НАД ТЕЧЕНИЕМ

Геннадий ВАСИЛЬЕВ

Сегодня, глядя на фасад завода «Пикра» — один из лучших образцов промышленного дизайна, вряд ли кто вспомнит, что десять лет назад это был старенький, забытый богом пивзавод с допотопным оборудованием.

Но именно таким его увидела в 1986 го-ду будущий президент открытого акционерного общества «Пикра» Евгения Кузнецова. Под ее руководством старейшее в Красноярском крае предприятие, основанное еще в 1875 году, получило второе рождение.

Новейшая история завода началась в 1991 году, когда коллектив выкупил его и компания «Пикра» получила свидетельство № 1 Фонда имущества Красноярского края о праве собственности на предприятие.

Это сейчас легко говорить: «Коллектив выкупил…» А в то время Евгении Кузнецовой пришлось преодолевать колоссальное сопротивление представителей старого корпуса чиновников, и не только их. Работники завода тоже не горели особым энтузиазмом.

Как удалось ей тогда, на заре приватизации, справиться с бюрократическими препонами и инерцией коллектива, сейчас она, наверное, и сама не вспомнит. Да и не так это теперь важно. Важно, что маневр был совершен не напрасно. Попав в частные руки, завод стал быстро развиваться.

АНАЛИЗИРОВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ПРОМАХИ, НО И УСПЕХИ

Журналисты часто спрашивают Кузнецову, в чем причина ее успеха, ведь далеко не всем руководителям, начинавшим в те же годы, что и она, удалось сделать свой бизнес процветающим.
«Бог помогает, — улыбаясь, отвечает Евгения Георгиевна. — От руководителя предприятия всегда зависело все. Однако во времена “красных директоров” была четкая вертикаль управления. Теперь ее нет, но есть стандартные законы бизнеса и нестандартные условия его ведения в нашей стране. Здесь каждый находит собственный путь развития и выживания».
С самого первого дня самостоятельного плавания в море бизнеса Евгения Георгиевна сформулировала несколько основных принципов, которым ее управленцам лучше следовать, чем пренебрегать ими. По той простой причине, что принципы эти не раз доказывали свою состоятельность.
«Пожалуй, самое главное качество для руководителя, — считает Евгения Георгиевна, – умение плыть над течением». И поясняет: «По течению – это в поисках легких денег: льгот, квот, знакомств, взаимозачетов, бартеров, других схем. Против течения – против власти. Бесперспективно во всех отношениях. У власти всегда обширнее ресурс, позволяющий задавить, разорить, испортить репутацию. С ней лучше сохранять деловые отношения на расстоянии. И ни в коем случае не воровать, даже когда власть разрешает или, хуже того, заставляет. Над течением — значит, соблюдая законы государства и бизнеса, определять стратегию развития, видеть следующий шаг». Звучит, может быть, наивно, но успех пришел в результате следования именно этим принципам.
Сначала предприятие развивалось, используя в основном собственные ресурсы. В 1999 году привлечены инвестиции стратегического партнера «Пикры» — шведской компании Baltic Beverages Holing AВ (BBH).
В цехах завода было установлено новейшее пивоваренное оборудование ведущих европейских фирм, таких, как Sabroe, Filtrox, Huppmann. Причем его монтаж проходил без остановки производства. В результате летом 2001 года на рынок выпущен перспективный брэнд пива — «Сибирская легенда». По всем показателям оно соответствует мировым стандартам качества.
Уже по итогам 2002 года легкое пиво «Сибирская легенда» вошло в число 100 лучших товаров России. Задачей реконструкции предприятия было увеличение объемов производства. И эта цель оказалась достигнута.
Приучив себя и менеджеров всякий раз анализировать не только провал, но и успех, президент компании «Пикра» в условиях жесточайшей конкуренции сумела сделать предприятие по-настоящему боеспособным.
Вполне вероятно, что результаты могли быть еще более впечатляющими, но…
«Серьезно тормозят техническое развитие неоправданно завышенные таможенные пошлины на приобретенное за рубежом оборудование, — говорит Евгения Кузнецова. — Если бы государственная политика ориентировалась на производителя, эффективность пищевой отрасли была бы значительно выше».

