СИЛЬНЫЙ КОНКУРЕНТ ДЛЯ МУЖЧИН

Елена КУМАР, психолог

В наше время высоких скоростей ничто не стоит на месте. Меняются общество, идеалы и мнения. Сегодня уже никого не удивляет женщина, занимающая руководящую должность в общественной организации, крупной компании или коммерческой фирме.


В прошлом на мужчин-руководителей ориентировались как на одну из составляющих некоего стандарта бизнесмена. Но женщины, постоянно доказывая окружающим свое соответствие занимаемой должности и способность выполнять любую работу, заставили этот стандарт пересмотреть. В бизнесе они чувствуют себя сейчас весьма и весьма неплохо. Данные американской статистики говорят о том, что в США более половины денег, обращающихся в стране, принадлежит женщинам. В их руках 57% ценных бумаг и 74% частной собственности.

И все же существует ряд причин, по которым многие мужчины с большим нежеланием идут на деловой контакт с женщиной-руководителем: эмоциональность, обидчивость, болезненная реакция на критику и нежелание рисковать — вот далеко не полный список причин торможения в развитии деловых отношений между бизнесменом и бизнесвумен. Есть и более веская причина, мешающая этому процессу. По сравнению с ней все вышеперечисленное покажется мелкими отговорками. Речь идет о социальном статусе женщины в мире «настоящих» мужчин.

К сожалению, некоторые женщины совершают большую ошибку, стараясь придать себе мужественность, «включить» холодность и жесткость при общении с партнерами и подчиненными, считая, что это поможет им войти в мир деловых людей. Однако подобные черты негативно отражаются не только на деловых качествах женщины, но и на ее семье, приводят к потере женского начала и внутренним конфликтам. К счастью, таких женщин-менеджеров единицы.

Так что же представляет собой современная женщина-руководитель? Прежде всего это яркая индивидуальность, она с большим достоинством несет груз ответственности за предприятие. Ее высокий уровень общей и интеллектуальной активности достоин уважения. В отличие от большинства мужчин деловая женщина следит за своей физической формой и внешностью, она украшает и облагораживает любую деловую встречу.

Бизнес-леди смело принимает решения и успешно конкурирует с мужчинами, которые, по большому счету, к такой конкуренции не готовы. Войдя в деловой мир, она привнесла в него практичность, изобретательность, предприимчивость и природную интуицию.

Женщина-руководитель больше внимания обращает на межличностные отношения в коллективе, ее стиль управления — коллегиальный, что подразумевает вовлечение подчиненных в процесс принятия решений, тем самым стимулируя их активность. Она более внимательна к проблемам своих сотрудников и их потребностям, обладает большей мягкостью и человечностью в отношениях с ними. Одно из главных, но далеко не последнее отличие от мужчины-руководителя — умение переключиться с одной социальной роли на другую, то есть на работе она — руководитель, а в семье — мать, жена, дочь.

Система управления — сложная структура с множеством проблем, за которыми порой трудно разглядеть основную. Если мужчины видят лес, то женщины — деревья. Они значительно лучше воспринимают детали, умеют правильно разъединить проблему на составные части и провести их анализ, обладают высокой степенью рационализма, хладнокровием в трудных ситуациях, решительностью и сильной волей, чем иногда не может похвастать даже самый «сильный» мужчина.

КОНЦЕПЦИИ ЖЕНСКОЙ ПСИХИКИ

В основе современных гендерных концепций лежат прежде всего представления двух исследователей — Альфреда Адлера и Нейла Смелзера.
Адлер, знаменитый психолог, в чьих исследованиях значительную роль играло изучение половой психики, занимал довольно радикальную позицию, считая, что все психологические различия между полами являются непосредственным результатом культурных отношений. Он отвергал принятую в обществе концепцию, согласно которой женщина рассматривалась как низшее существо, считалось, что она создана для увековечения культурных систем мужского доминирования и мужских привилегий. Адлер предполагал, что «…девочка приходит в этот мир с предрассудком, постоянно звучащим у нее в ушах, который призван отнять у нее веру в свою ценность, поколебать ее уверенность в себе и разрушить ее надежду сделать когда-либо что-либо стоящее…».
Смелзер, выдающийся исследователь межличностных отношений, в своих работах делает акцент на том, что женщины, получившие возможность самовыражения на работе, обретают чувство значимости и свободы. Несмотря на двойное бремя служебных и домашних обязанностей они намного счастливее, чем домохозяйки. Даже если работа неинтересная и низкооплачиваемая, их самоуважение выше, чем у женщин, все время находящихся дома.
Эти оценки подтверждаются исследованиями Института Гэллапа, проведенными в 1982 году (более поздние не публиковались): с 1975 года число женщин, желающих иметь детей и работать на полную ставку, возросло на 25%, а число женщин, предпочитающих быть только домохозяйками, понизилось на 27%.