нибудь случай из прошлой практики или просто настаивайте, что справитесь.

Главное — начать как можно скорее.


ЧТО ТАКОЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ

Самоактуализация — нормальное человеческое желание по максимуму реализовать свои
возможности, свои таланты и, в конечном итоге, прожить ту жизнь, какую хочется, а не какую навязывают извне. Для самоактуализирующейся личности не существует потолков,
кроме своего собственного — белого. Если
попадается стеклянный, то он, как правило,
не потолок, а пол или вовсе правая стенка —
такие уж они люди.

Чтобы узнать, насколько вы близки к самоактуализирующейся личности, ответьте на несколько вопросов.

1. Вы с опаской относитесь ко всему неизвестному, стараетесь по возможности избегать
его?
2. Вас раздражает дождь и хамство на дороге?
3. Вы непроизвольно стремитесь произвести
впечатление на окружающих независимо от
того, нужно ли это?
4. Вы отстаиваете свою позицию даже в тех вопросах, которые для вас не принципиальны?
5. Когда вы заняты делом, вас больше интересует результат работы, а не сам процесс,
не так ли?
6. Вам периодически не хватает общения, дружбы, любви?
7. Вы уже привыкли к той картине на стене, что
вам подарили восемь лет назад, хотя когдато были от нее в восторге?
8. Уважения достоин далеко не всякий человек,
правда?
9. Скромность — прямой путь к забвению?
Если на все вопросы вы ответили «нет», поздравляем: вы — эталон самоактуализирующейся личности. Дальше можете не читать (странно,
что вообще начали). Однако большинство людей на большинство этих вопросов ответят «да»,
так что рискнем продолжить.


МЭРИ ПОППИНС КАК КЛАССИКА ЖАНРА

Классическая самоактуализирующаяся личность напоминает со стороны этакого «сверхчеловека». Нечто среднее между Мэри Поппинс и
пионером из старой советской книжки. Такая
личность ничего не боится, смело обнаруживает и уличает ложь и фальшь, потому что не переваривает их хронически. Все наличные силы
она бросает на общее дело и не останавливается ни перед чем. Любую работу она выполняет с
блеском, как никто другой, при этом неважно,
пишет ли она роман или убирает комнату.

Кажется, стать таким человеком — невыполнимая задача. Но это только со стороны.

При ближайшем рассмотрении образ становится более реалистичным, хотя ни одно из перечисленных качеств не теряется.


КРУПНЫЙ ПЛАН

Самоактуализирующийся человек занят собой.

Но не своим эго, а своими талантами и возможностями. Все силы он бросает на то, чтобы их реализовать. Способен сутками не сходить с рабочего места, если считает, что выполняемая работа ему в этом поможет. И может встать и уйти,
невзирая на вопли начальника, если ему будет
неинтересно. Это и альтруизм, и эгоизм в равной степени. Все зависит от ситуации и предложенной работы.

Самоактуализирующаяся личность мотивирована не к устранению недостатков, как большинство людей, а к развитию достоинств, поэтому автономна. Потребности в дружбе, любви, одобрении, которые продиктованы именно
мотивацией к устранению недостатков, у нее
выражены гораздо слабее. Она не прочь повеселиться в шумной компании, но все же предпочитает одиночество.

Со стороны такая черта кажется не самой
приятной: кому хочется быть букой? Но это
следствие, а не причина. К социальным нормам самоактуализирующийся человек относится, как к погоде: полностью игнорировать
нельзя, но зацикливаться на них по меньшей
мере глупо. Он, конечно, наденет смокинг, но
при условии, что ему это не доставит большого дискомфорта и что дресс-код будет проводить автоматчик.

Однако здесь нет нарочитого неуважения к
окружающим. Такие люди вообще склонны к
спонтанному поведению, простому и естественному. Им чужды наигранность и попытки произвести эффект. Им нет необходимости выглядеть
умными (компетентными, красивыми). Они на
самом деле умны. А если нет, то это их сознательный выбор.

