ОФИС В СТИЛЕ «ФИТО»

Наталия ЕРМОЛАЕВА

Среднестатистический современный служащий проводит до 85% рабочего времени в офисе, становясь добровольным пленником в четырех стенах. Длительное пребывание в помещении неизбежно оказывает на людей негативное воздействие. В подобной ситуации правильным выходом становятся грамотные интерьерные решения, добавляющие в современные офисы из стекла и металла ту частицу естественности, органичности, спокойствия, которая позволяет нам чувствовать себя комфортно. Поэтому сегодня все больше внимания уделяют фитодизайну — искусству оформления помещений с использованием растений.

Не углубляясь в семантику понятий «фитодизайн» и «флористика», можно определить их как использование растений (живых и искусственных) и цветочных композиций в оформлении помещений различного назначения. Включение флоры в урбанизированную обстановку позволяет человеку чувствовать себя более комфортно, уверенно, помогает быстрее адаптироваться в новой обстановке, способствует восстановлению сил и энергии.

Многообразие стилей и приемов фитодизайна дает возможность решать не только задачи декорирования помещений, но и относящиеся к более широкому спектру проблем, например формирования и поддержания имиджа компании, ее фирменного стиля. Нестандартный интерьер подчеркивает самобытность фирмы и соответственно стимулирует интерес к ней.

Главная задача фитодизайна, как и дизайна вообще, — достигнуть определенного впечатления. Для создания целостного интерьера, а также для эффективного использования пространства рекомендуется в первую очередь выяснить назначение объекта, определить функционально-эмоциональные зоны, предназначенные для разных целей — работы, отдыха, приема пищи. При декорировании каждой из них используются свои приемы организации пространства.

Это может быть соподчинение по масштабу и значимости, когда главной является самая большая композиция, а меньшие — вторичными, причем все они решаются в одном ключе. Кроме того, может быть найдено и построено ядро композиции, поставлен один или несколько акцентов, здесь применяют разнородные элементы фитодизайна. Объединяющим моментом для такого варианта cлужит, например, техника исполнения, стиль, одинаковые детали, используемые материалы, цветовое решение.

Еще один прием фитодизайна — игра открытого и закрытого пространства, когда имеется переход от интерьера к экстерьеру — через окна, двери, веранды. Если его хотят смягчить, размещают композицию в тамбуре дверей, если же подчеркнуть — используют силуэтные, линейные решения на фоне окна, витрины.

Не стоит перегружать интерьер композициями — офис не должен быть похож на цветочный магазин. В современном фитодизайне для размещения композиций используют не только мебельные полки, подоконники и столы: декорируют стены, оконные и дверные проемы, пространство под потолком, применяя венки, гирлянды, панно, коллажи, многосторонние композиции. Очень популярны подвесные конструкции типа цветочных люстр, а также крупные напольные и подиумные композиции. Общий силуэт может быть наклонным, горизонтальным, вертикальным, ниспадающим или устремленным вверх. Особый колорит придает композиции движение, динамика.

Поскольку фитодизайнеру зачастую приходится оформлять уже сложившийся, обжитой интерьер, он обязан учитывать архитектурные особенности, стилистику, общую цветовую гамму, условия эксплуатации помещения. Но в то же время ему под силу если не исправить, то хотя бы приглушить неудачные архитектурные решения, подчеркнуть выигрышные стороны интерьера, трансформируя и гармонизируя пространство. Например, композиция с мелкими деталями, которую надо рассматривать с близкого расстояния, позволяет зрительно сократить длинный коридор, за счет того что человек концентрирует внимание именно на ней. Крупная композиция является элементом членения пространства, сводя его до уровня камерного и интимного, более комфортного для человека. Таким же путем можно разделить помещение на функциональные зоны. Средством фитодизайна смягчают враждебную для человека обстановку, например в местах с большим количеством техники и людей, с повышенным уровнем пыли и шума.

Существует множество дизайнерских приемов подачи комнатных растений и композиций из природных материалов. Они различаются по стилю (натурализм, брутализм, классицизм, авангард, модерн, арт-стиль, этнический стиль); по использованию световых эффектов; по структуре, фактуре и текстуре самих растений.

Но цель всегда одна — создание живого произведения искусства, которое украсит офис. Прекрасно, если холл или офис освещен и достаточно велик для того, чтобы расставить в нем мебель и разместить эффектные цветочные композиции. Однако, даже если он чуть больше узкой тропинки, есть несколько приемов, гарантирующих, что ваше декорирование будет успешным.

Одно из направлений фитодизайна, близкое к ландшафтным видам дизайна, — так называемый вегетативный стиль. Это европейское направление модернизма в аранжировке. Его главная особенность — размещение уголка живой природы в контейнере, создание максимально естественных, близких к природным условий для растения.

Все большей популярностью при оформлении интерьеров пользуется стиль бонсай — выращивание карликовых деревьев в контейнерах. Но далеко не каждое миниатюрное деревце отвечает требованиям данного стиля. Настоящий бонсай — произведение искусства, работая над ним, художник следует определенным правилам воссоздания и идеализации живой природы.