ТВОРЧЕСКИЕ СИЛЫ НУЖНО РАСКАЧАТЬ

В нынешних условиях, когда государство относится к частному бизнесу весьма ревниво, а конкуренция на рынке постоянно растет, одни только грамотные технические решения не помогут надолго закрепиться на завоеванных высотах, а тем более — завоевать новые.
Огромное внимание президент компании «Пикра» уделяет формированию менеджерской команды. Здесь многое делается для повышения квалификации работников, нет препятствий для их профессионального роста.
Специалисты завода получили сертификаты школы пивоваров Doemens в Мюнхене, участвовали в тренинге, проводимом шведской компанией Business Training Systems AB, стажировались в Германии на фирме Krones, являющейся одним из лидеров в производстве оборудования для пивоваренной промышленности. Сотрудники финансового департамента повышали квалификацию в центре Arthur Andersen в Санкт-Петербурге. Многие активно изучают английский язык.
Но речь не только о профессиональных качествах. Важно, чтобы это была команда не просто грамотных менеджеров, а прежде всего единомышленников. И такая задача успешно решается.
Забота о персонале позволяет и спрашивать с него. «Нужно раскачать творческие силы. Мы много инвестировали как в оборудование, так и в обучение персонала. Сегодня мы вправе ждать результатов от этих инвестиций», — считает президент компании «Пикра».

БИЗНЕС – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ЛИЧНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ

Компания, выпестованная Евгенией Кузнецовой, стала визитной карточкой Красноярска не только из-за своей популярной продукции. Она гармонично интегрируется в культурную и социальную жизнь города.
Под фирменным знаком «Пикра» появились первые «цивилизованные» пивные бары. В 1999 году на базе старого, полуразрушенного кинотеатра «Совкино» открылся первый в городе современный семейно-развлекательный комплекс — кинопарк «Пикра». Примеру компании последовали и другие предприниматели, и теперь благодаря ее инициативе в Красноярске открыт уже четвертый кинотеатр, оснащенный новейшим оборудованием.
Сейчас компания активно участвует в реконструкции Центрального городского парка культуры и отдыха. «Проект реконструкции парка, — говорит Евгения Георгиевна, — пример конструктивных взаимовыгодных отношений бизнеса и власти, приносящих пользу и городу, и предприятию. Надо помнить, что бизнес — это социально ответственная деятельность, а не только личное обогащение, как нас учили в школе».
При поддержке компании «Пикра» в Красноярске проходит много спортивных и культурных мероприятий. Семь лет она финансирует детскую музыкальную студию «Волшебный микрофон». По инициативе «Пикры» и при ее непосредственном финансовом участии в главном театре города — Красноярском драматическом театре им. Пушкина ежегодно проводится конкурс зрительских симпатий «Лучший актер года».
И сама Евгения Георгиевна, и ее партнеры по бизнесу оценивают успех компании как подтверждение верно выбранной стратегии развития. На «Пикре» уверены, что энергия, настойчивость руководства, сплоченность и профессионализм коллектива позволят полностью реализовать потенциал масштабной технической реконструкции производства и обеспечат рост и укрепление позиций компании «Пикра» на российском рынке.

Справка журнала «БЛИКИ»
Евгения Георгиевна Кузнецова — член совета Союза российских пивоваров, доктор коммерции.

Является президентом Фонда им. В.П. Астафьева. Благодаря его деятельности в Красноярске каждый год открывают яркие дарования из числа молодых писателей, журналистов, актеров, работников иных сфер искусства и культуры.

За меценатскую деятельность награждена золотым знаком «За заслуги перед городом».

В декабре 2002 года вошла в «Топ 100» рейтинга «1000 самых профессиональных менеджеров России».

Запись опубликована в рубрике 2003 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.