Несмотря на то что у них довольно четкая жизненная программа с вполне конкретными задачами, они умеют не центрироваться на достижении эффекта. Им вообще нравится жить. Простые
радости, к которым все уже привыкли и воспринимают как должное, у самоактуализирующихся
людей двадцать лет спустя вызывают тот же восторг, что и прежде. Их впечатления всегда свежи, для них нет «невидимого-очевидного». Им не
грозит не разглядеть за деревом лес, они способны, когда надо, «поднять голову», чтобы увидеть проблему целиком. Поэтому для них и не
существует «стеклянных потолков». Человек, занимающийся самоактуализацией, не рискует
ни заскучать, ни погрязнуть в деталях.

Он проактивен и воспринимает окружающих
людей и мир в целом такими, какие они есть.

Ему в голову не приходит сетовать, что вода мокрая, зима холодная, а дворник грубиян. В самом деле, какими еще быть воде и зиме? А что
до дворника, так это его проблемы.

Самоактуализирующийся человек не станет
учить дворника жить. Во-первых, некогда. Вовторых, не интересно. В-третьих, не принципиально. В-четвертых, он убежден, что дворник не
глупее его. А если глупее, то это его проблемы, с
которыми он сам разберется. Такой человек
уважает дворника, равно как и всех окружающих, и редко опускается до бытовых ссор. Ведь
они никак не влияют на развитие способностей,
разве что физических.


КТО ВО ЧТО ГОРАЗД

К слову, способности у каждого свои. Но речь
идет не об уровне способностей, а об области их
применения. В исследовании Абрахама Маслоу,
посвященном самоактуализирующимся личностям, приводится следующий пример.

«В моем понимании креативность — прерогатива определенных профессий. Эти представления были полностью разрушены моими подопечными. Например, одна женщина, не получившая никакого образования и материально
не обеспеченная, не имела никаких общепринятых творческих достижений. В то же время
она превосходно готовила, была замечательной матерью и женой. Мне пришлось назвать
ее креативной. Такие люди, как она, убедили
меня, что первосортный суп лучше второсортной картины, а приготовление пищи, воспитание детей или ведение домашнего хозяйства
может быть креативным процессом, в то время
как поэзия может не быть таковым».

Этот пример, конечно, крайность. Как раз
тот случай, когда «стеклянный потолок» — не потолок, а стенка. Однако он важен для того, чтобы понять следующее: самоактуализирующаяся
личность развивает все свои способности, какие считает нужным. Область компетенций у
каждого индивидуальна, но любую работу можно выполнять с блеском. А если и захотите поругаться с дворником, не забудьте предварительно задать себе вопрос: «Как это поможет мне
развить свои способности?» И так во всем.

Инструмент Атланта и Савраски — психология
исполнителя. Они воспринимают себя как «жертву».


Их интересы не имеют ничего общего с интересами
компании. Они готовы выполнять работу ради того,
чтобы от них «отвязались».


У Савраски, который воспринимает свое состояние
как ущербное, может даже возникнуть тяга к вандализму.


Он будет специально портить работу, лишь бы убедиться,
что его действия хоть на чтото влияют.


Трудолюбие Атланта ему же самому встает боком, талант
Савраски не востребован, поэтому они ведут себя как
исполнители и чувствуют себя «жертвами».


Однако здесь действует и вариант «наоборот»:
рвение Атланта и талант Савраски не востребованы,
потому что они ведут себя как исполнители, а не как
авторы. Иногда кажется, что стоит Савраске поднять
голову и разглядетьтаки лес за деревом, проявить
инициативу, которой ему обычно очень не хватает,
перевести разговор с сериалов на «Лунную сонату» —
словом, начать соответствовать своему
действительному уровню, как «стеклянный потолок»
разобьется сам собой.

Вряд ли такое положение дел устраивает самих архитекторов.


И Атлант, и Вечно Молодой Сотрудник, и даже скромный Савраска
вовсе не хотят засиживаться на одном и том же месте. Однако
вместо того чтобы пересмотреть собственные линии поведения,
архитекторы обвиняют в своих проблемах начальство, коллегинтри
ганов, экономическую обстановку в стране. Что угодно и кого угодно
— только не себя. Покажи им проекты «стеклянного потолка» с их же
подписью — они, наверное, здорово удивятся и начнут рьяно дока
зывать, что сами себе не враги.


Враги. Только архитекторы об этом не знают.

 

Запись опубликована в рубрике 2004 №2. Добавьте в закладки постоянную ссылку.