В фитодизайне применяются отдельные интерьерные элементы из натуральных и искусственных материалов.

Транспарентная композиция (витраж) — объемная комбинация линейных материалов, переплетенных в стиле конструктивизма или модерна. Она состоит из каркаса, на котором крепится сухоцвет или плотные материалы. В ней часто применяются декоративные ленты, тесьма, драпировки из тканей. Эта композиция нуждается в подиуме, хорошо смотрится на фоне однотонной стены,

на каминных и мебельных полках, на фоне цельного стекла окна.

Коллаж — высокохудожественное произведение, созданное из плотных натуральных и искусственных материалов, обработанных различными способами. В коллажной технике большое внимание уделяется драпировкам из тканей, кожи, бумаги и т. д.

Панно — плоскостное изделие, имеющее оригинальное оформление. Оно бывает следующих видов: транспарентное (просвечивающее); классическое (с сухоцветами и основой из плетения); гобелен из природных линейных материалов (транспарентный и ковровый); натуральное флористическое (из засушенных гербарным способом листьев и цветов) вставленное в рамку.

В своем творчестве фитодизайнер пользуется всем разнообразием материалов живой и неживой природы, а также рукотворными элементами. Естественные материалы могут быть растительного (цветы, ветки, бутоны, плоды, листья, корни, грибы), животного (шкура, кожа, мех, рога и т. д.) происхождения или принадлежать к инертной группе (полудрагоценные и поделочные камни, гравий, галька, песок, гипс, морская и поваренная соль). Искусственные материалы — это резина, каучук, стекло, керамика, штукатурка, герметик, керамзит, пенопласт, металл, бумага, пластмасса, всевозможный текстиль и многое другое. Все заготовки должны быть тщательно обработаны: очищены, ошкурены, подкрашены, сформованы (например, скручены, изогнуты, обрезаны).

Срок жизни композиций зависит от места их размещения. Искусственные цветы в витрине на солнечной стороне улицы потеряют вид менее чем за год, в тени же прослужат и два года. В местах большого скопления людей сухоцветы быстро разрушатся, а в редко используемых частях офиса или дома они сохраняются достаточно долго.

Чтобы фитодекор дольше вас радовал, необходимо правильно ухаживать за ним. Для поддержания в приемлемом виде открытых композиций из сухих цветов и природных материалов раз в месяц их опрыскивают любым лаком для волос. При этом предварительно струей воздуха стряхивают пыль, а все компоненты еще раз закрепляют. Сухоцветы не боятся повышенной влажности и прямых солнечных лучей. Их можно пылесосить несильной струей воздуха через влажную ткань. Искусственные цветы также пылесосят. Они более стойки к неблагоприятным воздействиям среды, но плохо переносят прямое попадание воды и солнца.

Необходимо помнить, что для озеленения офиса, где освещение слабое и бывают значительные перепады температур, растения нужно подбирать неприхотливые и нетребовательные к солнечному свету. Наиболее подходят для этого драцена (Dracaena) и сансевьера (Sansevieria). Их основное достоинство — красивые, большие листья и крупные размеры, поэтому иногда одного такого растения в удачно подобранном по стилю горшке, размещенного на полу или подставке, бывает достаточно, чтобы оживить интерьер помещения.

Очень часто при озеленении применяют папоротники: адиантум (Adiantum) и нефролепис (Nephrolepis). Эти элегантные виды используются в горшках или кашпо как поодиночке, так и в сочетании с другими растениями практически во всех стилях дизайна.

Кроме того, чтобы создать эффект дублированного пространства и зрительно увеличить размеры помещения, в отделке одной из стен небольшого офиса можно использовать зеркало. Оно не только расширит размеры комнаты, но и отразит свет на растения. Здесь нет границ для фантазии, нужно только подбирать растения с компактной формой, чтобы они не казались слишком громоздкими. Наиболее подходят для этих целей фиттония (Fittonia), маранта (Maranta) и пеперомия (Peperomia).

В достаточно просторном офисе с окном уместна яркая композиция из горшечных растений. Они будут радовать глаз гораздо дольше срезанных. Такую композицию можно создать из многочисленных цветущих видов: примулы (Primula), цикламена (Cyclamen), фиалки (Saintpaulia) —

или построить с соблюдением всех правил аранжировки, включая вертикальные растения: бегонию (Bego-nia), хлорофитум (Chlorophytum) — и ниспадающие: плющ (Hedera helix), сциндапсус (Scindapsus).

Популярность фитодизайна свидетельствует о том, что жители современных городов нуждаются в ощущении комфорта и естественности, которое способен дать только уголок настоящей природы. Зеленые жилки растений оживляют бездушные типовые евроинтерьеры. Лишить себя радости чувствовать энергию, идущую от них, не иметь возможности ежедневно прикасаться к этому чуду — значит обречь себя на тусклое, монотонное существование в мире оргтехники и офисной мебели.

Использованы материалы idh.ru

Запись опубликована в рубрике 2003 №1. Добавьте в закладки постоянную ссылку.