Марк БОЙМЦАГЕР: «ЖЕНЩИНЫ ГОРАЗДО ЧАЩЕ МУЖЧИН ОКАЗЫВАЮТСЯ УДАЧЛИВЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ»

Беседу вел Юрий КУЗЬМИН,
фотография предоставлена М.Е. БОЙМЦАГЕРОМ

В России женщина-руководитель как явление только заявляет о себе.
В нашей стране исторически не сложилось предпосылок для этого — патриархальный уклад жизни ограничивал женщину домом и детьми, не давал возможности карьерного роста. Однако времена меняются. С приходом рынка российские женщины стали более активно включаться в управление бизнесом. За последние десять лет их число значительно выросло. Сегодня женщина-руководитель не вызывает ни снисходительной улыбки, ни раздражения. Какая она, российская бизнес-леди? Об этом мы расспросили известного врача-психотерапевта, кандидата медицинских наук Марка Боймцагера.

— Марк Ефимович, приходилось ли вам встречать в качестве пациенток женщин-руководителей, деловых женщин? Если да, то что бы вы могли сказать об их психологических особенностях?

— Конечно, приходилось. По статистике сегодня женщин, занимающих высокие позиции в бизнесе, и женщин-руководителей довольно много. И их число растет. То, что они посещают кабинет психотерапевта, отнюдь не свидетельствует об их подверженности нервным срывам. Это просто, как мы, психиатры, говорим, срез популяции.

Они оказывались в моем кабинете по самым разным поводам. Но, имея дело с женщинами-управленцами, я могу сказать (и это не только мое наблюдение), что утверждение, будто женщина, устремленная в бизнес или занимающая руководящую должность, тем самым сублимирует свою незадачливую женскую судьбу, неудачно сложившийся брак, абсолютно несправедливо.

Как раз в среде женщин, преуспевающих в бизнесе и достигших высоких социальных позиций, преобладают такие, у которых совсем неплохо складывается личная жизнь. Стремление увеличить свое благополучие за счет сфер, традиционно считавшихся раньше неженскими, приводит их к успеху.

В наши дни во всем мире представительницы прекрасного пола активно занимают так называемые мужские позиции в бизнесе. Все чаще встречаются женщины-руководители, предприниматели, организаторы. Кроме того, жесткий, авторитарный стиль руководства, больше свойственный мужчинам, постепенно уходит в прошлое. В современных компаниях управление с помощью силы, портальной (давящей, агрессивной. — Ред.) харизмы вообще малоэффективно.
Сегодня образуются весьма сложные структуры, внутри которых очень важны повышенная интуиция, огромное терпение, трудоспособность, гибкость, дипломатичность, умение сглаживать конфликты и т. д. Такой стиль управления ближе женщинам в силу их природных качеств, поэтому они гораздо чаще мужчин оказываются удачливыми руководителями, умеющими развивать свою компанию в нужном направлении. Это, кстати, отмечают многие исследователи.
Кроме того, сложность структур требует не однозначности, а умения лавировать. И женщина в этом плане значительно выигрывает у мужчины, внешне она менее амбициозна (ее амбициозность более скрыта) и лучше умеет ладить с партнерами. Женщины, как показывает практика, более выносливы и сдержанны, намного легче идут на уступки во время переговоров, реже попадают в конфликтные ситуации.
Бытует мнение, что работать под началом женщины — задача не из легких, потому что ее поступки плохо предсказуемы, она подвержена частой смене настроений, не может сосредоточиться на одной проблеме, отрешившись от всего остального и т. д. Могу вас заверить, что это совсем не так, значительно чаще все эти особенности встречаются у мужчин.
И еще. Как ни странно, чем дольше женщина руководит, чем выше пост она занимает, тем больше у нее проявляется, иногда даже независимо от желания, материнский инстинкт. Женщины-руководители в большей степени, чем мужчины, стимулируют участие сотрудников в общем деле, охотнее делятся информацией и властью, поощряют самоутверждение своих подчиненных. Они считают, что люди лучше выполняют задание, когда они довольны собой и своей работой.
И это, в свою очередь, приносит положительные результаты.

— Вы сказали, что женщина более сдержанна. Бытует другое мнение, что женщина часто руководствуется в своих решениях эмоциями, а не логикой. Так ли это? И если хотя бы отчасти так, то как женщине-руководителю научиться управлять своими эмоциями?
— На первый взгляд женщины более эмоциональны, чем мужчины, однако не всякий всплеск эмоций вреден. Иногда это дает сиюминутную разрядку, после чего людям удается договориться или просто снять напряжение.
Сдержанные, подавленные, не получившие выхода эмоции загоняются вглубь и вредят делу. И поэтому еще раз повторю: не всякая эмоциональная ситуация так уж вредна. И женщины бессознательно (а иногда вполне сознательно) этим пользуются. После такого всплеска появляется умиротворение, даже дружелюбие, а на этом фоне легче решается масса вопросов.

— То есть эмоции подавлять не стоит, их нужно регулировать?
— Женщина неплохо умеет смотреться в психологическое зеркало, как и в обыкновенное. И она достаточно хорошо видит в нем себя, ей только нужно уметь проявлять эмоции определенным образом и управлять ими.

— Сейчас на Западе посещение психолога стало нормой, как занятия в спортклубах. Что бы вы порекомендовали деловым женщинам, в каких случаях необходимо обращаться за психологической консультацией?
— На Западе к психологу или психоаналитику бегут, как мне кажется, слишком часто, по любому пустяку. У нас же наблюдается обратное. Люди накапливают в себе что-то, иногда годами это не находит выхода наружу, что, в свою очередь, приводит к болезням: гипертонии, язвенной болезни, кожным, бронхиальным проблемам и т. д.
Мне кажется, что люди, занимающиеся серьезным делом, требующим сильного напряжения, нуждаются в периодической психологической разрядке. Конечно, это не только посещение психотерапевта, необходимо чисто физическое вытеснение накопившегося напряжения, то есть спорт, action и т. д. Но психолог тем не менее необходим.
Мировая практика показывает, что если человек испытывает значительные нервные нагрузки, то ему рекомендуется посещать психолога раз в неделю, в обычных, стандартных ситуациях — не реже раза в месяц. Лично я советую людям, занимающим высокие позиции в бизнесе и политике, обязательно показываться своему (я подчеркиваю, это должен быть один и тот же человек) психологу, психоаналитику, психотерапевту, назовите как хотите, это одно и то же, и с его помощью снимать нервное напряжение и разрешать различные конфликты.
Часто мы даже не осознаем, почему попадаем в одни и те же ситуации, одни и те же конфликты, почему с нами происходит одно и то же. Это первое. И второе — мы не в полной мере можем отдавать себе отчет о происходящем. Нам кажется, что вот так-то и так-то расставлены акценты, на самом деле в нас могут происходить некоторые изменения, способствующие такой расстановке. Поэтому обращение к психологу — необходимая гигиеническая процедура.
И поймите меня правильно, я не хочу уподобляться человеку, который стоит у лавки и зазывает покупателя. Подобный призыв — просто мой врачебный долг. Ведь не случайно существует специальность психотерапевта. И она создана для определенного рода людей, прежде всего для тех, кто работает в сфере управления персоналом и человеческих взаимоотношений.

Запись опубликована в рубрике 2003 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.